СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены рекомендации родителям дошкольников. Здесь доступно изложена информация о развитии речи детей в норме, о этапах постановки и введения звуков в речь. А также описаны все виды гимнастик: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая с доступным описанием их проведения. 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи»











  • Никакие не сыски. Никакие не хыхки,

а коротко и ясно: фыфки!

(Виктор Драгунский «Заколдованная буква»)




Уважаемые родители!

Всем известно, что воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи – это умение говорить правильно в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения пользоваться всеми языковыми средствами.

Зачастую самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи, затрудняет усвоение основ грамоты.

В настоящее время проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости.

Нужно помнить, что к трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением, но существуют некоторые фонетические особенности:

 общая смягченность речи

 замена заднеязычных (к, г) переднеязычными (т, д) звуками.

 замена звонких звуков глухими

 замена шипящих звуков свистящими

 искажение звука л

Отмечается также ряд особенностей в произношении:

 сокращение слов

 перестановка звуков

 уподобление одного звука другим

 слияние двух слов в одно

 преждевременное произнесение последующего звука

У детей 4-5 лет в произношении наблюдается:

 неустойчивость

 обратная замена звуков

 несовершенное произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков

Для детей 5-6 лет трудны в артикуляционном отношении шипящие звуки и сонорный р. Для проверки звукопроизношения детей можно провести обследование (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками:



I этапподготовительный

Цель: подготовить речедвигательный аппарат и речеслуховой аппарат ребенка к восприятию и воспроизведению звуков речи.

Направления работы: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук.

II этаппостановка звука

Цель: добиваться правильного звучания изолированного звука.

Различают три основных способа постановки звука:

Первый способ по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата.

Второй способ с механической помощью (использование шпателя или узкой ручки чайной ложки)

Третий способ смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели.

III этапавтоматизация звуков (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Цель: добиваться правильного произношения звуков во фразовой речи.

IV этапдифференциация смешиваемых звуков (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Цель: различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи.

Далее в следующей главе, мы подробно опишем подготовительный этап формирования правильного звукопроизношения.






П
одготовительный этап формирования правильного звукопроизношения


ЦЕЛЬ: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Примерный комплекс упражнений

I Упражнение для нижней челюсти:

«Заборчик»

Краткое описание: верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

II Упражнение для губ:

«Улыбка»

Краткое описание: растягивание разомкнутых губ, зубы сжаты.

«Трубочка» («Хоботок»)

Краткое описание: вытягивание сомкнутых губ вперед.

ПРИМЕЧАНИЕ: Возможно чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.

III Упражнение для языка

«Часики» («Маятник»)



Краткое описание: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.


  1. Упражнения нельзя подбирать произвольно.

  2. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

  3. Ее можно проводить перед общей утренней зарядкой или завтраком.

  4. Рекомендуется проводить эмоционально, в игровой форме.

  5. Длительность не должна превышать 3-5 минут.

  6. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений и не более 1-2 раз в день.

  7. Следует идти от простых упражнений к более сложным.

  8. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого.










«Ловкий зайка»

Один, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять.



Руки сжаты в кулаки. На счет 1-5 отгибаются пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному на счет 1-5.




«Цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки.



Локти прижаты и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.



Кисти рук в виде чаши делают движения по часовой и против часовой стрелки.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево.

«Новый дом»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в пальчики играть.

(Разжимаем кулак.)

Вместе пальчики сведем –

Это будет новый дом.

(Делаем из пальцев «дом»)

в доме кошка будет жить,

(Изображаем пальцами кошку. Большой палец соединяется со средним и безымянным, указательный и мизинец полусогнуты.)

В гости к деткам приходить:

И улитку позовем,

(Изображаем улитку. Правая рука сжата в кулак, указательный и средний пальцы отогнуты, левая ладонь накрывает правую.)

И она придет к нам в дом.

И про мышку не забудем,

(Изображаем мышку. Пальцы правой руки сжаты в щепоть.)

Дружно в доме жить мы будем.

(Показать ладонями дом.)




«По грибы»

Пальчик, пальчик, где ты был?

(Пальцы сжаты в кулак.)

Этот пальчик в лес пошел,

(Отгибаем мизинец.)

Этот пальчик гриб нашел,

(Отгибаем безымянный.)

Этот пальчик чистить стал,

(Отгибаем средний.)

Этот пальчик жарить стал,

(Отгибаем указательный.)

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Отгибаем большой пальчик.)

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство, друг.



(Считаем каждый пальчик отдельно, загибая его.)


Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Многое найдется дома. Вам может пригодиться для работы с ребенком следующее:

  1. различные коробочки для собирания пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т. п.;

  2. мозаика (мелкая и крупная);

  3. свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;

  4. пособия для шнуровки;

  5. различные виды застежек: молнии, пуговицы, крючки, шнуровка, кнопки;

  6. разнообразные мелкие игрушки;

  7. наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек.











ЦЕЛЬ: вырабатывать направленную воздушную струю.

Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально использовать воздух при выдохе.

З
адания типа: «Дуть на вертушки», «Двигать парусники в тазике с водой», «Пускать мыльные пузыри», «Задуть свечу», «Сдуть ватку», «Надуть два шарика» и др.


ЦЕЛЬ: воспитывать у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками.

Фонематический слух – это способность четко отличать одни звуки от других.

Игры

«Красный - белый» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый)



Описание игры: взрослый предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый.

«Кто больше» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4а)

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком

Описание игры: Взрослый показывает детям картину. После рассматривания взрослый предлагает рассказать, что делают дети, затем сказать, в названии каких предметов имеется звук с. За каждое слово дается картонный кружок.


«Кто внимательнее?» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4б)

Цель: Активизация словаря, автоматизация звука ж

Оборудование: Картинки на определенный звук.

Описание игры: ребенок сидит за столом. Взрослый показывает и называет картинки. Затем предлагает ребенку отгадать звук, который встречается во всех словах. Потом ребенок сам придумывает слова с этим звуком.


«Найди и назови» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4в)

Цель: Учить различать сходные фонемы.

Оборудование: предметные картинки

О
писание игры:
Перед ребенком раскладываются предметные картинки и предлагается показать, где уши, где ужи; где бочки, где почки; где коза, где коса; где суп, где зуб.




В работе необходимо соблюдать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от задания к заданию, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении ребенка к занятиям мы сможем выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить узнавать и различать звуки, формировать речедвигательные навыки, а также развивать внимание, память, мышление.




  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр Академия, 1997. – 400с.

  2. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки ш - ж

  3. Новоторцева Н.В. Учимся писать: обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 240с.

  4. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.

  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 239с.



  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!