СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по развитию речи и профилактике дисграфии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивайте красивую речь,пишите правильно,будте успешными учениками и учителями...

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по развитию речи и профилактике дисграфии»

Рекомендации по развитию речи

и профилактике дисграфии.


I.Развитие двигательной сферы.

Задача: развитие точности движений, координации движений, способности к переключению движений.

  1. Развитие пальцевой моторики.

А) пальчиковая гимнастика:

- статические упражнения:

- зайка, стол, колокольчик, замок, коза, очки, шарик, колечки, слон и др.


- динамические упражнения:

- пересчет пальчиков, цепочка, колечки, человечки идут, бегут, паук движется и др.

Стихи с движениями ( см. Лопухина И. « Логопедия», « Речь, ритм, движения». )

Б) работа с мозаикой, мелким конструктором.

В) изодеятельность: рисование, аппликация, лепка.

Г) трудовое воспитание: работа с иголкой и тканью, с бисером и др.

2. Артикуляционная гимнастика:

- заборчик - лопатка- иголочка

- трубочка - почистим зубы

- заборчик- трубочка - маятник

-лопатка -метелочка

-иголочка -вкусное варенье

-лошадка - болтушка и т. д.

3. Мимическая гимнастика:

- открыть- закрыть рот; -нахмурить брови;

-надуть щеки; - улыбнуться

-поднять брови;

- выполнение этюдов на выражение различных эмоциональных состояний;

- на уроках чтения, рисования, пения при изучении произведений, при обсуждении или исполнении рисунков, песни, стихотворения учить передавать и воспринимать выражение лица человека и говорить об этом ( спокойное, веселое, ласковое, злое, хмурое, сердитое и т. д. )

II. Развитие интонационной стороны речи.

Задача: Отрабатывать основные интонации русской речи: вопросительную, восклицательную, завершенности и незавершенности. Отрабатывать звуковысотные характеристики голоса, модуляции по силе голоса.

Работа проводится на уроках чтения при заучивании стихов, чтении текстов по ролям;

На уроках пения при исполнении песен;

В драмкружках при драматизации произведений;

Игры.


III.Развитие фонематического восприятия.

Задача: Уточнение произношения гласных звуков ( обратить внимание на артикуляцию гласных), различие согласных: звонкие- глухие, твердые- мягкие.

А) Дифференциация гласных:

- назови слова с нужным гласным звуком;

- измени словечко ( сок-сук- ……. См. Волину)

- измени гласную в конце слова ( мама- маме-маму-мамы)

- подбери картинки с нужным звуком;

- четвертое лишнее слово ( мак- рак- сад- сок);

-определи на каком месте стоит звук А и т. д. ;

- определи место гласного звука в слове;

- выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки;

- разложи картинки под соответствующими графическими схемами

- использование звукозаписи( прослушивание стихов и т. д.)

- какой звук чаще слышится?

Б) Дифференциация согласных

- игры на оппозиционные звуки « свистит- шипит» и т. д.

-замени глухой согласный звук на звонкий и наоборот ( дочка- точка, ваза- фаза и т. д.)

- определи место согласного в слове;

- который по счету;

- придумай слово с нужным согласным звуком;

-сделай согласную мягкой( стал- сталь, угол- уголь, сад- сядь, вол- вёл, нос- нёс, кон- конь и др.)

При изучении каждой буквы необходимо разводить понятия « звук»- « буква».

- покажи букву = звуку;

- подбери слова с нужным звуком, запиши.

– хлопни или подними названную букву , если услышишь в слове данный звук.

IV . Развитие звукослоговой структуры

Задача: учить детей делить предложения на слова , слова на слоги, слоги на звуки. Выделять ударный слог, звук. Правильно воспроизводить звуко-слоговую структуру слова.

- На уроках физкультуры и физминутках воспроизводить движения в крупной и мелкой моторике. Взрослый должен выполнять движения вместе с ребенком;

- заучивание стихов с движениями;

- заучивание автоматизированных рядов ( дни недели, месяцы, времена года через рисунок, с опорой на цвет).

- наращивание речевых рядов:

А) словесных;

Б) предложений.

- деление предложения на слова ( сначала с обозначениями геометрическими фигурами или цветными кружками, затем без опоры на них);

- уточнить понятие слова и игры с ним;

- доскажи словечко;

- загадки;

- составь схемы слов и измени слова так, чтобы в каждом слове было 2 слога ( дать односложные слова) и наоборот;

- разбери на 3 группы картинки с односложными, двухсложными и трехсложными словами;

- выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. После выделения первых слогов получается новое предложение;

- определи пропущенный слог в слове с помощью картинки ( _буз) ;

- составить слово из слогов, данных в беспорядке;

- выделять ударный слог и менять ударение ( замок- замок и т. д.)

- выделить из предложения слово с определенным количеством слогов.

V. Работа над грамматическим строем речи.

Задача: Развивать понимание и употребление сложноподчиненных предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами. Формирование словаря, работа по лексическим темам в рамках программы ( ознакомление с окружающим миром).

  1. Работа по коррекции нарушений в грамматическом строе речи идет в 2 направлениях:

– работа над морфологической системой языка;

- формирование структуры предложений.

Рекомендуется следующая последовательность работы:

А) дифференциация речевых единиц ( форм слов, структуры предложений) в импрессивной речи;

Б) автоматизация грамматических форм в экспрессивной речи;

В) закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

В первом классе ( 1 полугодие) работа по развитию грамматического строя речи ведется в устной речи. А во 2м полугодии активно подключается процесс чтения, работа с разрезной азбукой.

- дать понятие «слово» и «предложение»;

- работа с двусоставным предложением, где присутствуют им. Сущ. В именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени, другие двусоставные предложения;

- распространение двусоставных предложений;

- использование при построении предложений схем ( фишки, графическое изображение);

- подбор предложений по данной графической схеме;

- подбор схемы к данному предложению ( предлагаются 2 схемы)

- самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;

- составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме;

- ответы на вопросы;

- самостоятельное составление предложений в устной речи.

2. Использование приема «сетка понятий» :

Какая? Что делает? дополнения

Собака рыжая грызет кость


- кроссворды;

- загадки;

- «кто как передвигается?»

- «кто как голос подает?»

- «кто как ест?»

- дифференциация глаголов, близких по семантике ( шить- вязать, класть- ставить);

- дифференциация возвратных и невозвратных глаголов ( умывает- умывается) ;

-дифференциация глаголов, противоположных по значению (одеть- снять);

- уточнение значения слов – синонимов;

- работа над антонимами, омонимами;

- работа над многозначностью слов;

- использование приема «ассоциаций» : (назови теплые слова, сладкие слова и т. д. объясни значение слова ).

VI. Развитие вербализации пространственных отношений.

Задача: учить детей использовать в речи сложные предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения.

Предлоги: у, около, возле, перед, за, под, на, между, из-под, из-за.

Наречия: далеко- близко, широко- узко, высоко- низко, глубоко- мелко, снаружи- внутри.

Учитывать, что с предлогами употребляются падежные формы:

- родительный падеж с предлогом У (местонахождение) с предлогами С, ИЗ, ДО (направление);

- дательный падеж с предлогом ПО ( местонахождение) с предлогом К ( направление);

-винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД ( направление действия);

- творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (местонахождение);

- предложный падеж с предлогами В, НА (местонахождение) ;

- уточнение употребления глагольной приставки и предлога в заданиях по добавлению предлога в падежной флексии существительного в словосочетании с глаголом: (влетела ….. (клетка);

О

- использование графической схемы : НА - , В- О , ПОД-

о

- выполни действие с предметами;

- «Лото»- картинки, предлоги;

- «Жмурки»- (наречия места);

- Куда бросим мяч? (наречия- антонимы: высоко-низко, далеко-близко).

VII. Словоизменение.

Задача: отрабатывать различные способы словоизменения (согласование в роде, числе, падеже).

- согласование имени существительного с прилагательными, числительными;

- согласование имени существительного с глаголами;

- словоизменение существительных по падежам;

-словоизменение существительных по родам;

- словоизменение существительных по числам.

VIII.Словообразование.

А) слоговой анализ и синтез;

- раздели слова на слоги;

- сложи слово из слогов (на время);

- разложи картинки в зависимости от количества слогов в их названии.

- выдели из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов;

- слоговые анаграммы ( ба, со, ка) ( ткани -нитка).

Б) – раздели слова на звуки;

- сложи из звуков данного слова другие слова;

-«волшебники» (Волина);

- ребусы;

- кроссворды;

В) измени слово (однокоренные слова):

Сад

Сады

Садик

Садики и др.

Г) словообразование с помощью суффиксов

- ИК, - ИЩ

- делаем сок ( образование прилагательных от существительных) Из чего сделано?

-образование глаголов с различными приставками;

- выбрать родственные слова среди слов , сходных по звучанию (лес, лесной, вылез, лесник, лестница)

- образование уменьшительно-ласкательной формы существительного (дом- домик), прилагательного ( рыжая – рыженькая);

-детенышей животных, птиц (самцы, самки) ;

- чей хвост? Чья голова? (притяжательные прилагательные);

- образование существительных от глаголов:

Профессии: бежит- бегун, точит- точильщик, учит- учитель и др.

- образование от существительных других существительных: бетон- бетонщик, стекло- стекольщик;

Д) отработка семантических полей однокоренных слов

IX. Связная речь.

Задача: учить составлять план (с опорой на символы)

- пересказ сказок с составлением плана (максимум 4-5 пунктов);

- использование пиктограмм;

- рисование иллюстраций к сказке (пресекать фантазирование0;

- составление рассказа по опорным картинкам;

- составление рассказа по сюжетной картинке;

- составление рассказа по предметным картинкам или игрушкам;

- составление рассказа из личного опыта.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!