СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рельефная лепка "Город древний, город славный"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема НОД,

возраст

 

Лепка «Город древний, город славный »

(старшая группа)

Первичные представления

 - Беседа на тему «Смоленск»;

- рассматривание фотографий с изображением Смоленска

- просмотр научно - популярных фильмов «Осада Смоленска 1514 года и 1609 года»;

- рисование на тему «Смоленская крепостная стена»

- фотовыставка «Мой родной город – Смоленск»

Материалы и атрибуты

- Презентация «Город древний, город славный»

- волшебная тарелочка с наливным  с яблоком;

- пластилин, пластиковые одноразовые тарелки;

- музыкальные инструменты

- большие строительные кубики

- макет крепостной стены города Смоленска

Цель НОД

Формирование представления о  прошлом города Смоленска

Дать детям первоначальные исторические знания об образовании и названии нашего города.

 

 

Образовательные

 области

Задачи

Действия детей

Социально-

коммуникативное

развитие

-Воспитывать интерес к истории России;

-способствовать проявлению положительных эмоций;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе  решения  задачи

Включаются в игровую ситуацию, лепят в художественной мастерской

Познавательное развитие

 - Закрепить у детей знания о зодчем Фёдоре Конь

- формировать представление детей о героическом прошлом русского народа, защитниках земли русской;

- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов;

Рассматривают, классифицируют, рассуждают, смотрят отрывок из мультфильма «Крепость»

Речевое развитие

- Развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками

-активизировать словарный запас: «смола», «смолить»,

 «зодчий», «сказитель»,  «летопись», «Русь», «кривичи», «бойница»

Отвечают на вопросы, рассуждают, отгадывают загадку

Художественно-эстетическое развитие

- Учить создавать образ, используя полученные навыки и приёмы  лепки;

- формировать умение детей создавать  композицию

- развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в лепке известные приёмы;

- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;

  Дети лепят крепостную стену, башни и жителей города, передавая характерные особенности человека, его одежды ; слушают русскую народную музыку и песни о Смоленске

Физическое развитие

- Развивать и совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук.

Лепят, участвуют  в подвижной игре «Башни», танцуют в хороводе

 

Мотивационный этап

Введение в ситуацию:

 (Дети и родители входят в изостудию, на столах керамическая волшебная тарелочка с наливным яблочком, пластиковые тарелки, пластилин )

Педагог:

«Дорогие ребята и гости , волшебная тарелочка продолжает нас знакомить с любимым городом.

Загадка:

«Когда еще не было русской державы,

Дымились костры на заре.

И прежде чем встали московские главы,

какой город………. возвели на Днепре?»

 

 

Актуализация знаний:

(беседа сопровождается показом презентации «Город – ключ, город -  щит)

Педагог:

-  В те далекие времена люди вели записи летописи. Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам.  И в одной из таких записей было первое упоминание о нашем городе – граде: как в старину называли большие города.

 Первое  упоминание о Смоленске было в 863 году и с этого времени идет отсчет возраста города. И написано в летописи , что «Град этот велик и мног людьми».

Наш город находится в удобном месте , так как через город протекает большая полноводная река Днепр.

 Жили кривичи (союз восточно – славянских племён, который жили на реке Днепр) мирно: растили детей, занимались земледелием, скотоводством, ловили рыбу, ходили на охоту.  Но на город часто налетали враги, сжигали и грабили дома, уводили в рабство людей. Все постройки были деревянным, и даже крепостная стена, окружавшая и защищающая город. Часто после нападений врага на город или пожаров стены приходилось ремонтировать или строить заново. И такая стена не могла защитить город от нападений. Поэтому крепостную стену решили построить из камня,  ее строили  6 лет с 1596 по 1602 г. Руководил строительством стены зодчий Фёдор Конь. Зодчий – строитель, архитектор, он делал проект стены.  Благодарные жители города поставили в его честь памятник, который находится у башни Громовой. В составе крепости было 38 башен. Через узкие окна – бойницы можно было стрелять из пушек и ружей. Ширина крепости была такой, что можно было ехать в карете запряженной тройкой лошадей. Протяженность крепости была 6.5 км. Высота стен от13 до 19 метров. Под крепостью были построены специальные погреба, в которых хранили порох и ядра. Важная роль была отведена башням. Они выступали вперед, чтобы было видно, что делается перед стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены. В наше время осталось только 17 башен.

 Башня Бублейка, при приближении врага подавали шумовые сигналы – били в бубен. Отсюда и название.

Маховая башня получила название от того что с нее сигналили, махая днем разными предметами, а ночью - огнями.

Из башни Водяной шёл специально вырытый ров к Днепру, чтобы ходить за водой.

В башне Пороховой хранился порох.

Башня Копытенская получила название от стука копыт домашнего скота, который выходил на пастбище.

Авраамиевская башня  была так названа, потому что находилась рядом с монастырем с таким же названием.

Башня Донец служила местом размещения стрельцов, среди них было много донских казаков. (напротив вечного огня).

Башня Веселуха находится на красивом живописном месте и радовала, веселила горожан.

Башня Орёл расположена на самом высоком месте с хорошим обзором, поэтому и получила название самой зоркой и могучей птицы.

Громовая башня выдвинулась вперед от стены и будто грозит врагу. Из нее можно было вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобна, чем и получила своё название.

Поисковая деятельность:

(Дети подходят к макету Смоленской крепостной стены, рассматривают ее)

Физкультминутка:

«Руки на поясе будем  держать

Подпрыгивая станем мы башни называть

Первая Бублейка, вторая Маховая,

Затем Пороховая, Донец и Водяная

И дальше по порядку устали не зная:

Копытенская, Авраамиевская, Орёл и Громовая

И башня Веселуха -  берись скорей за ухо!»

Затруднение ситуации:

- Посмотрим на волшебную тарелочку, она предлагает стать всем нам  скульпторами и создать выставку памятных тарелок с изображением Смоленска.

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:

- берём пластилин необходимого цвета и начинаем им рисовать. Отщипываем от пластилина небольшие кусочки, прикладываем к основе и растираем мазками.

Самостоятельная работа детей за столами:

 - Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо!

(звучит спокойная народная музыка и песни о Смоленске)

- Приступайте к работе.

Все работы детей рассматриваются  для всеобщего восхищения . Сюрпризный момент: на каждое блюдечко педагог кладет красное наливное яблочко.

Рефлексивный этап

 

- Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим?

Скажите, что нового вы, узнали сегодня?

«А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской старине

Слава русской стороне!»

(Н. Кончаловская)

Информационные ресурсы

 

1. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей -Скрипторий ,2003

 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа Учебно-методическое пособие. 2-е издание – СПб, «Детство – Пресс», 2010.

3. Лыкова И.А .Я леплю из пластилина – Мир книги «Карапуз»

4.  Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие – Сфера,2010

5. Интернет источники:

 http://novorozhdennyj.ru/igra_dla_detey/plastilinovaya-zhivopis-iz-shprica /© novorozhdennyj.ru; http://stranamasterov.ru/node/507129

 

Просмотр содержимого документа
«Рельефная лепка "Город древний, город славный"»

«Город древний, город славный» изо

«Город древний, город славный»

изо

Лес и река картинка

Лес и река картинка

Бублейка

Бублейка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!