Просмотр содержимого документа
«Религии мира. Синтоизм.»
Синтоизм
синто (яп. 神道 синто: , «путь богов»)
Выполнила студентка ЕГФ
Группы ГБ-09-2-3
Тузова Юлия
Синтоизм-традиционная религия Японии.
Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.
Строго говоря, синто- языческая религия. Основу её составляет культ предков и поклонение силам природы. Синто- национальная религия, адресованная не всему человечеству, а только японцам.
Философия синто
Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками. Ками может существовать на Земле в материальном объекте, при этом не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.
- Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Однако круговорот в нынешнем виде не бесконечен, а существует лишь до разрушения земли, после чего приобретёт другие формы.
История синто
- Зарождение
- Синто , как религиозная философия, является развитием анимистических верований древних жителей Японских островов. Существует несколько версий возникновения синто : экспорт этой религии на заре нашей эры из континентальных государств (древних Китая и Кореи), зарождение синто непосредственно на Японских островах со времён Дзёмон.
- Становление синто как национальной и государственной религии японцев относят к периоду VII—VIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения синто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли подчинённое положение. Появившийся в 701 году свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил дзингикан ( яп. 神祇官 ? , досл. «учреждение (по делам) земных и небесных богов») — главный административный орган, в ведение которого входили все вопросы, связанные с религиозными верованиями и церемониями.
- Императрица Гэммэй повелела составить свод мифов всех народностей, живущих на Японских островах. По этому приказу в 712 году создается хроника «Записи о деяниях древности» ( яп. 古事記 кодзики ? ), а в 720 — «Анналы Японии» ( яп. 日本書紀 нихон сёки или нихонги ? ). Эти мифологические своды стали основными текстами в синто , некоторым подобием священного писания. При их составлении мифология была несколько подправлена в духе национального объединения всех японцев и обоснования власти правящей династии. В 947 году появился свод «Энгисики» ( яп. 延喜式 ? , «Свод обрядов периода Энги»), содержащий подробное изложение ритуальной части государственного синто — порядок проведения ритуалов, необходимые для них принадлежности, списки богов для каждого храма, тексты молитв. Наконец, в 1087 году был утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом.
- События, описываемые в большинстве мифов, происходят в так называемую «эру богов» — промежуток от возникновения мира до времени, непосредственно предшествующего созданию сборников. Продолжительность эры богов мифы никак не определяют. По окончании эры богов наступает эра правления императоров — потомков богов.
- Очень показательной для понимания мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами — последней из появившихся божественных пар. Они создали остров Онногоро — Срединный столп всей земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество ками, заселивших эту землю. Идзанами, произведя на свет бога Огня, заболела и через некоторое время умерла и отправилась в Страну Мрака. В отчаянии Идзанаги отрубил голову богу Огня, и из его крови произошли новые поколения ками. Скорбящий Идзанаги последовал за женой, чтобы вернуть её в мир Высокого Неба, однако застал Идзанами в ужасном виде, разлагающейся, ужаснулся увиденному и бежал из Страны Мрака, завалив вход в неё скалой. Разгневанная его бегством Идзанами пообещала убивать тысячу человек в день, в ответ Идзанаги сказал, что будет ежедневно строить хижины для полутора тысяч рожениц. Эта история как нельзя лучше передаёт представления синто о жизни и смерти: смертно всё, даже боги, и нет смысла пытаться вернуть умерших, но жизнь побеждает смерть через перерождение всего живого.
Мифология синто
Священные тории
ТОРИИ — непременный атрибут любого синтоистского святилища— П-образные ворота с двумя перекладинами сверху.
Тории столь же характерны для Японии, как, скажем, купола православных колоколен для России. И столь же исключительны.
Тории - ворота без ворот, которые не могут быть ни закрыты, ни открыты, никуда не ведут и не отделяют одно пространство от другого. Тории ничему не принадлежат и ничему не служат. Они - символ веры. Символ разделения двух миров: мира богов и мира человека.
Все может пройти через тории - свет, звук, ветер, они открыты и для человека и для животных, и для богов-духов. Они объединяют все миры.Тории - места появления богов, доступные для человека. Традиционно считают, что проходя под воротами без дверей, можно непосредственно встретиться с богами, войти в их мир, в их пространство. Вот почему, проходя под воротами без ворот загадывают желание - вдруг Боги услышат? Чтобы быть уверенным в том, что боги примут желание смертного во внимание, хлопают в ладоши или звенят колокольчиками. Тории и мосты - символы удачи и процветания. По древней легенде, первые тории были сооружены, чтобы привлечь солнце.
Спасибо за внимание.