Обществознание, 8 класс
Урок № 14
Религия как одна
из форм культуры
Д.З.: §12 , ?? (с.101), задания (с.101-102). Повторить §6 -12, термины, творческие задания, ?? (с.102-104) к гл. II
© А.И. Колмаков
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные учащимися в курсах истории и литературы, а также их личный социальный опыт.
- Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным познавательным возможностям учащихся, специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.
- Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
- Разъяснить учащимся смысл конституционных положений о свободе совести и свободе вероисповедания.
- Способствовать воспитанию учащихся в духе толерантности, осознанию значимости и ответственности религиозного выбора человека, пониманию опасности тоталитарных религиозных организаций.
- Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: нравственно-этическая ориентация, ориентация в социальных ролях, связанных с функционированием религии как социального института; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными по возрасту, религиозным взглядам людьми.
Знать и уметь (УУД)
- Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
- Объяснять сущность и значение веротерпимости.
- Раскрывать сущность свободы совести.
- Оценивать своё отношение к религии и атеизму
Понятия, термины
- религия;
- религиозная вера;
- обряды;
- молитва;
- церковь;
- секта;
- свобода совести;
- свобода вероисповедания
Проверка знаний
- Охарактеризуй науку как особую систему знаний.
- Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?
3. Какую роль играет наука в современном обществе?
4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?
5. В чём проявляется рост влияния науки на современное общество?
Изучение нового материала
- Роль религии в культурном развитии.
- Религиозные нормы.
- Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
- Свобода совести
Вспомним. Подумаем.
- ВСПОМНИМ. Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют большее число верующих?
- ПОДУМАЕМ. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает числа верующих?
Определив Первопричину бытия, религия должна дать ясное учение о Ней. Но этим не исчерпывается сущность религии ...
Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации ( церковь, умма, сангха, религиозная община )
- Слово « религия », пришедшее из латинского языка, переводится и объясняется учёными по-разному.
- Некоторые считают, что оно произошло от латинского relegere , что означает «относиться с особым почтением».
- Другие производят слово «религия» от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять».
- религия - мироощущение, особые моральные нормы и тип поведения...
Религия (от лат. religio — благочестие, святыня, предмет культа).
- «Хотя лучшие умы человечества занимались так называемыми доказательствами бытия Божия, но безуспешно; ибо все эти доказательства... не могут дать безусловной достоверности.
- Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, безусловно же утверждаться могут только верою...
- Как внешняя природа лишь постепенно открывается уму человека и человечества, вследствие чего мы должны говорить о развитии опыта и естественной науки, так и Божественное начало постепенно открывается сознанию человеческому, и мы должны говорить о развитии религиозного опыта и религиозного мышления».
Фрагмент из работы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853—1900)
- Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными?
- Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?
- Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?
Религия как одна из форм культуры.
Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .
Государство гарантирует свободу вероисповедания, всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.
Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .
Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .
Свобода Совести
Свобода выбора религии закреплена правом,
получившим название права на свободу совести.
4.Свобода совести и свобода вероисповедания.
Право на свободу совести, так же как и
право на свободу убеждений, мысли и
слова, относится к гражданским правам.
Свобода совести предполагает свободу
религий, атеизма, отсутствие единой,
обязательной для всех религиозной
веры или обязательного неверия
Факультативно
по желанию
граждан в любом
учебном заведении
В некоторых
негосударственных
заведениях, частным
образом на дому или
при религиозном
объединении
Для того, чтобы
не ущемлять интересы
неверующих, существуют
2 вида религиозного
обучения
Свобода совести является одним из основных гражданских
Прав человека и означает прежде всего свободу индивидума
От любого идеологического контроля, право каждого для себя
Выбирать систему духовных ценностей
Проверь себя
2. Что характерно для религиозной веры?
3. Каково значение религии в жизни общества?
4. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.
5. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература
- Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
- Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
- Иллюстрации из сети Интернет.
- Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/