СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по разработке общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В краткой форме приведены основные рекомендуемыетребования к структуре и содержанию общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования. В основании - самые свежие документы

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по разработке общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования»

Технологии проектирования общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования Цыкунова Н.М., инструктор-методист МАУДО ДООЦ Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования го Карпинск  1 апреля 2016 г.

Технологии проектирования общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования

Цыкунова Н.М., инструктор-методист МАУДО ДООЦ

Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования

го Карпинск

1 апреля 2016 г.

Факторы проектирования общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования Условия реализации программы Тенденции развития образования Социальный заказ Развитие науки Профессионально-личностное развитие и профессиональный опыт педагога Проектирование программы дополнительного образования Состояние нормативно-правовой базы

Факторы проектирования общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования

Условия реализации программы

Тенденции развития образования

Социальный заказ

Развитие науки

Профессионально-личностное развитие и профессиональный опыт педагога

Проектирование программы дополнительного образования

Состояние нормативно-правовой базы

Ребенок развивается из перспективы будущего Л.С.Выготский Коммуникативные умения Критическое и системное мышление Творчество и любознательность Умения и качества, необходимые человеку 21 века Умение работать с информацией Направленность на саморазвитие Умение ставить задачи и решать проблемы Социальная ответственность

Ребенок развивается из перспективы будущего

Л.С.Выготский

Коммуникативные умения

Критическое и системное мышление

Творчество и любознательность

Умения и качества, необходимые человеку 21 века

Умение работать с информацией

Направленность на саморазвитие

Умение ставить задачи и решать проблемы

Социальная ответственность

Классификация программ Не являются актуальными термины: модифицированная, экспериментальная, авторская. НО! Модульная, комплексная, интегрированная – уместно и модно! разноуровневость Открытый и сетевой характер реализации Творческий и продуктивный характер Проектирование и реализация ПДО должны строиться на следующих основаниях Ориентация на метапредметный и личностный результаты образования Модульность содержания Учет возрастных и иных особенностей

Классификация программ

Не являются актуальными термины: модифицированная, экспериментальная, авторская.

НО! Модульная, комплексная, интегрированная – уместно и модно!

разноуровневость

Открытый и сетевой характер реализации

Творческий и продуктивный характер

Проектирование и реализация ПДО должны строиться на следующих основаниях

Ориентация на метапредметный и личностный результаты образования

Модульность содержания

Учет возрастных и иных особенностей

Массовые (до 25 человек) Стартовый (ознакомительный) До 1 года Групповые (10-15 человек) Микрогруппы (2-9 человек) Уровни освоения ПДО базовый 2-3-и т.д. года обучения Микрогруппы (2-9 человек) и индивидуальные Продвинутый (углубленный) При наличии детей с ООП или достигнуты высокие результаты освоения

Массовые

(до 25 человек)

Стартовый (ознакомительный)

До 1 года

Групповые (10-15 человек)

Микрогруппы (2-9 человек)

Уровни освоения ПДО

базовый

2-3-и т.д. года обучения

Микрогруппы (2-9 человек) и индивидуальные

Продвинутый

(углубленный)

При наличии детей с ООП или достигнуты высокие результаты освоения

Нормативно-правовые и экономические основания проектирования программ дополнительного образования  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»   Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.)  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ) СанПиН 2.4.4.3172-14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»  Устав, лицензия, локальные акты МАУДО ДООЦ

Нормативно-правовые и экономические основания проектирования программ дополнительного образования

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  •   Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Устав, лицензия, локальные акты МАУДО ДООЦ
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – титульный лист – содержание ( с указанием страниц)  Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: - пояснительная записка; - цель и задачи программы; - содержание программы; - планируемые результаты;  Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»: - календарный учебный график; - условия реализации программы; - формы аттестации; - оценочные материалы; - методические материалы; - рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы (учебно-тематический план); список литературы  приложения.

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

титульный лист

содержание ( с указанием страниц)

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

- пояснительная записка;

- цель и задачи программы;

- содержание программы;

- планируемые результаты;

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

- календарный учебный график;

- условия реализации программы;

- формы аттестации;

- оценочные материалы;

- методические материалы;

- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы (учебно-тематический план);

  • список литературы
  • приложения.
Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения: наименование вышестоящих органов образования (отдел образования администрации городского округа Карпинск); наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации); дата и № протокола методического совета, рекомендовавшего программу к реализации; гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа); название программы; адресат программы – возраст, ООП и т.п.; срок реализации программы; ФИО, должность разработчика (-ов) программы; Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.  

Титульный лист программы

– страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:

наименование вышестоящих органов образования (отдел образования администрации городского округа Карпинск);

наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);

дата и № протокола методического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

название программы;

адресат программы – возраст, ООП и т.п.;

срок реализации программы;

ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.

 

отдел образования администрации городского округа Карпинск Принята на заседании Муниципальное автономное учреждение методического (педагогического) совета дополнительного образования от «___» _____________ 20____г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Утверждаю: художественной направленности Протокол № __________________ Директор МАУДО ДООЦ Автор-составитель: Детский оздоровительно-образовательный центр Петрова Мария Степановна, г. Карпинск, 2015. «Рукодельница» _____________________ /ФИО/ Адресанты ( Возраст обучающихся, Обучающиеся с ООП ) педагог дополнительного образования «___» ________________ 20____г. Срок реализации

отдел образования администрации городского округа Карпинск

Принята на заседании

Муниципальное автономное учреждение

методического (педагогического) совета

дополнительного образования

от «___» _____________ 20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Утверждаю:

художественной направленности

Протокол № __________________

Директор МАУДО ДООЦ

Автор-составитель:

Детский оздоровительно-образовательный центр

Петрова Мария Степановна,

г. Карпинск, 2015.

«Рукодельница»

_____________________ /ФИО/

Адресанты ( Возраст обучающихся, Обучающиеся с ООП )

педагог дополнительного образования

«___» ________________ 20____г.

Срок реализации

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка направленность (профиль) программы – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая ; актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени; отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих; адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики; объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

направленность (профиль) программы –

техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая ;

актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;

отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих;

адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики;

объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка   формы обучения – очная, очно-заочная или заочная форма (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4); особенности организации образовательного процесса –  в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №1008, п. 7); состав группы (постоянный, переменный и др.) режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

формы обучения – очная, очно-заочная или заочная форма (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4);

особенности организации образовательного процесса –  в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №1008, п. 7); состав группы (постоянный, переменный и др.)

режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.

Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.  Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.  Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;  Метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;  Образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами .

Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.

Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

Метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

Образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами .

Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана. Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5); Оформление учебного плана         Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.                 № п/п  Название раздела, темы  Всего Удобно именно здесь (после «количества часов) добавить столбец «ожидаемый результат» Количество часов  Теория Практика Формы аттестации/ контроля Не обязательно по каждой теме, но по каждому разделу!

Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.

Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5);

Оформление учебного плана

Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Название раздела, темы

Всего

Удобно именно здесь (после «количества часов) добавить столбец «ожидаемый результат»

Количество часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

Не обязательно по каждой теме, но по каждому разделу!

Оформление содержания учебного плана (пример)  Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП) Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП. Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры. При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил : - содержание составляется согласно УП; - формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП; - необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме); материал следует излагать назывными предложениями - содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно; - в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.); - в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

Оформление содержания учебного плана (пример)

Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.

Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил :

- содержание составляется согласно УП;

- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;

- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

  • материал следует излагать назывными предложениями

- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;

- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

Планируемые результаты В этой части необходимо сформулировать: - требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь); - компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе; - личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы. Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы, а также дополнительно по уровням. На уровне ознакомления результатом может быть: Освоение образовательной программы;  переход на базовый уровень не менее 25 % обучающихся На базовом уровне:  участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 50 % обучающихся;  включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% обучающихся. На углубленном уровне:  участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 80 % обучающихся;  включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 50 % обучающихся.  

Планируемые результаты

В этой части необходимо сформулировать:

- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);

- компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

- личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы, а также дополнительно по уровням.

На уровне ознакомления результатом может быть:

  • Освоение образовательной программы;
  • переход на базовый уровень не менее 25 % обучающихся

На базовом уровне:

  • участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 50 % обучающихся;
  • включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% обучающихся.

На углубленном уровне:

  • участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 80 % обучающихся;
  • включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 50 % обучающихся.

 

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая: - количество учебных недель, - количество учебных дней, - продолжительность каникул, - даты начала и окончания учебных периодов/этапов.  Оформление календарного учебного графика № Месяц п/п Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:

- количество учебных недель,

- количество учебных дней,

- продолжительность каникул,

- даты начала и окончания учебных периодов/этапов.

Оформление календарного учебного графика

Месяц

п/п

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Условия реализации программы К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: - материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); - информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники; - кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

- материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);

- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

- кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

Формы аттестации

Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному плану и учебно-тематическому плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.  

Оценочные материалы  В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5)

Оценочные материалы

В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5)

Методические материалы  особенности организации образовательного процесса ; методы обучения ; формы организации образовательного процесса ; формы организации учебного занятия; педагогические технологии; алгоритм учебного занятия ; дидактические материалы. особенности организации образовательного процесса ; методы обучения ; формы организации образовательного процесса ; формы организации учебного занятия; педагогические технологии; алгоритм учебного занятия ; дидактические материалы. особенности организации образовательного процесса ; методы обучения ; формы организации образовательного процесса ; формы организации учебного занятия; педагогические технологии; алгоритм учебного занятия ; дидактические материалы.

Методические материалы

  • особенности организации образовательного процесса ; методы обучения ; формы организации образовательного процесса ; формы организации учебного занятия; педагогические технологии; алгоритм учебного занятия ; дидактические материалы.
  • особенности организации образовательного процесса ; методы обучения ; формы организации образовательного процесса ; формы организации учебного занятия; педагогические технологии; алгоритм учебного занятия ; дидактические материалы.
  • особенности организации образовательного процесса ;
  • методы обучения ;
  • формы организации образовательного процесса ;
  • формы организации учебного занятия;
  • педагогические технологии;
  • алгоритм учебного занятия ;
  • дидактические материалы.
Список литературы При составлении списка литературы необходимо учитывать: основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок.  

Список литературы

При составлении списка литературы необходимо учитывать:

основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.

Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!