![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_6.png)
а коротко и ясно: фыфки!
(Виктор Драгунский «Заколдованная буква»)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_8.png)
Уважаемые родители! Всем известно, что воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи – это умение говорить правильно в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения пользоваться всеми языковыми средствами.
Зачастую самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи, затрудняет усвоение основ грамоты.
В настоящее время проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости.
Нужно помнить, что к трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением, но существуют некоторые фонетические особенности:
общая смягченность речи
замена заднеязычных (к, г) переднеязычными (т, д) звуками.
замена звонких звуков глухими
замена шипящих звуков свистящими
искажение звука л
Отмечается также ряд особенностей в произношении:
сокращение слов
перестановка звуков
уподобление одного звука другим
слияние двух слов в одно
преждевременное произнесение последующего звука
У детей 4-5 лет в произношении наблюдается:
неустойчивость
обратная замена звуков
несовершенное произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков
Для детей 5-6 лет трудны в артикуляционном отношении шипящие звуки и сонорный р. Для проверки звукопроизношения детей можно провести обследование (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками:
I этап – подготовительный
Цель: подготовить речедвигательный аппарат и речеслуховой аппарат ребенка к восприятию и воспроизведению звуков речи.
Направления работы: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук.
II этап – постановка звука
Цель: добиваться правильного звучания изолированного звука.
Различают три основных способа постановки звука:
Первый способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата.
Второй способ – с механической помощью (использование шпателя или узкой ручки чайной ложки)
Третий способ – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели.
III этап – автоматизация звуков (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Цель: добиваться правильного произношения звуков во фразовой речи.
IV этап – дифференциация смешиваемых звуков (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
Цель: различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи.
Далее в следующей главе, мы подробно опишем подготовительный этап формирования правильного звукопроизношения.
П![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_10.png)
одготовительный этап формирования правильного звукопроизношения
ЦЕЛЬ: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Примерный комплекс упражнений
I Упражнение для нижней челюсти:
«Заборчик»
Краткое описание: верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
II Упражнение для губ:
«Улыбка»
Краткое описание: растягивание разомкнутых губ, зубы сжаты.
«Трубочка» («Хоботок»)
Краткое описание: вытягивание сомкнутых губ вперед.
ПРИМЕЧАНИЕ: Возможно чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.
III Упражнение для языка
«Часики» («Маятник»)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_11.png)
Краткое описание: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_12.png)
Упражнения нельзя подбирать произвольно.
Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
Ее можно проводить перед общей утренней зарядкой или завтраком.
Рекомендуется проводить эмоционально, в игровой форме.
Длительность не должна превышать 3-5 минут.
Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений и не более 1-2 раз в день.
Следует идти от простых упражнений к более сложным.
Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_13.png)
«Ловкий зайка»
Один, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать, как нам быть?
Нужно заиньку ловить!
Снова будем мы считать:
Один, два, три, четыре, пять.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_14.png)
Руки сжаты в кулаки. На счет 1-5 отгибаются пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному на счет 1-5.
«Цветы»
Наши алые цветы
Распускают лепестки.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_15.png)
Локти прижаты и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши. Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_16.png)
Кисти рук в виде чаши делают движения по часовой и против часовой стрелки. Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево.
«Новый дом»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем в пальчики играть.
(Разжимаем кулак.)
Вместе пальчики сведем –
Это будет новый дом.
(Делаем из пальцев «дом»)
в доме кошка будет жить,
(Изображаем пальцами кошку. Большой палец соединяется со средним и безымянным, указательный и мизинец полусогнуты.)
В гости к деткам приходить:
И улитку позовем,
(Изображаем улитку. Правая рука сжата в кулак, указательный и средний пальцы отогнуты, левая ладонь накрывает правую.)
И она придет к нам в дом.
И про мышку не забудем,
(Изображаем мышку. Пальцы правой руки сжаты в щепоть.)
Дружно в доме жить мы будем.
(Показать ладонями дом.)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_17.png)
«По грибы»
Пальчик, пальчик, где ты был?
(Пальцы сжаты в кулак.)
Этот пальчик в лес пошел,
(Отгибаем мизинец.)
Этот пальчик гриб нашел,
(Отгибаем безымянный.)
Этот пальчик чистить стал,
(Отгибаем средний.)
Этот пальчик жарить стал,
(Отгибаем указательный.)
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(Отгибаем большой пальчик.)
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство, друг.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_18.png)
(Считаем каждый пальчик отдельно, загибая его.) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_19.png)
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Многое найдется дома. Вам может пригодиться для работы с ребенком следующее:
различные коробочки для собирания пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т. п.;
мозаика (мелкая и крупная);
свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;
пособия для шнуровки;
различные виды застежек: молнии, пуговицы, крючки, шнуровка, кнопки;
разнообразные мелкие игрушки;
наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_20.png)
ЦЕЛЬ: вырабатывать направленную воздушную струю.
Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально использовать воздух при выдохе.
З![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_21.png)
адания типа: «Дуть на вертушки», «Двигать парусники в тазике с водой», «Пускать мыльные пузыри», «Задуть свечу», «Сдуть ватку», «Надуть два шарика» и др.
ЦЕЛЬ: воспитывать у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками.
Фонематический слух – это способность четко отличать одни звуки от других.
Игры
«Красный - белый» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_11.png)
Описание игры: взрослый предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый.
«Кто больше» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4а)
Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком
Описание игры: Взрослый показывает детям картину. После рассматривания взрослый предлагает рассказать, что делают дети, затем сказать, в названии каких предметов имеется звук с. За каждое слово дается картонный кружок.
«Кто внимательнее?» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4б)
Цель: Активизация словаря, автоматизация звука ж
Оборудование: Картинки на определенный звук.
Описание игры: ребенок сидит за столом. Взрослый показывает и называет картинки. Затем предлагает ребенку отгадать звук, который встречается во всех словах. Потом ребенок сам придумывает слова с этим звуком.
«Найди и назови» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4в)
Цель: Учить различать сходные фонемы.
Оборудование: предметные картинки
О![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_23.png)
писание игры: Перед ребенком раскладываются предметные картинки и предлагается показать, где уши, где ужи; где бочки, где почки; где коза, где коса; где суп, где зуб.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_24.png)
В работе необходимо соблюдать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от задания к заданию, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении ребенка к занятиям мы сможем выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить узнавать и различать звуки, формировать речедвигательные навыки, а также развивать внимание, память, мышление.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/14/s_5aa98a9088979/858647_25.png)
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр Академия, 1997. – 400с.
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки ш - ж
Новоторцева Н.В. Учимся писать: обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 240с.
Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 239с.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.