Тип учащихся | Психологическая характеристика | Стратегия оказания поддержки |
Учащиеся синтетики | Отличаются глобальным стилем деятельности, опираются на общее, а не на частности, испытывают трудности с анализом | Развивать навыки анализа, учить выделять главное в заданиях, составлять план выполнения задания |
Тревожные учащиеся | Испытывают эмоциональное напряжение в ситуации проверки знаний, часто перепроверяют уже выполненное задание, следят за реакцией взрослого | Создание ситуаций эмоционального комфорта в предэкзаменационный период, поддержка, поощрение |
Неуверенные учащиеся | Не умеют опираться на свое мнение, не доверяют себе, несамостоятельны | Создание ситуаций успеха, укрепление уверенности в себе, в своих выводах |
Учащиеся, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации | Легко отвлекаются, отличаются неустойчивой работоспособностью, не умеют распределять время на выполнение различных заданий | Формирование навыков самоорганизации, использование внешних опор для контроля за темпом деятельности |
Перфекционисты и отличники | Стремление выполнить задание лучше всех, ответственны, имеют завышенный уровень притязаний и неустойчивую самооценку | Скорректировать ожидания, помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходящим», выработать правильный стиль деятельности |
Астеничные учащиеся | Высокая истощаемость и утомляемость, большое количество ошибок в конце выполнения задания | Необходимо скорректировать ожидания в сторону реалистичности, отрегулировать режим дня, избегать перегрузок |
Гипертимные учащиеся | Активные, энергичные, не склонны проверять свои работы, не умеют находить в них ошибки, т.к. не хватает собранности | Развивать навыки самоконтроля |
Застревающие учащиеся | Низкая подвижность психических функций, медлительность | Формировать навыки переключения внимания, учить работать «на время» |
Аудиалы и кинестетики | Лучше развиты аудиальный и кинестетический каналы восприятия, хуже воспринимают информацию, представленную зрительно | Разработать индивидуальный стиль деятельности в ситуации ЕГЭ (аудиалы могут тихо проговорить задание, кинестетику разрешить некоторую двигательную активность) |