Технологии проектирования общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования
Цыкунова Н.М., инструктор-методист МАУДО ДООЦ
Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования
го Карпинск
1 апреля 2016 г.
Факторы проектирования общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования
Условия реализации программы
Тенденции развития образования
Социальный заказ
Развитие науки
Профессионально-личностное развитие и профессиональный опыт педагога
Проектирование программы дополнительного образования
Состояние нормативно-правовой базы
Ребенок развивается из перспективы будущего
Л.С.Выготский
Коммуникативные умения
Критическое и системное мышление
Творчество и любознательность
Умения и качества, необходимые человеку 21 века
Умение работать с информацией
Направленность на саморазвитие
Умение ставить задачи и решать проблемы
Социальная ответственность
Классификация программ
Не являются актуальными термины: модифицированная, экспериментальная, авторская.
НО! Модульная, комплексная, интегрированная – уместно и модно!
разноуровневость
Открытый и сетевой характер реализации
Творческий и продуктивный характер
Проектирование и реализация ПДО должны строиться на следующих основаниях
Ориентация на метапредметный и личностный результаты образования
Модульность содержания
Учет возрастных и иных особенностей
Массовые
(до 25 человек)
Стартовый (ознакомительный)
До 1 года
Групповые (10-15 человек)
Микрогруппы (2-9 человек)
Уровни освоения ПДО
базовый
2-3-и т.д. года обучения
Микрогруппы (2-9 человек) и индивидуальные
Продвинутый
(углубленный)
При наличии детей с ООП или достигнуты высокие результаты освоения
Нормативно-правовые и экономические основания проектирования программ дополнительного образования
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- СанПиН 2.4.4.3172-14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Устав, лицензия, локальные акты МАУДО ДООЦ
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
– титульный лист
– содержание ( с указанием страниц)
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
- пояснительная записка;
- цель и задачи программы;
- содержание программы;
- планируемые результаты;
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
- календарный учебный график;
- условия реализации программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы (учебно-тематический план);
- список литературы
- приложения.
Титульный лист программы
– страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
наименование вышестоящих органов образования (отдел образования администрации городского округа Карпинск);
наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);
дата и № протокола методического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
название программы;
адресат программы – возраст, ООП и т.п.;
срок реализации программы;
ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.
отдел образования администрации городского округа Карпинск
Принята на заседании
Муниципальное автономное учреждение
методического (педагогического) совета
дополнительного образования
от «___» _____________ 20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Утверждаю:
художественной направленности
Протокол № __________________
Директор МАУДО ДООЦ
Автор-составитель:
Детский оздоровительно-образовательный центр
Петрова Мария Степановна,
г. Карпинск, 2015.
«Рукодельница»
_____________________ /ФИО/
Адресанты ( Возраст обучающихся, Обучающиеся с ООП )
педагог дополнительного образования
«___» ________________ 20____г.
Срок реализации
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
направленность (профиль) программы –
техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая ;
актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;
отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих;
адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики;
объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
формы обучения – очная, очно-заочная или заочная форма (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4);
особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №1008, п. 7); состав группы (постоянный, переменный и др.)
режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.
Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
Метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
Образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами .
Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.
Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5);
Оформление учебного плана
Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.
№
п/п
Название раздела, темы
Всего
Удобно именно здесь (после «количества часов) добавить столбец «ожидаемый результат»
Количество часов
Теория
Практика
Формы аттестации/ контроля
Не обязательно по каждой теме, но по каждому разделу!
Оформление содержания учебного плана (пример)
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил :
- содержание составляется согласно УП;
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);
- материал следует излагать назывными предложениями
- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;
- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);
- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.
Планируемые результаты
В этой части необходимо сформулировать:
- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);
- компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;
- личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы, а также дополнительно по уровням.
На уровне ознакомления результатом может быть:
- Освоение образовательной программы;
- переход на базовый уровень не менее 25 % обучающихся
На базовом уровне:
- участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 50 % обучающихся;
- включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% обучающихся.
На углубленном уровне:
- участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 80 % обучающихся;
- включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 50 % обучающихся.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:
- количество учебных недель,
- количество учебных дней,
- продолжительность каникул,
- даты начала и окончания учебных периодов/этапов.
Оформление календарного учебного графика
№
Месяц
п/п
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
Условия реализации программы
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:
- материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
- кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.
Формы аттестации
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному плану и учебно-тематическому плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
Оценочные материалы
В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5)
Методические материалы
- особенности организации образовательного процесса ; методы обучения ; формы организации образовательного процесса ; формы организации учебного занятия; педагогические технологии; алгоритм учебного занятия ; дидактические материалы.
- особенности организации образовательного процесса ; методы обучения ; формы организации образовательного процесса ; формы организации учебного занятия; педагогические технологии; алгоритм учебного занятия ; дидактические материалы.
- особенности организации образовательного процесса ;
- методы обучения ;
- формы организации образовательного процесса ;
- формы организации учебного занятия;
- педагогические технологии;
- алгоритм учебного занятия ;
- дидактические материалы.
Список литературы
При составлении списка литературы необходимо учитывать:
основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок.