СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религия как одна из форм культуры. Технологическая карта урока обществознания, 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока обществознания, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Религия как одна из форм культуры. Технологическая карта урока обществознания, 8 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Религия как одна из форм культуры

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Определить роль религии как одной из форм культуры. Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия. Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

План урока

  1. Особенности религиозной веры

  2. Роль религии в жизни общества

  3. Религиозные организации и объединения.

  4. Свобода совести и, свобода вероисповедания

Личностно значимая проблема

Действительно ли смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в тебе?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по изученному материалу.


В начале урока проводится беседа в ходе которой дети решают кроссворд и находят слово «религия». Затем они пытаются определить основное содержание данной темы.

Что такое религия?

Когда появились первые религии?

Что им было свойственно?

- Действительно ли смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в тебе?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.



Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах






Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала



17

Беседа с учащимися

Объяснение учителя










Сообщение учащихся о видах религии


Практическая работа.





беседа с учащимися





Анализ документов. Самостоятельная работа




Беседа с учащимися?





А давайте подберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

Учитель объясняет что такое «религия», задает вопросы. Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия? Каковы исторические формы развития религии. Перечислите мировые религии.

Сообщения учащихся о формах религии

Христианство (сообщение)

Ислам (сообщение)

Буддизм (сообщение)

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Заполните таблицу

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?



1.Религиозные организации и объединения

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В чём состоит опасность многих существующих ныне сект?

Свобода совести и свобода вероисповедания, что это такое? Что такое атеизм?

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в Конвенция ООН о правах ребенка

Подбирают слова, делают вывод (ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Отвечают на поставленные вопросы и делают вывод. Составляют определение. Записывают определение в тетрадь.







Дети выступают с сообщениями о различных видах религии



Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, заполняют таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Учащиеся читают документы и делают выводы по деятельности религиозных организаций в России.



Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.


Работа в парах


Фронтальная

работа.








Индивидуальная работа.


Работа в парах




Фронтальная работа






Работа в парах





Фронтальная работа





Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Устные ответы

Записи в тетради.








Устные ответы



Записи в тетради












Записи в тетради






Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах Самостоятельная работа с текстом учебника стр.72-74.

Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

- Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?

- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Что такое религия?

- Почему данные религии названы мировыми? К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

- Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

- Каковы между ними различия?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 10, таблица

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



Приложение № 1

Решите кроссворд.



1.м

о

8.р

а

л

ь







2.о

б

щ

е

с

т

в

о







3.к

у

л

ь

т

у

р

а




4.п

а

т

р

и

о

т

и

з

м







5.и

г

р

а










6.л

и

ч

н

о

с

т

ь





7.о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и


  1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

  2. Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

  3. Достижения людей в материальной и духовной жизни.

  4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

  5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

  6. Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

  7. Они всегда там, где права.

Найдите ключевое слово (религия).

Приложение № 2

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая



Воспитательная



Мировоззренческая



Психологическая (компенсаторная)



Коммуникативная

Коммуникативная



Интегративная



Приложение № 3

Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии.

Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

• Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

• Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

• Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

• Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!