Муниципальное образовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО
_________________2015 Директор МОУ Первомайской СОШ
_______________/Соколова Т.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Практикум решения задач по биологии»
для 10-11класс
Количество часов 68 ч (34 ч в год в 10 классе, 34 часа в 11 классе)
Учитель Кузнецова Н.М.
Кукобой, 2015
Пояснительная записка
Предлагаемая программа расширяет базовый курс общей биологии за 10-11 класс и позволяет провести целенаправленную подготовку учащихся к ЕГЭ по биологии, познакомить учеников с различными типами заданий, которые входят в диагностические и экзаменационные работы и способствует систематической работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
4. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии» В.Н. Семенцовой (Сборник 4 «Элективные курсы. Биология, 10-11 классы». – М. изд. «Дрофа», 2009 г)
Среднее общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся. Эти функции определяют направленность целей на формирование социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения, которая является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального среднего и высшего профессионального образования. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.)
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением задач).
Элективный курс включает 9 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативность работы и готовность к аттестации. Семь блоков курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. В экзаменационную работу, выполняемую выпускниками средней школы, входят задания по курсу основной школы. Изученные в 6—7 классах темы понятия не всегда повторяются в старших классах, на это зачастую нет времени на уроках. По этой причине необходимо дополнительное время на их повторение и понимание с учетом знаний по общей биологии. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека, и его повторение и осмысление с позиций выпускника средней школы имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.
Изучая в 10 классе средней школы вопросы химического состава и жизнедеятельности клетки, школьники еще не имеют необходимых знаний из смежных предметов — химии, физики. Повторение этих знаний в 11 классе делает их более прочными и обоснованными. Это касается также решения познавательных задач по молекулярной биологии, генетике и экологии.
Предлагаемый элективный курс может быть рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе). Большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований, коллоквиумов с использованием имеющейся наглядности.
Применение информационно компьютерных технологий (ИКТ) приветствуется, так как помогает быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.
Цели курса
Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.
На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.
Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях в соответствии с «Требованиями к выпускникам средней школы».
Помочь учащимся выбрать образовательный маршрут, соответствующий его профессиональным предпочтениям.
Отработать умения оформлять экзаменационную работу в форме ЕГЭ, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.
Поддержать и развить умения учащихся сосредоточиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.
Задачи курса:
-формирование основных компонентов содержания образования: знаний, репродуктивных и творческих умений, эмоционального опыта;
-формирование обобщенного знания материала;
-формирование понимания учащимися смысла вопроса, его структуры и функции ;
- формирование интеллектуальных умений;
-организация познавательной деятельности учащихся.
-развитие биологической интуиции, выработка определенной техники выполнения экзаменационной работы.
Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала используются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. У 15–17-летних подростков ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у них формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Этот возраст определяется как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности, определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.
С учетом выше изложенного можно использовать такие методы обучения:
• метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
• метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
• исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
Предполагаемый результат
Осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с «Требованиями к выпускникам средней школы» и навыка оформления экзаменационной работы.
Тематическое распределение количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа по классам |
10 класс | 11 класс |
1 | Введение | 3 | 1 | 2 |
2 | Биология – наука о живой природе | 8 | 8 | |
3 | Клетка как биологическая система | 11 | 11 | |
4 | Организм как биологическая система | 9 | 9 | |
5 | Многообразие организмов | 9 | 4 | 5 |
6 | Человек и его здоровье | 8 | | 8 |
7 | Надорганизменные системы | 8 | | 8 |
8 | Экосистемы и присущие им закономерности | 9 | | 9 |
9 | Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 |
| ИТОГО: | 68 | 34 | 34 |
Содержание программы
10 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Введение – 1 час
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий частей А, В и С.
Биология – наука о живой природе – 8 часов
Общебиологические закономерности. Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад ученых в развитии знаний о живой природе. Промежуточное тестирование. Уровни организации живой материи. Основные свойства живых систем. Подведение итогов.
Клетка как биологическая система – 11 часов
Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. Углеводы, белки, липиды – основные свойства, строение, функции. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. Мембранные органоиды клеток. Клетки прокариот. Метаболизм клетки. Промежуточное тестирование. Клеточные технологии. Неклеточные формы жизни. Подведение итогов.
Организм как биологическая система – 9 часов
Размножение организмов (митоз, мейоз). Общие закономерности онтогенеза. Развитие организмов. Закономерности наследственности. Закономерности изменчивости. Решение задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на дигибридное скрещивание. Составление родословной. Подведение итогов.
Многообразие организмов – 4 часа
Основные систематические категории. Характеристика Царства Бактерий, Растений. Роль в природе и жизни человека. Характеристика Царства Грибы.
9. Итоговое занятие – 1 час
Итоговое тестирование
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения |
-
| Введение. Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий частей А, В и С. | |
-
| Общебиологические закономерности. | |
-
| Роль биологии в формировании научных представлений о мире. | |
-
| Вклад ученых в развитии знаний о живой природе. | |
-
| Промежуточное тестирование. | |
-
| Уровни организации живой материи. | |
-
| Основные свойства живых систем. | |
-
| Основные свойства живых систем. | |
-
| Общебиологические закономерности. Тестирование по теме. Подведение итогов. | |
-
| Химический состав клетки. Неорганические вещества. | |
-
| Химический состав клетки. Органические вещества. | |
-
| Нуклеиновые кислоты. | |
-
| Белки – основные свойства, строение, функции. | |
-
| Углеводы – основные свойства, строение, функции. | |
-
| Липиды – основные свойства, строение, функции. | |
-
| Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. | |
-
| Мембранные органоиды клеток. | |
-
| Клетки прокариот. Неклеточные формы жизни. | |
-
| Метаболизм клетки. | |
-
| Клеточные технологии. Промежуточное тестирование. Подведение итогов. | |
-
| Размножение организмов. Митоз. | |
-
| Размножение организмов. Мейоз. | |
-
| Общие закономерности онтогенеза. | |
-
| Развитие организмов. | |
-
| Закономерности наследственности. | |
-
| Закономерности изменчивости. | |
-
| Решение задач на моногибридное скрещивание. | |
-
| Решение задач на дигибридное скрещивание. | |
-
| Составление родословной. Подведение итогов. | |
-
| Основные систематические категории. | |
-
| Характеристика Царства Бактерии. Роль в природе и жизни человека. | |
-
| Характеристика Царства Грибы. Роль в природе и жизни человека. | |
-
| Характеристика Царства Растений. Роль в природе и жизни человека. | |
-
| Итоговое тестирование. Подведение итогов. | |
11 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Введение – 2 часа
Правила заполнения бланков ЕГЭ. Вводное тестирование.
Многообразие организмов – 5 часов
Характеристика Царства Животные. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных. Использование организмов в биотехнологии. Подведение итогов.
Человек и его здоровье – 8 часов
Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян). Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. Правила личной и общественной гигиены. Подведение итогов.
Надорганизменные системы – 8 часов
Эволюция органического мира. Промежуточное тестирование. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы, направления и результат эволюции. Вид, его критерии. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Химическая и биологическая эволюция. Подведение итогов.
Экосистемы и присущие им закономерности - 9 часов
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты. Состав и свойства биогеоценозов. Экологические факторы. Биологические факторы среды. Промежуточное тестирование. Смена биоценозов. Биосфера – живая оболочка планеты (учение В.И.Вернадского о биосфере). Круговорот веществ в природе. Подведение итогов.
Итоговое занятие – 2 часа
Тестирование по вариантам ЕГЭ. Анализ типичных ошибок.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения |
-
| Правила заполнения бланков ЕГЭ. Вводное тестирование. | |
-
| Правила заполнения бланков ЕГЭ. Вводное тестирование. | |
-
| Характеристика Царства Животные. | |
-
| Роль животных в природе и жизни человека. | |
-
| Эволюция животных. | |
-
| Использование организмов в биотехнологии. | |
-
| Промежуточное тестирование. Подведение итогов. | |
-
| Место человека в системе органического мира. | |
-
| Гипотезы происхождения человека. | |
-
| Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян). | |
-
| Системы органов. | |
-
| Внутренняя среда организма. | |
-
| Обмен веществ и превращение энергии. | |
-
| Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. | |
-
| Правила личной и общественной гигиены. Промежуточное тестирование. Подведение итогов. | |
-
| Эволюция органического мира. Химическая и биологическая эволюция. | |
-
| Синтетическая теория эволюции. | |
-
| Движущие силы эволюции. | |
-
| Направления и результат эволюции. | |
-
| Вид, его критерии. | |
-
| Современные представления о возникновении жизни на Земле. | |
-
| Промежуточное тестирование. Подведение итогов. | |
-
| Естественные сообщества живых организмов и их компоненты. | |
-
| Состав и свойства биогеоценозов. | |
-
| Экологические факторы. Абиогенные факторы. Среды | |
-
| Биологические факторы среды. | |
-
| Антропогенные факторы среды. | |
-
| Смена биоценозов. | |
-
| Биосфера – живая оболочка планеты (учение В.И.Вернадского о биосфере). | |
-
| Круговорот веществ в природе. | |
-
| Промежуточное тестирование. Подведение итогов. | |
-
| Тестирование по вариантам ЕГЭ. Анализ типичных ошибок. | |
-
| Тестирование по вариантам ЕГЭ. Анализ типичных ошибок. | |
-
| Резервное время | |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Для учителя
1.Атраментова Л.А. и др. Генетика человека в школьном разделе общей биологии // Биология в школе. – 1993. - № 5.
2. Афонькин С.Ю. Поиграем в генетиков // Биология в школе. – 1991. - № 2.
3. Асланян М.М. От гена к геномике // Биология в школе. – 2003. - № 6.
4. Баев А.А. Таинственный язык наследственности // Биология в школе. – 1993. - № 5
5. Захаров В.Б. Введение в генетику: история развития // Биология в школе. – 2003. - № 5, 2003, № 9-12
6. Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс: учебное электронное издание
7. 1С: Репетитор. Биология: учебное электронное издание
Для учащихся
1. Беркинблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие. – М.: МИРОС, 1995
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.
2. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутвиловский В.Э., Давыдов В.В.. Биология для абитуриентов. – Минск: Юнипресс, 2011
3. Калинова Г.С. и др. ЕГЭ по биологии. 11 класс: учебное пособие. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
3. Лернер Г.И., Биология: репетитор. – М.:экмо, 2010.
3. 1С: Репетитор. Биология: учебное электронное издание
Средства обучения
Учебно-лабораторное оборудование
Микролаборатория
Микроскопы
Готовые микропрепараты
Коллекции горных пород и минералов
Гербарии
Коллекции насекомых
Технические средства обучения
Телевизор
DVD –плеер
Видео-плеер
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Электронные средства обучения
Мультимедийные презентации
Дидактический материал
Карточки-задания для индивидуальной и фронтальной работы
Тесты
Таблицы