Задания части А.
Найдите область определения функции
.
1)
2)
3)
4) 
Решите уравнение
.
1) 0; –2; –3; 2 2) 0; –2; –3 3) –3; 2 4) –2; –3; 2
Упростить
.
1)
2) 1 3) –5 4) –1
Задания части В.
1. Решите систему уравнений 
При каких значениях а уравнение ах2 + х + 1 = 0 имеет два различных
корня.
Найдите радиус окружности, вписанной в равнобедренный треугольник с основанием 16 см и боковой стороной 10 см.
Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая труба. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если резервуар объемом 624 литра она заполняет на 2 минуты раньше, чем первая труба заполняет резервуар объемом 650 литров?
Решите уравнение
.
Ответы:
А1. 2
А2. 3
А3. 2
В1. (4;1), (4;–1), (–4;–1), (–4;1).
В2. при а .
В3.
.
В4. 26.
В5.
.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений
школьников по математике
Каримова Е. В., учитель математики
МОУ "Лицей №12" г. Железногорска
В ходе реализации национального проекта "Образование" изменение целей обучения (формирование инициативной, творческой личности), важность конечного результата (компетентность выпускника) повлекли и изменение, совершенствование подходов, методов и приемов обучения. Изменение стратегии обучения сопровождается и совершенствованием способов оценки достижений школьников. Задача каждого учителя – создание благоприятных условий для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче. Учитывая потребность современного общества в "комплексной образованности", я считаю, что переход к рейтинговой системе оценивания в старшей (профильной) школе необходимым. Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.
Существующая ныне пятибалльная система не удовлетворяет ни учащихся, ни учителей и не соответствует требованиям времени. Разнообразные виды деятельности учащегося (устный ответ, математический диктант, самостоятельная, контрольная работа, экзаменационная работа, зачет, реферат и т.д.) различаются и по объему, и по степени сложности, и по методической ценности. А в соответствие им ставится стандартный набор из пяти, а чаще четырех оценок. Понятно, что уровни значимости этих видов работ различны, однако пятибалльная система контроля никак не отражает и не поддерживает это принципиальное различие.
А как поступить, если оценка за выполненную учащимся работу заключена между двумя традиционными, например, между "4" и "5"? Иногда, пытаясь как-то градуировать небогатый запас баллов, учитель использует неофициальные "оценки": 5–, 4+, 3– и т.п. Такой способ оценивания более реально отражает истинный уровень знаний и умений, достигнутый учеником, однако совершенно неприемлем для официальных документов.
Накопленный опыт убедил меня, что из всех систем оценивания: традиционной (пятибалльной), тестовой, "портфолио", рейтинговая система позволяет более объективно оценить индивидуальные достижения школьников в учебной и внеурочной деятельности, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, к началу самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Главная цель рейтинговой системы оценивания – влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания реализует на практике лекционно-семинарское, модульное, проблемное, дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга. Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.
Рейтинг – это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих учащихся.
Цели и задачи введения рейтинговой системы
оценивания учебных достижений:
расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся основана на учете накапливаемых баллов за текущие результаты обучения. Для обеспечения непрерывного контроля учебной деятельности школьников я выбрала простую модель рейтингового оценивания. Каждый вид деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по разработанной рейтинговой шкале, т.е. вместе с привычной пятибалльной системой, работа ученика оценивается еще и по системе "рейтинг". Рейтинг – индивидуальный коэффициент старшеклассника определяется по результатам всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается как общая сумма баллов на этапе рубежного, итогового контроля. При этом весь профильный курс 10 и 11 классов разбивается на тематические модули. В каждом модуле планируется система текущего контроля, определяется количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. На первом уроке профильного курса знакомлю учащихся с рейтинговой системой, ее условиями, шкалой перевода рейтинговых баллов в традиционную систему оценивания.
Этапы введения рейтинговой системы оценивания
учебных достижений учащихся:
Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.
Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.
Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.
Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.
При разработке оценочной шкалы применяю следующие виды рейтинга:
стартовый рейтинг – это определение начального уровня знаний;
текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
творческий рейтинг – это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.
Рейтинговая оценочная шкала
Вид рейтинга | № | Вид учебной деятельности | Баллы | Вид баллов |
стартовый рейтинг | 1. | Входное диагностирование | до 30 баллов | Обязательные баллы |
2. | Проверочная работа | до 10 баллов |
текущий рейтинг | 3. | Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа) | 1-3 балла за урок |
4. | Решение дополнительных задач | 1-3 балла |
5. | Практическая работа | 5 – 10 баллов |
6. | Практикум | 5 баллов |
7. | Семинар | до 10 баллов |
8. | Домашняя работа | 1 балл |
дисциплинарный рейтинг | 9. | ттттттт Тематический срез, тестирование | 5-15 баллов |
10. | Контрольная работа | до 20 баллов |
11. | Зачетная работа | до 20 баллов |
творческий рейтинг | 12. | Сообщение, реферат | до 10 баллов | Дополнительные баллы |
13. | Творческая работа (кроссворды, наглядные пособия, макеты и т.п.) | 5 - 10 баллов |
14. | Исследовательская работа (проект, презентация) | 30 – 50 баллов |
15. | Решение задач повышенной сложности | 5-10 баллов |
16. | Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. (от уровня) | 10-30 баллов |
Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных, контрольных работ, тестов, сдача зачетов, решение задач и т.д. Дополнительные баллы используются для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, выполнение проектов), за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, за решение задач повышенной сложности. Дополнительными баллами также поощряется активное участие в практических и семинарских занятиях, работа консультантом, ассистентом на зачетах, проведение занятий с учеником, пропустившим уроки (5-20 баллов). Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает "0" баллов. Если учащийся набирает не удовлетворяющее его количество баллов, он имеет право "добрать" недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях). Такие работы ученик может выполнить в специально отведенное время. Общее количество баллов по каждому модулю определяется в зависимости от часов, отведенных на его изучение, а также значимости данной темы по сравнению с другими.
Рейтинговый балл по изученному модулю переводится в оценку и выставляется в журнал. Учащиеся, имеющие 86-100% от общей суммы баллов, получают оценку "отлично", 71 - 85% – оценку "хорошо", а 56 - 70% – оценку "удовлетворительно".
Начиная с 1 сентября и до окончания учебного года, полученные баллы за все виды учебной деятельности учащегося суммируются. По количеству набранных баллов выставляются полугодовые и годовые оценки. Ученики, набравшие 86% – 100% от общей суммы баллов за I полугодие, за год освобождаются от зачетов за полугодие, от итоговой контрольной работы.
Например, рассмотрим рейтинговую шкалу, составленную по модулю: "Преобразование тригонометрических выражений" (учебник А.Г.Мордковича, П.В.Семенова "Алгебра и начала анализа") 10 класс (профильный уровень).
На изучение темы отводится 22 часа.
Проверочная (установочная) работа 5 баллов
Работа на уроке (за все уроки) 1-3 балла (15)
Решение дополнительных задач 5-10 баллов
Практикумы (№1, №2, №3, №4) 20 баллов
Семинар 10 баллов
Домашняя работа 15 баллов
Тестирование (№6, №7) 20 баллов
Контрольная работа №5 20 баллов
Зачет по теме (теоретический) 5 баллов
Максимальное количество баллов за тему 120 баллов
Рейтинговое оценивание знаний я начинаю использовать с 5-го класса, например, при проведении уроков-соревнований, уроков-путешествий, игровых уроков, зачетов, при выполнении проектов. Применение творческого рейтинга с 5-го класса активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческие способности, интерес к математике. Активность учащихся на уроках возрастает, дети перестают испытывать страх перед опросом, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их способностей, возможностей и трудолюбия.
Схема урока по математике (5-6 класс)
с использованием рейтинговой оценки знаний
Тема: в соответствии с тематическим планированием.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Форма проведения: игра "Математическая регата".
Технология: уровневая дифференциация с использованием рейтинговой оценки.
Цели урока:
создать условия для практического применения изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;
развивать умения самостоятельно применять знания на практике с учетом уровней усвоения материала, развивать умения анализировать, сравнивать;
формировать навыки творческой, познавательной деятельности, навыки самоконтроля, самооценки, взаимопомощи; развивать способности к оценочной деятельности, инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Оборудование: дифференцированные задания; судовой дневник (рейтинговый лист) каждому уч-ся.
СУДОВОЙ ДНЕВНИК ученика(цы) 5 класса __________________________________ |
Этапы регаты | Баллы | За устный ответ – 1 балл, за письменные задания от 1 до 5 баллов. |
1. Проверка снаряжения | |
2. Бухта уравнений | |
3. Остров смекалки | | 12-14 баллов – оценка "5". 9-11 баллов – оценка "4". 6-8 баллов – оценка "3". |
4. Задачный залив | |
5. Мыс Успеха | |
Итоговый балл | |
Оценка | |
Структура урока.
Организационный этап. Что такое "регата". Сообщение темы, целей регаты, правила заполнения судового дневника.
Этап актуализации опорных знаний.
Проверка снаряжения. Устная работа: решение примеров, уравнений.
За верно выполненное задание – 1 балл.
Этап применения знаний, умений в сходной и новой ситуациях:
Бухта уравнений. Решение уравнений разного уровня сложности: от 1 до 3 баллов.
Самопроверка по образцу.
Остров смекалки. Устная работа: задания на смекалку (по 1 баллу за верный ответ).
Задачный залив. Решение задач разного уровня сложности: от 2 до 4 баллов.
Работа в парах. Самопроверка, самоконтроль.
Физкультминутка. Семафорное сообщение (расшифровать слово).
Этап контроля и самоконтроля.
Мыс Успеха. Самостоятельная дифференцированная работа:
I уровень: уравнение – 1 балл, задача – 2 балла;
II уровень: уравнение – 2 балл, задача – 2 балла;
III уровень: уравнение – 2 балл, задача – 3 балла.
Проверка по ответам, самоконтроль.
Информация о домашнем задании (дифференцированная домашняя работа).
Творческое задание: составить условие и решить задачи по теме регаты
аналогично задачам, которые решали в классе.
Итог урока.
Учащиеся подсчитывают баллы в судовом дневнике, переводят в оценку.
Определяются победители регаты (учащиеся с высокими рейтинговыми баллами).
Рефлексия (например, с помощью "солнышка и тучки").
В 7-9 классах рейтинговую систему оценивания знаний я применяю не только на отдельных уроках, но и при изучении некоторых тем. Например, 7 класс: "Многочлены"; 8 класс: "Функции
", "Квадратные уравнения"; 9 класс: "Неравенства и системы неравенств", "Системы уравнений", "Числовые функции". Рейтинговая система оценки учебных достижений школьников эффективно используется в ходе изучения дополнительных курсов. Например, применяю творческий рейтинг при изучении факультативного курса "Дополнительные вопросы курса алгебры 8 класса", элективного курса "Элементы финансовой математики" (в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе). С помощью рейтинга всегда видно положение данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.
Профильные 10-11 классы обучаются по зачетной системе с использованием рейтинговой технологии оценивания учебных достижений школьников. На уроках в основном даются задания базового и повышенного уровня, а на факультативе рассматриваются задания более высокого уровня. После прохождения темы проводится тематический зачет, в котором используются дифференцированные задания. В конце полугодия проводятся итоговые зачеты. Ученики, которые хорошо сдавали текущие зачеты, имеют высокий рейтинг, освобождаются от итоговых зачетов. Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний, повышается качество знаний. Такая система обучения – хорошая подготовка к учебе в высших учебных заведениях.
Рейтинговая система оценки в значительной степени отвечает условиям формирования успешности учащихся профильных классов. Благодаря рейтингу, стирается противоречие между объемом вложенного труда и результатами, оценкой этого труда. Чем больше затраченных усилий, тем гарантированнее высокий результат, тем выше уровень удовлетворения от успешного выполнения поставленной перед учеником учебной задачи. Меняется уровень самооценки школьника, появляется стремление к достижению новых побед. А это прекрасный стимул к активному, осознанному, творческому труду.
Используемая рейтинговая система оценивания знаний позволяет:
определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
получить объективную динамику усвоения знаний в течение учебного года;
дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания учебных достижений как средства успешного развития компетентности школьников очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность учебной деятельности учащихся за счет целого ряда факторов.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к предмету в целом.
Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации.
В-четвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.
Рейтинговая система помогает старшеклассникам при выстраивании индивидуальной образовательной траектории, при планировании и достижении результатов обучения в соответствии со способностями, склонностями и интересами. Рейтинговая система оценивания знаний заставляет ученика заниматься предметом систематически, быть внимательным на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, повышению учебной мотивации, развитию интереса к изучаемому предмету. Данная система развивает аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, позволяет психологически перевести учащихся с роли пассивных "зрителей" в роль активных участников педагогического процесса. Рейтинговое оценивание способствует контролю целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также формированию самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей. Мои ученики с удовольствием выполняют различные творческие работы по математике: информационные, исследовательские проекты, рефераты, доклады, сочиняют сказки, составляют кроссворды, ребусы, шарады. Лицеисты принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Они нацелены на творчество, самореализацию, успех.
Эффективность использования рейтинговой системы оценивания учебных достижений подтверждается повышением "качества знаний" учащихся (за последние три года – рост на 15%). Наблюдается стабильно положительная динамика уровня математической компетентности выпускников по результатам независимой оценки их образовательных достижений (качество знаний выпускников выросло на 20%).
В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в вузах, но и во многих школах.
Современные подходы в образовании требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от традиционных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной заинтересованности, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют новые подходы. Дополняясь принципом добровольности в выборе уровня обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга – показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.