СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный конкурс "Ушаковские чтения". Исследовательская работа.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учебниках истории так мало говорится о великом адмирале: "С моря наступление русской армии поддерживала эскадра Ушакова". Материал можно использовать при проведении внеурочной деятельности или классного часа." 2017 год - 200 лет со дня смерти святого адмирала.

Просмотр содержимого документа
«исследовательская работа»

 

Региональная открытая научно-практическая конференция, посвященная памяти

Святого праведного воина,

адмирала Федора Ушакова

Нравственные заповеди адмирала Ф.Ф. Ушакова

Исследовательская работа по истории

обучающейся 9 класса

МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

Муроновой Ксении

Руководитель работы: учитель истории и обществознания

Зубарева Марина Николаевна

 



СОДЕРЖАНИЕ:                    

1.Введение   …………………………………………….………………..3  2.Хроника жизни великого адмирала ………………………………….4   3.Нравственность – основа семейного воспитания…………………….5

4. Нравственные слагаемые великих побед

4.1.благоустройство, быт и порядок, обеспечение и безопасность…..7 4.2.неустанное воспитание русских матросов и офицеров…………..11

4.3. патриотизм по-ушаковски………………………………………….14

4.4. портрет современного офицера - соединение нравственных и

гражданских добродетелей……………………………………………..18

5. Личная драма………………………………………………………….22

6.Ушаков – гуманист, сострадатель, политический стратег…………..23

7. Последние годы жизни………………………………………………..24

8.Заключение…………………………………………………………….26

9. Список используемой литературы  …………………………………28

10. Приложение - презентация    



                                 

                                         

 








Введение

Я мечтаю стать журналистом. Меня давно волнует биография людей, сыгравших особую роль в истории России. Мой старший брат Никита в настоящее время служит в Российской армии, для меня как никогда интересна военная история. Я спрашиваю себя о том, каким должен быть российский воин, что чувствует и понимает мой брат, какие истины для себя открыл. Мне стало важным пополнить свои знания и принять участие в данной конференции. Я задала себе вопросы: как отрок Федор, родившийся в Российской глубинке, «заболел» морем, какой надо было обладать силой духа для обеспечения великих побед, где скрываются нравственные истоки человеколюбия и великой ответственности за подчиненных? Мне важно понять, почему этот суровый воин был причислен к святым Русской Православной Церкви. В своей работе я использовала  художественную литературу, монографии В.Н.Ганичева и В.Д.Овчинникова о Ф.Ф.Ушакове, справочники, статьи  из журналов, исторические документы, Интернет-ресурсы с данными о жизни Ф.Ф.Ушакова.

Ушаков  не оставил после себя ни мемуаров, ни дневников, ни записок. Не имел он и родовитых приятелей, в чьих семейных архивах могли бы сохраниться его письма или другие документы личного характера. Однако адмирал оставил обширную служебную переписку: рапорты вышестоящему начальству, приказы по эскадре, распоряжения подчиненным и т.п. Мы можем судить о жизни и личности этого знаменитого флотоводца и человека преимущественно по сухим казенным бумагам.

При работе с источниками мне стала ясна еще одна простая мысль.  Нравственные заповеди великого адмирала актуальны и в наши дни. Я попыталась составить «10 заповедей для молодого человека XXI века по Ушакову».

Память о Федоре Федоровиче Ушакове до сих пор живет в Отечестве (слайды 1-6). Его именем названы награды, великолепные морские суда, а также снят интересный фильм о жизни адмирала (слайд 7). В честь этого удивительного человека назван астероид, а Православная церковь канонизировала его как святого покровителя военно-морским силам.

Ушаков проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат, показал образцы организации взаимодействия армии и флота. Ушакова называли «Суворовым на море». Вот почему столь насущна потребность юного читателя ближе узнать этого гениального военачальника и великого человека.

Русский народ никогда не расставался с морской идеей. В создании боевых традиций, развитии национальной военно-морской тактики, в разрешении ряда исторически важных для государства морских проблем XVIII века адмирал Ушаков сыграл громадную роль. Народ должен знать жизнь великого русского моряка. 

2. Хроника жизни

1743 (1745) год Родился Федор Федорович Ушаков.

1766 год Ф. Ф. Ушаков закончил Морской кадетский корпус.

1769 год Ф. Ф. Ушаков назначается в Донскую (Азовскую) флотилию.

1768 - 1774 годы Ф. Ф. Ушаков участвует в русско-турецкой войне.

1775 год Ф. Ф. Ушаков командует фрегатом.

1780 год Ф. Ф. Ушаков назначается командиром императорской яхты, но вскоре отказывается от придворной карьеры.

1780 - 1782 годы Ф. Ф. Ушаков командует линейным кораблем "Виктор", совершает несколько походов из Балтийского в Средиземное море, охраняет русские торговые суда от пиратских действий английского флота.

1783 год Ф. Ф. Ушаков переведен на Черноморский флот, наблюдает за постройкой кораблей в Херсоне, участвует в строительстве главной базы флота в Севастополе, борется с эпидемией чумы.

1787 год Ф. Ф. Ушаков командует линейным кораблем "Святой Павел". Черноморский флот под командованием Ушакова одерживает победу у острова Фидониси над турецким флотом.

1789 год Ф. Ф. Ушаков получает чин контр-адмирала.

1790 год Ф. Ф. Ушаков командует Черноморским флотом. Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова одерживает победы в Керченском сражении и у острова Тендра над турецким флотом.

1791 год Ф. Ф. Ушаков одерживает победу над турецким флотом у мыса Калиакрия.

1793 год Ф. Ф. Ушаков получает чин вице-адмирала.

1798 - 1800 годы Эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова совершает средиземноморский поход с целью освобождения Ионических островов от французской оккупации.

1799 год Ф.Ф.Ушаков получает чин адмирала. Эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова берет штурмом крепость на острове Корфу.

1807 год Ф. Ф. Ушаков увольняется в отставку.

1812 год Ф.Ф.Ушаков избирается начальником народного ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказывается от должности.

1817 год 2 октября - Ф. Ф. Ушаков умер и похоронен в Санаксарском монастыре вблизи г. Темникова.

3.Нравственность – основа семейного воспитания.

«Благодаря именно религиозному воспитанию в семье все познания ребенка о себе самом и о внешнем мире как бы концентрируются в религии».

А.А. Беляев (в последствии священномученик Августин)
Отец гениального адмирала был уволен со службы из лейб-гвардии в чине сержанта Преображенского полка. Родственником Ушакова был его дядя Федор Санаксарский, с которым его часто путают. Однако в действительности это совершенно разные личности. Адмиралу Ушакову от своего дяди досталась безграничная вера в Бога, а также способность смиренно переносить все жизненные перемены, даже не самые удачные.

Условия его воспитания отличались особой строгостью и скромностью быта, так как семья придерживалась высоких нравственных принципов и была совсем небогата. Кроме Федора Федоровича, в семье росли еще три брата: Семен, Гаврила и Иван. Ежедневная молитва и регулярные посты остались навсегда в жизни адмирала. Семья Ушаковых отличалась строгим соблюдением православных обычаев, а самого Федора Федоровича характеризовали кротким, уступчивым и скромным в обычных условиях человеком.
Детство и юность провел Ушаков в отцовской деревне Бурнаково и начальное образование получил при храме Богоявления-на-Острову. Как и всем дворянским детям, Федору предстояло обучаться военному делу.* Но он выбрал море. Вот как это представил в своей книге Ганичев.

— А ты, Федор, в преображенцы или тоже в монахи хочешь? — хмуро спросил отец.

— Не-е, батя, я бы во флот пошел… — Отец удивленно поднял брови, мать охнула:

— Сынок, да кто же тебя надоумил сему?

— Волга, — отвечал Федя с гордостью. — Я быстрее всех плоты вязать научился, плавать и под водой сидеть дольше всех с камышиной, гребу без устали. Вот все ребята наши и соседские меня морянином и именуют.** (Слайд 8)

Как только мальчику исполнилось 16 лет, он был направлен в Морской Шляхетский корпус кадетов, где отличился успехами в области истории и военных наук. Федор Федорович окончил петербургский корпус четвертым по успеваемости.

Желая выделить личность Ушакова из ряда авторитетных людей исторического периода XVIII в., биографы в поисках истоков решительности, твердости характера Ушакова рассказывали об отдельных


* Елена Гордеева. Федор Ушаков – святой адмирал/ Военное обозрение/24февраля 2012г

**Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. - М., 1990.



эпизодах его жизни: «В глуши деревни было много простора для физического развития; отрок Федор, обладая врожденным бесстрашием характера, нередко, в сопровождении таких же смельчаков, отваживался, – как отмечают биографы, – на подвиги не по летам. Так, например, со старостою деревни ходил на медведя». Вот таким крепким, смелым и бесстрашным предстает перед нами великий адмирал. Но согласно результатам последних исследований (с учетом вновь обретенных частей скелета в 2010 году) установлено, что Ф.Ф.Ушаков был среднего роста (167-169 см), широкоплеч, тонкого, грациозного телосложения со слабым или средним развитием мускулатуры и с детства имел заболевание опорно-двигательного аппарата – асептический некроз бедренной кости.* Осмелюсь предположить, что Федор Федорович терпел длительные боли, чувствовал ограничение в движениях, преодолевая их всю жизнь.

4. Нравственные слагаемые великих побед

1. «благоустройство, основанное на нравственности и просвещении офицеров и благонравий солдат, незыблемо пребывает во всех случаях...» Ф.Ф.Ушаков (слайд 9)

Жизненный путь Ушакова интересен его организаторскими и хозяйственными инициативами по обеспечению русского флота всем необходимым. Вот что он говорил о себе: «…я человек военный и не могу переносить праздности бездействия, а без провизии иметь оного нельзя.»

Федор Ушаков внес большой вклад в развитие военного искусства. Он разработал новую тактику морских сражений – применение единых походно-боевых порядков, сближение с противником на короткую дистанцию без перестройки походного строя в боевой, нанесение сосредоточенного огневого удара по флагманскому кораблю, сочетание прицельного огня и маневра, создание резерва (эскадра кайзер-флага), преследование противника до полного его разгрома. Придавал огромное

*В.Н.Рассохо-Анохина Проблематика в отечественной историографии адмирала Федора Федоровича Ушакова,2014


значение формированию у матросов и офицеров боевых навыков; решительно выступал против муштры, стремился внедрить на флоте суворовские методы обучения личного состава. Не менее важной чертой его характера была отеческая забота о матросах, их неустанное воспитание. Ушакова часто сравнивают с его современником и боевым товарищем А.В. Суворовым. Адмирал являлся последовательным сторонником суворовских принципов обучения и воспитания войск (слайд 10). Известно, что Суворов любил пошутить с солдатами, рассказывал анекдоты в часы мирного затишья, всяко поддерживал боевой дух. Ушаков, как я поняла, был человеком строгим, последовательным в своих требованиях. Вот несколько тому подтверждений.

«Матросы должны быть напрактикованы во всякой расторопности, сколько возможно исправно»* (слайд 11). «Матрос должен иметь четыре рубашки: одну - на тело, другую - в дело, третью - мыть, четвертую - про запас хранить»*.

«Господа командующие благоволят в командах своих приказать, чтобы на дворах и около казарм, где живут служители, имели и содержали всю наивозможную чистоту: на дворах и близко жилья нигде отнюдь ничего не лить, дабы никакой мокроты и вредного воздуха от того не было.. Замечено мною, что в некоторых дворах служители в посудах моют белье -и воду выливают на дворах, сие запретить непременно…» (17 марта 1792г.)

В Херсоне служба была тяжелая. Ушаков много потрудился по борьбе с чумой, которая разразилась там как раз в первый же год его службы (выделила К.М.). К этому времени уже успела выявиться яркая черта Ушакова, сближающая его с позднейшими нашими замечательными флотоводцами: Лазаревым, Нахимовым, Макаровым: забота о матросе, о его здоровье, о гигиене на корабле, об общем благосостоянии команды, его неустанная борьба против разворовывания казенных денег,

*Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. - М., 1990.

ассигнуемых на пищу и одежду личного состава флота. Ушаков выселил всех своих моряков далеко за город на все время, пока не утихла эпидемия. Капитан Федор Ушаков стал твердо устанавливать особый карантинный режим. Он распорядился разместить команды в степи. Были построены камышовые бараки, землянки. Сам начертил план размещения. Всю свою команду он разделил на артели. У каждой имелась своя палатка, по сторонам которой были установлены козлы для проветривания белья. На значительном удалении располагалась больничная палатка. Общение одной артели с другой было строго запрещено. Категорически запрещалось подчиненным общаться с посторонними. Организовал под строгим наблюдением обтирание матросов уксусом, окуривание пороховым дымом одежды и постелей. Усилил питание. Если в артели появлялся заболевший, его немедленно отправляли в отдельную палатку, а старую вместе со всеми вещами сжигали. Остальные артельщики переводились на карантин. В самое тяжелое по напряженности время эпидемии он никого не посылал в госпиталь, переполненный больными, и спас от смерти многих, пользуя их при команде. И работы на постройке корабля продолжались.

Пример распорядительности Ушакова в борьбе с чумой восприняли другие как на верфях, так и в Херсоне, и чума отступила. Энергичные действия по борьбе с чумой, предпринятые по инициативе Ушакова, дали положительные результаты. За успешную борьбу с чумной эпидемией, за организацию и продолжение работ по строительству кораблей Ушаков получил благодарность и был награжден своим первым орденом Владимира IV степени. 1 января 1784 года ему было присвоено звание капитана I — го ранга.

В строительстве Севастополя развернулся Ушаков как замечательный администратор и хозяйственник. Севастополь при нем становился подлинным городом. Это было удивительно, ибо казна денег не выделяла, мастеров не было, все приходилось строить «содействием» флотских экипажей. «Последние в свободное время, за очень скромную добавочную плату, строили то казенные здания, то офицерские дома, то даже свои мазанки — если который-нибудь из матросов имел редкий случай завестись собственным своим, устроен был сад для общественного гулянья».

Каждое утро раздавал наряды Ушаков командирам строителей на построение домов, посадку садов, возведение складов, где аккуратно выкладывали канаты, парусину, обшивочные доски, припасая, что можно быстро было погрузить на корабли. Тут же наготове была артиллерия. Ушаков продумал план построения казарм на высоких берегах в гаванях так, чтобы моряки могли мгновенно спуститься по объявлению тревоги к своим кораблям, которые ставились напротив. Почти каждый день адмирал проводил упражнения, развивал верность глаза у офицеров, а у моряков все четче становились движения, они знали на память все команды, дисциплина их не пугала, они все больше привыкали ко вниманию и требовательности со стороны строгого и доброжелательного командира. Адмирал Карцов, что инспектировал Черноморский флот в 1797 году, отметил, что казармы «каменные, покрыты черепицею, а иные землею, некоторые достраиваются и все вообще весьма сухи и чисты… Пороховых погребов не имеется, но порох удобно хранится в прибрежных пещерах, нарочно вырытых большею частью в Инкермане»*.

«Уменье знанья прибавляет, больше свободы понимания становится, стараются они больше, как видят, что я об них пекусь. Забота о подчиненном — сие командирская обязанность», - говаривал Ушаков*. «Письмо Ф.Ф.Ушакова В.С.Томаре о необходимости регулярного снабжения эскадры продовольствием»** тому подтверждение.

24 мая 1799 г., корабль «Св. Павел» 

«Служители на вверенной мне эскадре претерпели и теперь терпят

*Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. - М., 1990.

**О долге и чести воинской в Российской Армии /собрание материалов/сост. Ю.А.Галушко, 1991

совершенный голод, во всех недостатках и при всем том беспредельно стараются о исполнениях всех полезностей, надлежит довольствовать их так, как охранителей здешних мест, а вместо того довольствуются так худо, что и склавы (то есть рабы (sclaves) этого перетерпеть не могут. Я из

в столь худого удовлетворения замечаю только одно уныние, а особо в офицерах... В каждом вижу одно только желание скорее таковую кампанию окончить, напротив что прежде всегда желали иметь такую хорошую и знатную кампанию, где довольствованы были бесподобно достаточнее... Я всепокорнейше прошу ваше превосходительство употребить ваше старание о лучшем продовольствии служителей эскадры, мне вверенной, чтобы можно было видеть их довольными, веселыми, а оттого и рвение их умножится наиболее против неприятеля...
Я наскучил такими описаниями, но я человек военный и не могу переносить праздности бездействия, а без провизии иметь оного нельзя».

2.Неустанное воспитание русских матросов и офицеров

Деятельность моряков определяется специфичными условиями жизнедеятельности, требующими особой подготовки. Своеобразие театра военных действий, продолжительное пребывание в море, изменение привычных жизненных условий, прекращение семейных отношений, длительные моральные и физические перегрузки, при отсутствии достаточных условий для восстановления сил, непредсказуемая морская стихия, однообразная и монотонная окружающая обстановка, замкнутость и ограниченность корабельного коллектива, обособленность личного состава во время несения службы и наоборот, тесное общение во время вахт и досуга - это далеко неполный перечень особенностей службы военных моряков. Все эти условия существенно повышают значение нравственных начал в процессе воспитания личного состава флота. Ведь именно нравственная атмосфера на корабле является основой его боевой мощи.

Всем известно крылатое выражение «Море слабых не прощает».

Действительно жизнь на корабле однообразна, полна опасностей. Многие матросы не выдерживали трудностей. Но с каким пониманием к ним относился Ф.Ф. Ушаков!

Приказ Ф.Ф.Ушакова о наказании находившихся в бегах матросов и возвращении их на свои корабли*

14 июня 1790 г.

«Рассматривая взятых от пойманных из бегов матросов 2-й статьи корабля «Св. Георгия» Симиона Орлова, фрегатов «Иоанна Воинственника» Тихона Волкова и «Покрова Богородицы» Потапа Иванова, которые побег сей учинили с намерением, чтоб определиться в армейские полки, и шатались в разных местах Таврической области, а, наконец, за неимением письменного вида пойманы, и хотя во время побега, воровства, грабительства и злодеяния никаких они не чинили, но по силе закона подвергли себя за самовольную отлучку от команды к жестокому наказанию. Уважая ж молодые их лета и малобытие в службе (выделила К.М.), в надежде, что впредь поступок сей потщатся заслужить, к воздержанию их и в страх другим, рекомендую господину премиер-майору Говорову завтрашнего числа при собрании фрунта наказать кошками и, освободя из-под караула, отослать по-прежнему в свои команды, где, приняв, как они из списков уже были исключены, внесть в оные и почитать налицо».

Ордер Ф.Ф.Ушакова контр-адмиралу Кумани о принятии строжайших мер к прекращению пьянства среди команд кораблей*

18 июня 1798 г.

Заметил я также и от некоторых дошло ко мне сведение, что служители многие обращаются в пьянстве; рекомендую вашему превосходительству наистрожайше оное запретить, пьяных наказывать и тем усмирить и оное прекратить, а с господ командующих за слабое содержание, ежели чьей команды впредь окажутся служители пьяные, делать строгое взыскание и

*О долге и чести воинской в Российской Армии /собрание материалов/сост. Ю.А.Галушко, 1991

понудить их к прекращению по команде таковых беспорядков; пьяных служителей всех без изъятия приказать брать под караул и, по рассмотрении, при командах наказывать».

Младших морских офицеров он призывал к постоянной заботе о матросах, неустанному их воспитанию, в том числе, личным примером благочестия.

Приказ Ф.Ф.Ушакова о непристойном для чести офицера поведении лейтенанта Шестакова и мерах для его исправления*

 27 июня 1790 г.

«Многократно доходила до меня просьба от господина командующего корабля «Петра Апостола» на лейтенанта Шестакова, который дурным своим, непристойным чести офицера, поведением наносит великие беспокойства, и хотя по приказанию моему был штрафован, но и затем от оных не воздерживается, ныне ж по желанию его, господина Шестакова, определяю для кампании на корабль «Георгий». Рекомендую господину командующему оного принять и иметь за ним присмотр, стараясь в поведении его поправить. Господину ж Шестакову рекомендую во оном приложить свое старание и впредь оказать себя исправным и заслужить хорошую рекомендацию, а в противном случае останется сам причиною своего несчастия, если оно с ним последует. Надеюсь, что сие подтверждение послужит ему в пользу».

Любую награду офицеров или матросов Ушаков рассматривал как милость к себе.

Письмо Ф.Ф.Ушакова Г.А.Потемкину с просьбой о выдаче денежной награды участникам сражения в керченском проливе*

7 августа 1790 г., Севастопольский рейд

Надеюсь на милости вашей светлости, осмеливаюсь всепокорнейше просить к поощрению служащих на Севастопольском флоте за ревностную службу одержанной ныне над неприятелем довольно знатной победы, не угодно ли будет оказать милость вашей светлости при сем благоприятном

*О долге и чести воинской в Российской Армии /собрание материалов/сост. Ю.А.Галушко, 1991

случае штаб- и обер-офицерам определить получать годовые порционные деньги, как уже ваша светлость и намерены были при случае оказать сию милость, рядовых же и нижних чинов служителей прошу, если возможно, наградить выдачею каждому по рублю или по два деньгами, что я навсегда почитать буду за отменную к себе милость вашей светлости (выделила К.М.). Сия сумма денег, считаю, не весьма велика, а благодарность заслуживающих оную будет превосходна и усугубит рвение к службе и доверенность ко мне всех подчиненных. Ибо я во время бою поощрял на своем корабле людей, обещал им, когда одержим победу, исходатайствовать милость вашей светлости...»

Ушаков сам же «отдавал справедливость достоинством» и подавал «всевозможные выгоды» людям уже давно без позволений и ордеров, спущенных сверху.

4.3. Патриотизм по-ушаковски

«…но во всех случаях оказывать себя скромными, честными, бескорыстными воинами, готовыми пожертвовать жизнью за славу и благоденствие Отечества». Ф.Ф.Ушаков. (слайд12,13)
Принцип патриотизма занимал важное место в ушаковской системе обучения и воспитания. Окрепший духовно на патриотических традициях русского народа, он сам активно внедрял в практику воинского и нравственного воспитания подчинённых идеи патриотизма. При этом Фёдор Фёдорович в процессе воспитания сознательно не применял распространённый в армиях и на флотах стран Западной Европы принцип ненависти к врагу. Напротив, одной из характерных черт его флотоводческого наследия является гуманизм по отношению как к подчинённым, так и к поверженному неприятелю. В совокупности это существенно повышало мотивацию рядового и офицерского состава к воинскому служению, укрепляя его морально-боевой дух.

Нравственные качества военнослужащих - это залог здоровья не только армии, но и нации в целом, основа стабильности и процветания государства. Воспитание нравственно здорового подрастающего поколения, поколения готового защищать свое Отчество, поколения знающего, понимающего и уважающего историческое наследие своей страны – это задача, которая решается в современной России.*

22 августа 2002 г. Президентом Российской Федерации утверждена Программа перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания. В ней подчеркивается, что воинское воспитание необходимо осуществлять на «основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонациональной России, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры». Поэтому нравственная теория адмирала Федора Федоровича Ушакова должна приобрести новую форму: показать истинный образ всемирно известного русского флотоводца, его неразрывную связь с духовностью военного человека, утверждать, что долг офицерского состава перед Россией состоит в том, «чтобы сохранить всеми мерами военно-морской духовный капитал, приобретенный тяжкими трудами и переданный ему из поколения в поколения, и стараться всеми мерами его умножить, чтобы поддержать уровень современных требований». Я уверена, что воспитание патриотизма в молодом поколении - задача долгосрочная. Работу адмирала «О средствах завести хороших офицеров»** я рассматриваю, как правила воспитания мальчика, юноши, мужчины в любой семье, не обязательно военной. Особо она важна для разработки воспитательной стратегии военных учебных заведений. Эта работа отличается лаконичностью, простотой изложения и определяет задачи государства в деле нравственного формирования защитников Отечества.

«Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее

*Овчинников В.Д. Духовно-нравственное наследие адмирала Ушакова/Военно-исторический журнал №3, 2009

**О долге и чести воинской в Российской Армии /собрание материалов/сост. Ю.А.Галушко, 1991

средство к заведению хороших офицеров... (слайд 14).
Нет ничего пагубнее, как вверять оное частным людям, даже и самим родителям; живые примеры сие подтверждают. Один, проведя все свое время в гражданской службе, препятствует своему сыну вступить в военное поприще и весьма часто вопреки его наклонностям готовит его в судьи или дипломаты. Другой, служа век свой капралом и офицером, взяв крест на приступе, и обязан будучи своим именем одной своей храбрости, мнит, что науки бесполезны для его сына. Мать же, ежели она старинного века, то морит своего сына над часовником... и другими тому подобными книгами. Новомодная барыня наряжает своего сына купидончиком или еще в женское платье, как будто бы русское недостойно дворянина; одна кричит: я не хочу, чтобы мой сын был ученый педант, и учит его танцевать и болтать по-французски. Другая: я хочу, чтоб мой сын был военный, учит его фехтовать, ездить верхом и сим образом готовит его в генералы.

Наконец есть и такие, которые, разрядившись в кружева и в тонкое прозрачное платье, намазав лице свое и шею белилами и опрыскав себя духами, говорят: я хочу, чтоб мой сын был светской человек; чтоб он был любезен; я терпеть не могу этих странных ученых; к чему математика, геометрия, фортификация? я не хочу его отдать в пушкари... Вот какое бывает домашнее воспитание, которое почти всегда препоручается иностранцам; но что это за люди?…Ребенок слышит от него, что русское все дурно и глупо, отец его восхищается английскими сапогами, мать французскими кружевами, и оба клянут Россию за то, что она не производит таковых драгоценностей. Послали слугу купить ребенку шляпу, шляпа куплена в русских рядах: какой дурак, говорит мать, может ли быть что порядочное в русских рядах? Дома все говорят по-французски или по-немецки, ребенку запрещают говорить по-русски... Ребенок не слышит никогда про Отечество и, пока живет дома, едва ли знает, что значит сие священное слово.— Нет! ребенок принадлежит не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для него святее всего на свете, все воспитание его должно клониться к тому, чтоб его сделать не только годным, но и отличным слугою своим согражданам, добрым сыном, добрым отцом; без любезных государство обойтися может, а без сынов Отечества—никогда…
В губернской школе молодые люди должны учиться российскому языку, арифметике, алгебре не далее уравнений второй степени, геометрии, тригонометрии, рисованию; сверх того всякий ученик должен учиться какому-нибудь иностранному языку не с тем, чтобы на нем речисто болтать, но чтобы быть в состоянии на нем понимать книги. Гимнастические упражнения детей для укрепления их физических сил должны быть плавание, верховая езда, фехтование, играние в мячик и стрельба из ружей и пистолетов. Из губернских дворянских школ юноши, предопределяющие себя к военной службе, должны быть испытаны в тех науках, которые им преподавались…

Всему сему можно научить даже самого тупого, а выучив, выпускать в линейные полки офицерами. Тогда они будут иметь самые высшие познания, какие по посредственности своей они только могут иметь; следовательно, будут сколь возможно более полезны Отечеству, и сим образом не пропадет для Отечества ни один дворянин, даже не имеющий почти никаких природных дарований. Те, которые выдержат вышеупомянутый экзамен, должны поступать в государственные военные школы или в так называемые кадетские корпуса. В оных будут им преподаваемы: высшая алгебра, дифференциальное и интегральное исчисление, механика, часть физической и практической астрономии, артиллерийская и инженерная наука во всем их пространстве, физическая география, о сочинении географических и топографических карт, всеобщая и Российская история. Тактике же и стратегии вовсе не учить: ибо сии науки сделаны не для юноши, и им учиться надо уже в службе, читая книги, беседуя с учеными воинами и служа на войне.
Я желал бы, чтоб все военные школы, как губернские, так и государственные, были под управлением коренных русских дворян...
Все чиновники, определяемые в сии школы для присмотру за поведением детей, должны быть военные люди; не молодые; страстями не порабощенные; но заслуженные и, преимущественно, на войне изувеченные.
…Теперь у нас два пути ведут к чинам, старшинство и отличие. Опыт показал, что государство только тогда имеет великих полководцев, когда отворен сей последний путь; но разве по военной части хорошие теоретические сведения (которые весьма не всякий имеет) не суть отличия? Согласен, что надо поощрять храбрость, ибо хотя и говорят некоторые, что храбрость без ума ни на что не надобна; но военному человеку и ум без храбрости ни на что не нужен: однако же познания должны быть столь же поощряемы, сколько и храбрость, но разным образом. Познания должны быть поощряемы чинами, а храбрость — орденами… Сколь ни полезны науки для образования офицера, однако же при всей учености он будет бесполезен армии, ежели не займется применением теоретических своих сведений к самым опытам. Он не будет даже знать, имеет ли воинственный дух: ибо сие неиначе узнать можно даже о самом себе, как на самом деле.

…Итак, главнейшие средства к заведению офицеров со сведениями суть: 1) хорошее, общее и единообразное воспитание благородного юношества; 2) просвещенное начальство; 3) употребление при всякой войне сколь возможно более офицеров и 4) производство за отличие в науках».

4.4. Портрет современного офицера - соединение нравственных и гражданских добродетелей

«словам моим бессомненно верят и надеются, а всякая их ко мне доверенность совершает мои успехи».Ф.Ф.Ушаков

Ушаков большое значение придавал реализации принципа органической духовной связи в воинском коллективе. Именно в результате духовного общения командир-подчиненный, на основе православного вероучения отдельные служивые люди, расчёты и экипажи сплачивались в единый боевой коллектив с общей целью защиты Отечества и веры от «посягания иноплеменных». Образовавшееся на основе взаимопонимания доверие нижних чинов к начальникам, а начальников к подчинённым, к своим товарищам, к оружию, кораблю в конечном итоге и способствовало укреплению веры в свои силы. Строг и даже беспощаден к своим командирам был адмирал, к помощникам ближайшим. Те иногда, хоть в плач кидайся, такие выговоры и слова резкие слышали. Нравилось ему строгим, что ли, быть? Да нет, нравилось ему, чтобы был порядок, не тот мелочный порядок прусский, когда главное, какая пуговица где пришита да как долго может матрос вытянувшись и не шевелясь простоять. А тогда, когда все к бою и походу на кораблях готово было, каждый знал свой маневр, место свое. Когда все знают, за что, с кем и когда сражаются. Да! Все. И командиры, и простые моряки. Командиры, конечно, люди дворянского, высшего происхождения, образованные. И тем паче дело знать должны.

О нравственном образовании военных людей (сообщено от ветерана)* 

«Военная служба более всех других званий сопряжена с тяжкими трудами, с чрезвычайными усилиями и пожертвованиями; …коль великим опасностям подвергаются неустрашимые воины, защищая пределы Отечества и не щадя живота своего за благоденствие страны, коея безопасность от их храбрости и благоразумия зависит. Словом, обязанности защитников Отечества столь многочисленны, что исполняющий оныя в точности заслуживает общее сограждан своих уважение...
Я изображаю себе защитника Отечества, не устрашимого, искусного и равнодушного во бранях, не утомимого в трудах, мудрого в советах и начертаниях, неусыпного в рачении о пользе общей, преисполненного верности к Отечеству, усердия к службе, честности и правдолюбия,

* http:www.elibrary.ru

руководствуемого всегда правилами добродетели и старающегося о покорении малейших человеческих слабостей, пекущегося о благе войск своих как отец и подавающего им пример соединения нравственных и гражданских добродетелей с военными доблестями…
(Многие – К.М.) воображают, что мундир освобождает их от всех правил нравственности и законов общежития.

Весьма остерегаться должно, чтобы не сделать молодых людей военными куклами, а вперять им дух, благонравие, бодрость и охоту к наукам.
Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека, потому что производит внутреннее побуждение к соблюдению правил нравственности:.. умеренность в наслаждении, избежание непозволенных удовольствий, честность и благонравие суть добродетели, званию его приличнейшие.

Военные труды тягостны и изнурительны и по сему требуется достаточных сил к понесению их; но что более изнуряет телесные и душевные силы, как роскошное и безрассудное насыщение страстей всякого рода, отнимающее все способности к усердному и рачительному исполнению своих обязанностей и усугубляющее через то труды в каждом деле!

…Военное состояние почтеннее всех прочих, когда исполняет все свои обязанности; но воин, не удовлетворяющий гражданским законам своего Отечества, недостоин быть членом государства и жить под покровом верховной власти...

…Лучшее средство к сохранению правил нравственности и к приобретению нужных познаний состоит в употреблении свободных часов на полезные для военного человека занятия в приличных нашему званию науках...
Все качества достойного военного человека кратко изъяснить можно следующими словами: военные достоинства; просвещение; нравственность. …Военные труды сносит с неутомимою терпеливостью, праздности даже в лагере гнушается и остающееся от должности время проводит в полезных для своего звания занятиях, и между тем как товарищи его веселились, приобрел он новые военные достоинства, распространил познания свои и умножил число нравственных добродетелей.
Он преисполнен усердия... но ласкать не умеет, обхождение его с подчиненными таково, как ожидать можно от просвещенного человека: в войне малейших упущений не терпит; в мире снисходителен. Не любит изнурять солдат бесполезно, когда в учениях не предвидит благоразумной цели.
Во всех случаях имеет он попечение о продовольствии и здравии войск своих и пользуется совершенною их доверенностью и преданностью. Беспрерывно старается вперять в них такое же усердие к службе, такую же нелицемерную преданность и верность к Отечеству, каковыми сам пылает, поощрял их собственным примером быть храбрыми и благонравными, начальников уважать без унижения, строго наблюдать военный порядок, не притеснять сограждан своих и мирных жителей; но во всех случаях оказывать себя скромными, честными, бескорыстными воинами, готовыми пожертвовать жизнью за славу и благоденствие Отечества.
…Нрав его никогда ни в чем не изменяется, … руководствуясь всегда правилами справедливости и добродетели.

— В честности непоколебим и понятия его об истинной чести чужды всякого заблуждения.

— Корыстолюбием гнушается, благотворителен и благодарен.

— Правдолюбив и откровенен, но всегда наблюдает благоразумную скромность.

— Враг зависти, ненависти, коварности и всех пороков.— В наслаждении умерен. От страстей свободен и покоряет их гласу рассудка.
К чести военного звания должно сказать, что соединение столь знаменитых добродетелей не есть мечта воображения, но самая истина, примерами подтвержденная. Новейшая история в сем не уступает древней.

Есть еще достопочтенные воины, соединяющие редкие природные способности, основательные и обширные военные познания, неутомимую в трудах рачительность, точность и усердие к службе со всеми нравственными и гражданскими добродетелями, и которые во всей своей жизни не преступали правил оных. Тем большей похвалы достоин военный человек, отличающийся мужеством и храбростью, когда, содействуя общей пользе, не довольствуется собственными в науках успехами, но также и в других вперяет к оным охоту, подавая благоприятные случаи к удобному распространению и употреблению их познаний...»

5. Личная драма

«Истощение собственных сил, несчастье семейств и развращение нравов даже для всех будущих поколений суть следствия беспорядочной жизни…» Ф.Ф.Ушаков

Когда читаешь произведения о великих людях, кажется, что не было вокруг них проблем, слез, разочарований, одно только великое служение. А ведь это не так. Жили они как все смертные. Но тяготы переносить умели и нас этому учат.

Плохо было Ушакову в те годы, когда умерла мать, умер отец. Свирепость, дурь и горе вылезли в старшем брате Степане. Стал он бить дворовых, истязать девок, ропот пошел по селам, жалобы возымели действие. Посадили старшего брата в смирительный дом. Позор. Жена же его, гулящая, приглашала к себе ухажеров, да и сама куда-то уезжала, возвращалась тихой, молилась долго, а потом все зачиналось сначала. На гулянье деньги надо, продала дом и землю, а затем и сама утопилась.

Пуще всего огорчила адмирала в то время кончина отца Федора в Санаксарской обители. Ушел из жизни человек, светлой верой, чистотой помыслов которого он восхищался. Свой путь выбрал сам, но многое примеривал на поступки и слова святого отца…*

Тогда-то и решил Федор Федорович семью собрать, укрепить, не допустить распада. Взял адъютантом к себе брата Ивана, обратился в опекунский совет с тем, чтобы пришедшего в себя и «осмиревшего» Степана освободили из смирительного дома и перевели в его имение Анциферовку Олонецкой губернии. Всем он хотел сделать доброе дело, поддержать, не допускать раздоров, ссор, склок.

Ушаков никогда не был женат. Особенно любил детей брата Ивана Колю и Федю, племянницу Павлу, называл их своими детьми, слал подарки и добрые слова. А когда лишились они отца, взял на полное попечение.

6.Ушаков – гуманист, сострадатель, политический стратег.

Ушаков, оказавшись в период Ионической кампании в центре сложнейшего переплетения европейской политики, поднялся до уровня государственного политического деятеля, умного и тонкого политика, показав себя истинным патриотом России.

Константинопольская конвенция о статуте островов была подписана 21 марта (1 апреля) 1800 года, а до этого Ушаков, конечно, получая указания и пожелания из Зимнего дворца и константинопольского посольства, утверждал на островах новый режим управления. …Ушаков решительно отверг тактику репрессий. Нет, он принимал «под защиту» нобилей, распускал после взятия крепостей крестьянские отряды, но настаивал в большинстве случаев на прощении тех, кто громил в свое время нобилей. Более того, он не требовал обязательного возвращения ими земли и имущества, захваченного у нобилей. Хватит, считал он, насилия и крови, нужны мир и согласие. «Мы всех бывших в погрешностях по таковым делам простили и всех островских жителей между собой примирили, потому и имения от них или от родственников их отбирать не надлежит… За всем тем полагаю — лучше все, что можно, простить, нежели наказать,

*Овчинников В.Д. Духовно-нравственное наследие адмирала Ушакова/Военно-исторический журнал №3 2009 г.

а особо, чтобы в числе виновных безвинные родственники не страдали».

Так в суровом военном человеке проявился гуманист и сострадатель, реалист и подлинный политический стратег.

7.Последние годы жизни

В 1812 году Федора Федоровича избрали командующим ополчением, собранным в Тамбовской губернии для оказания сопротивления наполеоновским войскам, однако Ушаков не смог принять эту честь, так как был уже слаб и болен. Тем не менее адмирал организовал госпиталь для раненых, а также пожертвовал крупные суммы, как на ополчение, так и на другие нужды.

Сам Федор Федорович в письме обер-прокурору Синода в апреле 1813 года писал, что в ответ на обращение императрицы Елисаветы Алексеевны о свершении денежных пожертвований страждущим от разорения, бедствующим и не имеющим жилищ, одежды и пропитания он решил снять все деньги, положенные им под проценты Петербургской сохранной кассе, и отдать на вспомоществование ближним страждущим от разорения злобствующего врага. «Я давно имел желание все сии деньги без изъятия, — писал он, — роздать бедным, нищей братии, не имущим пропитания, и ныне, находя самый удобнейший и вернейший случай исполнить мое желание и… употребить их в пользу разоренных, страждущих от неимущества бедных людей».

Последние годы Ф.Ф. Ушаков почти отшельником провел на родине, в Темниковском уезде Тамбовской губернии. Хотя большая часть земель и недвижимости Ушакова находились в Крыму, для жительства он избрал свое тамбовское имение - невыносимо тяжко было бы находиться в Севастополе, будучи, практически, никем. Всю недвижимость Ушаков продал. Часть вырученной суммы адмирал пожертвовал на храм. Деньги пошли на расширение соборной церкви св. Николая, построенной еще в 1783 г. за казенный счет контр-адмиралом Т. Маккензи. Здесь Ушаков прослушал сотни молебнов, в том числе и в честь побед Черноморского флота, где присягал па верность Павлу I и Александру I, подписывал присяжные листы при получении званий контр- и вице-адмирала.

Скромная усадьба в селе Алексеевка Темниковского уезда - каменный двухэтажный дом "монастырской архитектуры", кирпичная конюшня, деревянный каретный сарай, погреб с ледником, большой фруктовый сад, огород, - стала прибежищем последних десяти лет его жизни. По сведениям 1812 г. за ним числилось 118 крепостных душ мужского пола. Не имея своей семьи, он содержал живших при нем осиротевших двух племянников и племянницу.

Его жизнь в преклонном возрасте была более похожа на монашескую. Все свои сбережения тратил на благотворительность. Большие взносы он делал на благо церкви, участвовал в судьбе несчастных и обездоленных. Грозный адмирал российского флота жил в скромности и даже можно сказать в бедности, так как считал это достойным настоящего христианина. Он много молился и подолгу жил в монастыре, простаивая часами в церкви на богослужениях.*

Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию: «Оный адмирал Ушаков… и знаменитый благотворитель Санаксарской обители по прибытии своём из Санкт-Петербурга около восьми лет вёл жизнь уединённую в собственном своём доме, в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям Божьим во всякое время, а в Великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения… по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. В послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. В честь и память *В.Н.Рассохо-Анохина Проблематика в отечественной историографии адмирала Федора Федоровича Ушакова, 2014 благодетельного имени своего сделал в обитель в Соборную церковь дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник. Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви.*

2 октября 1817 года Федор Федорович Ушаков скончался. Похоронил его

живший с ним племянник, капитан-лейтенант Федор Иванович Ушаков, погибший впоследствии в Наваринском сражении (1827 г.). Погребен Ушаков в Санаксарском монастыре (слайд 15,16,17,18,19).

8. Заключение

Таким образом, моя исследовательская работа позволила сделать следующие выводы. Первое. Основы нравственности будущий адмирал получил в семье. Искреннее восприятие Бога Федором Ушаковым еще в детском сознании воспитало высоконравственные чувства и расположило его к совестливому отношению к людям, к мужественным поступкам. Второе. Он никогда не пренебрегал осторожностью и вместе с тем никогда не страшился вступать в битву с более сильным противником. Главным же фактором побед Федор Федорович всегда считал мужество и стойкость своих матросов. Он неустанно заботился о личном составе эскадр, продуманная система воспитания и гуманное отношение к простому моряку во многом роднили его с Суворовым, высоко ценившим именно моральные качества русских людей. Адмирал часто повторял своим офицерам: «Помните непреложное правило – командующий над кораблем почитается отцом всего экипажа». При этом ни азарт боя, ни ожесточенность неприятеля, ни необходимость нанести ему наибольший урон,– ничто не могло заставить славного адмирала забыть о главном: сражения ведутся не для истребления людей, а для прекращения войны. Неоднократно битые русским адмиралом турки с почтением и страхом *Ковалевский Н. Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII — начала XX века. М., 1997

называли его «Ушак-паша». Третье. Деятельность Федора Федоровича Ушакова оставила глубокий след в развитии морского могущества нашего государства (слайд 20).

Его воинский путь и морские победы навек вписаны в скрижали Российской истории, а преданность вере, службе и Отечеству – пример для многих поколений русских воинов. Его жизнь и боевая служба оказались теснейшим образом связаны с важнейшими политическими событиями в жизни России конца XVIII века: русско-турецкими войнами, созданием Черноморского Флота, освобождением захваченных наполеоновской Францией Ионических островов. В нашем понимании Ф.Ф.Ушаков – это флотоводец, не проигравший ни одного сражения, умелый организатор флотской службы, новатор тактики морских битв.*

Четвертое. Нужно сказать, что на протяжении всей службы во флоте империи Ушаков не изменил своего образа жизни и строго придерживался православных канонов. Это был заботливый, но справедливый и суровый командир. Отличало адмирала то, что себя он никогда не жалел, а подчиненных берег и не бросал в необдуманные предприятия. Каждое действие, связанное с риском для людей, было взвешенно и просчитано до мелочей.**

Его воспитательная теория актуальна в наши дни и способствует выработке государственной стратегии формирования российского воинства. В своей работе я привела письма и записки великого адмирала с минимальным сокращением. Его мысли точны и весомы, понятны, правильны и актуальны. Они не нуждаются в комментарии, а лишь – во внимательном прочтении.

Образ жизни Федора Федоровича Ушакова, скромность, щедрая благотворительность сделали его почти святым для окружения. Но ни царь, ни офицеры из военно-морского ведомства не вспомнили ни о нем *Использованы материалы кн. Михаила Петрова «Адмирал Ушаков», Армада, 1996

**Тарле Е. В. Адмирал Ушаков на Средиземном море // Под Андреевским флагом: Век XVIII. М.: Патриот, 1994

самом, ни о его блестяще оправдавшей себя новой тактике ведения морских операций, ни о его замечательных победах. Как будто и не было русско-турецких войн, принесших при Ушакове славу русскому военно-морскому флагу, ни средиземноморских операций, ни самого Ушакова, так сил вложившего в создание боевого Черноморского флота для пользы и славы России.

Ушакова оценили в России по достоинству только в советское время, когда его именем назван один из высших орденов страны. Его боевые подвиги, его флотоводческое искусство, в котором он опередил Нельсона, его заслуги перед родиной занимают одно из виднейших мест в военной истории нашего государства, которую мы бережно храним и тщательно изучаем.

Могила адмирала была восстановлена и вместе с остатками монастырского комплекса взята под охрану государства. (слайд) Ни один из российских адмиралов не удостоился столь широкой известности и внимания историков, как Федор Федорович Ушаков. Пришло время следовать его нравственным заповедям (слайд 21).

9. Список используемой литературы

1) Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. - М., 1990.

2) Елена Гордеева. Федор Ушаков–святой адмирал /Военное обозрение/

24 февраля 2012 г.

3) Ковалевский Н. Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII — начала XX века. М., 1997

4) О долге и чести воинской в Российской Армии /собрание материалов/сост. Ю.А.Галушко, 1991

5) Овчинников В.Д. Духовно-нравственное наследие адмирала Ушакова/Военно-исторический журнал №3, 2009

6) Овчинников В.Д. В служении Отечеству (адмирал Ушаков: неизвестные страницы жизни), 1993

7) Овчинников В. Д. Сын Отечества — сын Божий // Военно-исторический журнал, 2003. № 2.

8) В.Н.Рассохо-Анохина Проблематика в отечественной историографии адмирала Федора Федоровича Ушакова, 2014

9) Михаил Петров «Адмирал Ушаков», Армада, 1996

10) Тарле Е. В. Адмирал Ушаков на Средиземном море //Под Андреевским флагом: Век XVIII. М.: Патриот, 1994

11) http:www.elibrary.ru

12) Поисковые системы www google, yandex.









10


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Вся жизнь их — подвиг неустанный.  Они, не пожалев сердец,  Сверкают темой для романа  И дали чести образец.  Их жизнь не промелькнула мимо,  Не затерялась вдалеке.  Их след лежит неизгладимо  На времени и моряке.  Б. Пастернак Нравственное учение Ф.Ф. Ушакова

Вся жизнь их — подвиг неустанный. Они, не пожалев сердец, Сверкают темой для романа И дали чести образец. Их жизнь не промелькнула мимо, Не затерялась вдалеке. Их след лежит неизгладимо На времени и моряке. Б. Пастернак

Нравственное учение Ф.Ф. Ушакова

«идя в бой, молитесь, и вас не возьмёт ни пуля ни сабля»

«идя в бой, молитесь, и вас не возьмёт ни пуля ни сабля»

«Всем моим состоянием предан службе и ни о чем более не думаю, как об одной пользе государственной »

«Всем моим состоянием предан службе и ни о чем более не думаю, как об одной пользе государственной »

«Смерть предпочитаю я бесчестному служению»

«Смерть предпочитаю я бесчестному служению»

Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России  Этот призыв знаменитого флотоводца дорог и сегодня каждому, кто неравнодушен к судьбе Отечества

Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России Этот призыв знаменитого флотоводца дорог и сегодня каждому, кто неравнодушен к судьбе Отечества

И вот на эту ширь раздолья  Глядит из глубины веков  Нахимов в звездном ореоле  И в медальоне — Ушаков.  Б. Пастернак      3 марта 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова.

И вот на эту ширь раздолья Глядит из глубины веков Нахимов в звездном ореоле И в медальоне — Ушаков. Б. Пастернак

   3 марта 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова.

В 1953 году режиссер Михаил Роммом снял историко-биографический фильм, посвященный становлению российского флота на Чёрном море.   Иван Переверзев в роли Федора Ушакова

В 1953 году режиссер Михаил Роммом снял историко-биографический фильм, посвященный становлению российского флота на Чёрном море.

Иван Переверзев

в роли

Федора Ушакова

Я быстрее всех плоты вязать научился, плавать и под водой сидеть дольше всех с камышиной, гребу без устали. Вот все ребята наши и соседские меня морянином и именуют.

Я быстрее всех плоты вязать научился, плавать и под водой сидеть дольше всех с камышиной, гребу без устали. Вот все ребята наши и соседские меня морянином и именуют.

«благоустройство, основанное на нравственности и просвещении офицеров и благонравий солдат, незыблемо пребывает во всех случаях...»

«благоустройство, основанное на нравственности и просвещении офицеров и благонравий солдат, незыблемо пребывает во всех случаях...»

Адмирал являлся последовательным сторонником суворовских принципов обучения и воспитания войск.

Адмирал являлся последовательным сторонником суворовских принципов обучения и воспитания войск.

  «Матросы должны быть напрактикованы во всякой расторопности, сколько возможно исправно».
  •   «Матросы должны быть напрактикованы во всякой расторопности, сколько возможно исправно».
«но во всех случаях оказывать себя скромными, честными, бескорыстными воинами, готовыми пожертвовать жизнью за славу и благоденствие Отечества»       и благоденствие Отечества.

«но во всех случаях оказывать себя скромными, честными, бескорыстными воинами, готовыми пожертвовать жизнью за славу и благоденствие Отечества» и благоденствие Отечества.

«чтобы флаг наш везде надлежащим образом уважаем был»

«чтобы флаг наш везде надлежащим образом уважаем был»

Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров...

Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров...

                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                               

     1944 году возник вопрос о месте погребения адмирала Ушакова. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории Санаксарского монастыря и вскрытие могилы адмирала Ушакова у стены соборного храма. Честные останки Феодора Феодоровича оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии.

     1944 году возник вопрос о месте погребения адмирала Ушакова. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории Санаксарского монастыря и вскрытие могилы адмирала Ушакова у стены соборного храма. Честные останки Феодора Феодоровича оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на могиле Ф.Ф. Ушакова

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на могиле

Ф.Ф. Ушакова

На его могиле служатся панихиды, многочисленные паломники - духовенство, монашествующие, благочестивые миряне, среди которых часто можно видеть воинов-моряков, - приходят поклониться Феодору Феодоровичу Ушакову, ревностному служителю Отечеству и народу Божиему, явившему собою великий пример воинской доблести, милосердия и христианского благочестия.

На его могиле служатся панихиды, многочисленные паломники - духовенство, монашествующие, благочестивые миряне, среди которых часто можно видеть воинов-моряков, - приходят поклониться Феодору Феодоровичу Ушакову, ревностному служителю Отечеству и народу Божиему, явившему собою великий пример воинской доблести, милосердия и христианского благочестия.

Награды Ф.Ф.Ушакова Орден Святого Владимира 4 степени (1784)     Орден Святого Георгия 4 степени (1788)     Орден Святого Георгия 2 степени (1790)     Орден Святого Владимира 3 степени (1788)     Орден Святого Владимира 2 степени (1790)     Орден Святого Александра Невского (1791)     Алмазные знаки Ордена Святого Александра Невского (1798)     Орден Святого Януария Королевства обеих Сицилий     Командор креста Святого Иоанна Иерусалимского (1798)     Высшая награда Османской империи Челенк     Золотое оружие от греческой Республики Семи Островов

Награды Ф.Ф.Ушакова

Орден Святого Владимира 4 степени (1784)

    Орден Святого Георгия 4 степени (1788)

    Орден Святого Георгия 2 степени (1790)

    Орден Святого Владимира 3 степени (1788)

    Орден Святого Владимира 2 степени (1790)

    Орден Святого Александра Невского (1791)

    Алмазные знаки Ордена Святого Александра Невского (1798)

    Орден Святого Януария Королевства обеих Сицилий

    Командор креста Святого Иоанна Иерусалимского (1798)

    Высшая награда Османской империи Челенк

    Золотое оружие от греческой Республики Семи Островов

10 заповедей для молодого человека XXI века

  • 1 . Гимнастические упражнения детей для укрепления их физических сил
  • 2.В честности непоколебим и понятия его об истинной чести чужды всякого заблуждения.
  • Корыстолюбием гнушается, благотворителен и благодарен.
  • 3.Правдолюбив и откровенен, но всегда наблюдает благоразумную скромность.
  • 4.Враг зависти, ненависти, коварности и всех пороков. В обхождении кроток, снисходителен, избегая лишних слов.
  • 5. В наслаждении умерен. От страстей свободен и покоряет их гласу рассудка.
  • 6. Лучшее средство к сохранению правил нравственности и к приобретению нужных познаний состоит в употреблении свободных часов на полезные для военного человека занятия в приличных нашему званию науках...
  • 7. Истощение собственных сил, несчастье семейств и развращение нравов даже для всех будущих поколений суть следствия беспорядочной жизни… Обязанности к своему семейству исполняет и одна токмо польза Отечества в силе отвлекать его от оных. 8. Законы своего Отечества приводит в точное исполнение, соблюдает все долги гражданина и человека. …Воин, не удовлетворяющий гражданским законам своего Отечества, недостоин быть членом государства и жить под покровом верховной власти...

9. Не притеснять сограждан своих и мирных жителей. 10.Есть еще достопочтенные воины, соединяющие редкие природные способности, основательные и обширные военные познания, неутомимую в трудах рачительность, точность и усердие к службе со всеми нравственными и гражданскими добродетелями, и которые во всей своей жизни не преступали правил оных.