11 класс ЕГЭ по обществознанию
Чем выше цена, тем меньше количество спроса
D- линия спроса
Чем ниже цена, тем больше количество спроса
P- цена , Q-количество
Закон спроса
Влияние цены на изменение количества спроса будет отображаться графиком с изображением одной линии спроса.
Вставка рисунка
Но на изменение количества спроса могут влиять и не ценовые факторы.
Вид сдвига графика спроса при влиянии не ценовых факторов
Не ценовые факторы, влияющие на спрос:
- Уровень доходов потребителей;
- Влияние моды;
- Сезонность;
- Товары заменители (субституты)
- Действия правительства;
- Инфляционные ожидания;
- Форс-мажорные обстоятельства
Задача 1. На рисунке отражена ситуация на рынке строитель- ных материалов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
- Ростом числа производителей строительных материалов
- Введением нового налога на производителей
- Совершенствованием технологии
- Ожиданием повышения цен на строительные материалы
Алгоритм рассуждений: - пункты 1,2,3 характеризуют изменение предложения; - движение от Q1 – Q2 показывает увеличение величины спроса, что соответствует ситуации под №4.
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
- Ростом числа производителей строительных материалов
- Введением нового налога на производителей
- Совершенствованием технологии
- Ожиданием повышения цен на строительные материалы
Задача 2. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
- Уменьшением чиста производителей телевизоров
- Изменением технологии плазменных экранов
- Снижением доходов потребителей
- Усилением конкуренции товаропроизводителей
Задача 2. Алгоритм рассуждений: - пункты 1,2,4 характеризуют изменение предложения; - движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины спроса, что соответствует ситуации под №3.
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
- Уменьшением чиста производителей телевизоров
- Изменением технологии плазменных экранов
- Снижением доходов потребителей
- Усилением конкуренции товаропроизводителей
Чем выше цена, тем больше количество предложения
S- линия спроса
Чем ниже цена, тем меньше количество спроса
P- цена , Q-количество
Закон предложения
Влияние цены на изменение количества предложения будет отображаться графиком с изображением одной линии предложения .
Но на изменение количества предложения могут влиять и не ценовые факторы.
Не ценовые факторы, влияющие на изменение предложения:
- Изменение технологий;
- Налоги и дотации;
- Доступность ресурсов;
- Существование товаров заменителей;
- Наличие дополняющих товаров(комплементов)
- Погодные условия;
- Инфляционные ожидания;
- Объемы рынка.
Вид сдвига графика предложения при влиянии не ценовых факторов
Задача 3. На рисунке отражена ситуация на рынке жилья: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
- Возросшими требованиями к застройщикам
- Сокращением издержек производства нового жилья
- Субсидированием строителей
Задача 3. Алгоритм рассуждений: - пункт 2 характеризует изменение спроса; - пункты 3,4 будут увеличивать рост производства; - движение от Q1 – Q2 показывает уменьшение величины предложения, что соответствует ситуации под №1.
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
- Возросшими требованиями к застройщикам
- Сокращением издержек производства нового жилья
- Субсидированием строителей
Задача 4. На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
- Совершенствованием технологии разведения рыбы;
- С приближением отпусков работников рыбных хозяйств;
- С популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище;
- С повышением цен на другие продукты, содержащие белок.
Задача 4. Алгоритм рассуждений: - пункт 3,4 - характеризует изменение спроса; - пункты 2 ведет к спаду производства; - движение от Q1 – Q2 показывает увеличение количества предложения, что соответствует ситуации под №1.
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
- Совершенствованием технологии разведения рыбы;
- С приближением отпусков работников рыбных хозяйств;
- С популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище;
- С повышением цен на другие продукты, содержащие белок.
Задачи для самостоятельного анализа.
Задача 5. На рисунке отражена ситуация на рынке тобачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
- Ростом доходов производителей табака;
- Изменением предпочтений людей;
- Совершенствованием технологии производства табачных изделий;
- Усилением конкуренции производителей.
Задача 5. На рисунке отражена ситуация на рынке тобачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего:
- Ростом доходов производителей табака;
- Изменением предпочтений людей;
- Совершенствованием технологии производства табачных изделий;
- Усилением конкуренции производителей.
Задача 4. На рисунке отражены измененияна рынке бытовой химии: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
- Слухами о вреде бытовой химии для здоровья;
- Наступлением сезона отпусков;
- Появлением средств на основе природных компонентов;
- Сокращением издержек производства бытовой химии.
Задача 4. На рисунке отражены измененияна рынке бытовой химии: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P-цена товара, Q- величина спроса)
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
- Слухами о вреде бытовой химии для здоровья;
- Наступлением сезона отпусков;
- Появлением средств на основе природных компонентов;
- Сокращением издержек производства бытовой химии.
Литература: 1. А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская. Типовые тестовые задания по обществознанию. М.: Экзамен , 2013г 2. Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. М.: Вита-Пресс.2002 3. П.А.Баранов. Экспресс –репетитор для подготовки к ЕГЭ «Экономика».М.: Астрель. 2012
Спасибо за внимание