Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» село Калинка Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Рекомендации
по использованию нестандартного ортопедического оборудования для организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками детского сада
Рекомендации подготовила и разработала
Воспитатель МКДОУ «Звездочка» д.с село Калинка
Хабаровского муниципального района
Яценко Наталья Викторовна
2013 год
Содержание
| | стр |
| Введение………………………………………………………… | 3 |
Глава 1 | Распространенные ортопедические заболевания……………. | 5 |
Глава 2 | Профилактика ортопедических заболеваний в МКДОУ «Звездочка» детский сад с. Калинка………………………….. | 9 |
| Заключение……………………………………………………… | 11 |
| Приложение 1…………………………………………………... | 13 |
| Приложение 2…………………………………………………... | 14 |
| Приложение 3…………………………………………………... | 15 |
| Приложение 4…………………………………………………... | 16 |
| Приложение 5…………………………………………………... | 17 |
| Приложение 6…………………………………………………... | 18 |
| Приложение 7………………………………………………….. | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.
Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Основным фактором, влияющим на здоровье человека, определяющим его состояние, является здоровый образ жизни. Это наиболее действенный фактор, основа профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни нужно формировать с детства. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека. Между тем, состояние процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев, в частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения качества процесса формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Новый подход к формированию здорового образа жизни требует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокой профессиональной подготовки специалистов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений.
Таким образом, мы считаем, что создание в детских садах нестандартного ортопедического оборудования с целью осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур очень актуально в наше время.
Представляю «Рекомендации по использованию нестандартного ортопедического оборудования для организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками детского сада», которые помогут сохранить и укрепить здоровье наших детей.
Основная цель рекомендаций
- Сохранение здоровья воспитанников за период нахождения в детском саду, посредством нестандартного ортопедического оборудования;
- Обозначить роль нестандартного оборудования в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
- Продемонстрировать возможности использования нестандартного оборудования на физкультурных занятиях;
- Освоить на практике упражнения по профилактики и коррекции плоскостопия.
Профилактические -
1) обеспечение благоприятной адаптации;
2) решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
Организационные –
1) организация здоровьесберегающей среды ДОУ;
2) изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
3) пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебные -
1) коррекция отдельных ортопедических отклонений.
ГЛАВА 1 РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Ортопедия в буквальном переводе значит воспитание правильного или прямого, задачами её является изучение причин, клинических проявлений, диагностика и лечение врожденных пороков развития и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Несмотря на то, что история этой медицинской отрасли насчитывает не один век, как отдельная дисциплина ортопедия выделилась в начале XX века.
Все ортопедические заболевания можно разделить на две большие группы, это врожденная патология и патология приобретенная и практически все заболевания в этих двух группах являются хроническими, т.е. такими, которые являются длительно существующими и вынуждающими организм приспосабливаться к такому состоянию, меняя нормальный ход событий. Человеческий организм наисложнейшая, согласованная система, обладающая огромными возможностями компенсации, в связи с этим часто ортопедические заболевания протекают с изменениями в нескольких системах органов, не только в опорно-двигательной, но и в сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной системе, эндокринной и т.д. Такие приспособительные изменения возникают медленно, иногда годами, поэтому и исправление их часто требует упорного труда, не только врача, но и самого пациента. Очень многие ортопедические заболевания у детей, при своевременно начатом лечении, можно вылечить полностью. Но для этого нужно всего две вещи, первая- заболевание должно быть выявлено как можно раньше и второе лечение ортопедических проблем требует упорного труда самого пациента.
Наиболее часте ортопедические заболевания у детей:
Дисплазия тазобедренных суставов- врожденная патология одного или двух тазобедренных суставов.
Врожденная мышечная кривошея - деформация шеи, характеризующейся неправильным положением головы, при котором голова наклонена в больную сторону и несколько повернута лицом в здоровую сторону.
Врожденная косолапость - аномалия развития опорно-двигательного аппарата. Обычно она бывает двусторонней. Причина врожденной косолапости - нарушение правильного развития костей стопы или нарушение развития мышц голеней (малоберцовый) и их иннервации.
Сколиоз, нарушение осанки - проблема положения позвоночника. Лечении патологии положения позвоночника, наряду со многими дополнительными методами лечения, в обязательном порядке предусматривает лечебную физкультуру, ведь только так можно укрепить те группы мышц, которые удержат позвоночный столб в нужном положении.
Плоскостопие - деформация формы стопы с понижением ее сводов. При такой деформации, стопы полностью теряют свои рессорные и амортизирующие способности. Прежде чем говорить об этой проблеме, нужно знать что –У РЕБЕНКА ДО 6-7 ЛЕТ СТОПА ПЛОСКАЯ В НОРМЕ, врожденное плоскостопие это тяжелая и крайне редкая. Формирование сводов стопы, продольного и поперечного, как амортизаторов, происходит постепенно, по мере того как ребенок формирует навык прямохождения. Часто диагноз звучит как плоско-вальгусная стопа, но вальгусная деформация голеностопных суставов (т.е. «заваливание» стопы внутрь) не всегда сопровождается уплощением сводов у ребенка. Диагноз плоскостопие нельзя поставить «на глаз», его можно установить только после проведения плантографии, исследования отпечатка стопы. Наиболее простой способ плантографии это отпечаток окрашенной стопы (подойдет все что угодно, акварель, синька, зеленка и т.д.) на листе бумаги.
Параметры возрастной нормы представлены в Приложении 1
Существуют современные компьютеризированные системы, которые посредством сканирования стоп позволяют определять не только состояние сводов стоп, но и степень перегрузки различных отделов, наличие укорочения нижних конечностей и многое другое.
Факторы развития плоскостопия:
1.недоразвитие мышц стопы;
2.слабость мышечно-связочного аппарата стопы ( может быть в результате рахита);
3. большие физические нагрузки;
4. излишний вес;
5.длительное пребывание в постели (возможно в результате болезни);
6. ношение неправильно подобранной обуви;
7.косолапость;
8.х-образная форма ножек;
9. травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;
10. наследственная предрасположенность;
Признаки плоскостопия
1. быстрая утомляемость ног;
2. к вечеру возможно появления отека стоп, которого не будет утром;
3. ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах;
4. быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы;
5. ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;
6. стопа имеет неправильную форму или становится шире; *врастание ногтей пальцев ног в кожу;
7. искривление пальцев ног;
8.появление мозолей;
Теперь к вопросу «ортопедической» обуви. Ортопедическая обувь делается для пациентов с ИМЕЮЩИМИСЯ заболеваниями стопы, изготавливается на специальных обувных ортезно-ортопедических предприятиях и делается индивидуально под каждую конкретную ногу.
Основные особенности детской обуви раннего возраста: обязательно жесткая подошва (стопа ребенка очень эластична и неспособна в полной мере выполнять опорную функцию), жесткий задник удерживающий пятку, обязательное наличие небольшого каблучка. ВСЁ. Никаких супинаторов. Это положение ГОСТА советских времен.
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИКА ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В МКДОУ «ЗВЕЗДОЧКА» Д.С С. КАЛИНКА
Профилактика плоскостопия проводится уже с раннего возраста и заключается она в проведении в игровой форме лечебной гимнастики, направленной на стимуляцию мышц и связок стопы.
Также, в мероприятия по профилактике плоскостопия включают:
- укрепление мышц, поддерживающих свод стопы;
- ношение рациональной обуви;
- ограничение нагрузки на нижние конечности;
- воспитание правильной походки;
- массаж;
Необходимо помнить, что последствия плоскостопия могут быть очень страшными:
1. некрасивая раскачивающаяся походка;
2. искривление позвоночника;
3.частые головные боли;
4.развитие артроза (деформация коленей и голени);
5. быстрая утомляемость;
6. раздражительность, нарушение работы нервной системы;
В настоящее время в большинстве детских садов имеется современное спортивное оборудование, которое не позволяет эффективно проводить уроки физической культуры. В нашем детском саду, материально техническое оснащение физкультурного зала современное, но детям постоянно нужно внедрять в занятия, что то новое интересное и неизведанное. Чтобы повысить уровень интереса у детей на занятиях, на прогулке, я используют нестандартное оборудование, которое является еще и эффективными ортопедическими тренажерами.
Очень любят дети моей группы «Веселую дорожку». (Приложение 2, 3, 4) Сделана она как видно из пластиковых бутылок которые отрезаны на половину и вкопаны в песок. Детям очень нравится ходить по «веселой дорожке», она совершенно безопасна, округлой формы, ходить по ней можно босиком и это очень приятные ощущения. Благоприятно влияет на стопу ножек. Способствует улучшению кровообращения.
Следующий ортопедический тренажер «Полоса препятствий» (Приложение )
Камушки, крышки и шишки собирали всем коллективом, просили о помощи.
Данный тренажер приводит мышцы ног и все тело в тонус. Разница в том, что при массаже ступней, стимулируются не только сами мышцы, на которые приходится воздействие, но благотворное влияние оказывается на весь организм. А причиной тому огромное множество рефлекторных точек, которые отвечают за состояние организма в целом. Так, например, в своде стопы огромная концентрация точек, которые в современной рефлексотерапии соотносят с позвоночником. Поэтому стимуляция данной зоны стопы поможет снять боли в спине, принесет общее облегчение организму. Стимуляция пальцев ног оказывает благотворное воздействие на глаза, уши, зубы и десна, носовые пазухи.
О точках же, расположенных на подошвенной части ступни, можно писать очень много – здесь есть точки, которые соответствуют внутренним органам, общему самочувствию и даже настроению человека. Активное воздействие на эти точки приводит к улучшению общего самочувствия и снятию различных болей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что же конкретно может сделать воспитатель для воспитания здорового ребенка? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам воспитательный процесс. Воспитатель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, бережно относится к ранимой психике ребенка. Зная психологические особенности детей, условия их быта и имея необходимые валеологические знания, воспитатель может и должен быть основным «воспитателем здоровья» ребенка. Во-вторых, воспитатель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в группах и других факторов внешней среды. В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, воспитатель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка. В-четвертых, воспитатель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий (прививок, например), в контроле над лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.
В результате реализации проекта ожидаются следующие результаты:
Осознание детьми понятия «здорового образа жизни» как нормы повседневного бытия и его влияния на состояние здоровья.
Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
Овладение навыками самооздоровления, психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях.
Снижение уровня заболеваемости.
Появление у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

18