Тема урока | Решение логарифмических уравнений | |
Тип урока | Урок изучения нового материала | |
Цель урока | Организовать учебную деятельность по изучению методов решения логарифмических уравнений, используя определение логарифма, метод потенцирования, метод введения новой переменной. | |
Задачи Общеобразовательные | Обеспечить в ходе урока формирование умений и навыков решения логарифмических уравнений, закрепление новых понятий: логарифмическое уравнение, методы решения логарифмических уравнений; научить учащихся решать логарифмические уравнения | |
Развивающие | Способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти. Развивать грамотную математическую речь при ответе у доски и с места | |
Воспитательные | Воспитывать аккуратность, чувство ответственности, умение рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради. содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды, воспитанию взаимовыручки, воспитании у учащихся, уверенности в себе, веры в свои силы | |
Оборудование урока | учебник, карточки, ТСО ПК, мультимедийный проектор, презентация учебник раздаточные материалы (для самостоятельной работы), опорный конспект | |
| Этапы урока | | Деятельность учащихся |
| Организационный момент | Приготовить доску, тетради, учебное пособие, таблицы, ТСО | |
| Этап актуализации знаний. Опрос | 1.Теоретическая разминка. Дайте определение логарифма числа? Перечислите основные свойства логарифмов? Дайте определение логарифмической функции? Дайте определение допустимых значений логарифмической функции Перечислите основные свойства логарифмической функции? 1.Устный счёт-конкурс «Лучший счётчик» На доске записаны примеры на вычисление логарифмических выражений. выигрывает тот, кто решит больше примеров за 1 минуту. | Учащиеся отвечают на вопросы |
| Устная работа | Задания на интерактивной доске (презентация) Вычислить а) log28 1) 2) lg 0,01; 3) 2 log 2 32. 4) log 4 4 = l 5) og 3 1 = log -5 5= 5) log 4 1= 6) log 6 6 = 7) 8) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d08f750353c/591533_4.png) . 9) * ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d08f750353c/591533_6.png) 1) log 15 3 + log 15 5 2) 3) log 6 2 + log 6 3 = 4) log 2 28 - log 2 7 = l5) og 2 15 - log 2 30 6) lg 4 + lg 25. 7) log 4 168 – log 4 84. 1) 3 log 34 = 2) 3) 4) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d08f750353c/591533_10.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d08f750353c/591533_11.png) | Учащиеся отвечают устно |
| Самостоятельная работа Подготовка к ЕГЭ | Учитель задает вопросы ученикам: Дайте определение уравнение, корень уравнения, Что значит решить уравнение? Найти все значения переменной, при которых уравнение обращается в верное числовое равенство или доказать, что таких значений нет. Что такое корень уравнения? Значение переменной, при которой уравнение обращается в верное числовое равенство. Самостоятельно решить задания из тестов ЕГЭ Ответ: -0,6 Ответ: 6 Ответ: 63. Ответ:-7, -4 Ответ: -8 Решить уравнения. показательные уравнения способом приравнивания коэффициентов; линейное, иррациональное, квадратное | Учащиеся отвечают на вопросы |
Самостоятельная работа Подготовка к ЕГЭ . | Учащимся даны карточки, на которых уравнения из банка заданий ЕГЭ Самостоятельная работа Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения. Уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В7 В5. | Учащиеся называют вид каждого уравнения и прорешивают их |
Физкультминутка | Для того, чтобы перейти к следующему этапу нашей работы и успешному её выполнению, давайте немножко отдохнём. (Слайд 21) Сильно зажмурьте глаза, откройте глаза и посмотрите на предмет перед вами (повторите 5 раз). Закройте глаза, откройте глаза, посмотрите направо, посмотрите налево (повторите 5 раз). Сильно зажмурьте глаза, откройте глаза и посмотрите на предмет вдали от вас (повторите 5 раз). Формирование умения сотрудничать с одноклассниками, умения координировать свои действия. | |
Взаимопроверка | Ответы даны на интерактивной доске | Учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют оценки |
| Этап объяснения нового материала Изучение нового материала с помощью опорных конспектов | Создание проблемной ситуации. Учитель: Ребята, у нас возникла проблема. Мы не решили одно из уравнений, в котором есть знак логарифма и под знаком логарифма находится переменная. Как вы думаете, как называются такие уравнения? Записали тему урока: Логарифмические уравнения. Учитель дает определение: Уравнения, в которых переменная содержится под знаком логарифма, называют логарифмическими. Существует несколько способов решения логарифмических уравнений. Мы сегодня рассмотрим три способа решений: Всем учащимся даются опорные конспекты: 1. 1. Решения логарифмических уравнений на основании определения логарифма. 2. Для решения уравнений используется еще метод: потенцирования. 3. Решить уравнение: – log 3 x – 2 = 0 Метод введения новой переменной | 2.Выявление проблемы. Формулируют ответы на поставленные вопросы Учащиеся записывают Учащиеся изучают текст самостоятельно Осмысление, систематизация полученных знаний |
ж | Первичное закрепление | На доске записаны три уравнения, которые нужно решить изученными способами. Учитель помогает log 2 (9 – x).=4 log 3 (x2 + 3x – 7) = 1. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d08f750353c/591533_18.png) log 2(3x – 6) = log 2(2x – 3) . log 5 (3x – 4) = log 5 (12 – 5x). log 6 (14 – 4x) = log 6 (2x + 2); ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d08f750353c/591533_19.png) а) – 4 log 4 x + 3 = 0. б) + log 0,2 x – 6 = 0. в) lg2 x – lg x – 2 = 0; г) – log 3 x – 6 = 0; ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d08f750353c/591533_24.png) lg 2 х2 + lgx2 – 6 = 0 ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d08f750353c/591533_25.png) | Учащиеся по очереди решают. Предъявление решений уравнений на доске, обсуждение, коррекция оформления, записи в тетрадях. |
| Этап закрепления изученного материала | Показ презентации а) log7(3х-1)=2 б) log2(7-8х)=2 lg(х2-2) = lg х lоg²5 х – lоg5 х - 2 = 0 log²2 х- log2 х =2
| Учащиеся называют методы и решают эти уравнения |
| Самостоятельная работа (дифференцированная) | Самостоятельная работа Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. 1. (-1, – 3) 2. (х=3) 3. (х=-5) 4. (х=3) 5. (х=-15) Ключ 3 | -2 | -3, – 1 | -15 | -7 | -1 | -5 | 0 | 12 | Е | А | Н | Р | Д | О | П | З | Л | Джон Непер | Самостоятельная работа (дифференцированная) |
| Сообщение по по теме: «Из истории логарифмов» | На интерактивной доске портрет этого математика НЕПЕР Джон (1550-1617) , шотландский математик, изобретатель логарифмов. Потомок старинного воинственного шотландского рода. Изучал логику, теологию, право, физику, математику, этику. Увлекался алхимией и астрологией. Изобрел несколько полезных сельскохозяйственных орудий. В 1590- х годах пришел к идее логарифмических вычислений и составил первые таблицы логарифмов, однако свой знаменитый труд "Описание удивительных таблиц логарифмов" опубликовал лишь в 1614 году. В конце 1620-х годов была изобретена логарифмическая линейка, счетный инструмент, использующий таблицы Непера для упрощения вычислений. С помощью логарифмической линейки операции над числами заменяются операциями над логарифмами этих чисел | Рассказывают учащиеся Синякова В. и Скворцова Е |
| .Итоги урока. рефлексия | Вопросы учащимся: Какие уравнения называются логарифмическими? Назовите основные методы решения уравнений. У всех учащихся листы самооценки. Учитель предлагает их заполнить и оцените себя за деятельность на уроке. Выбрать себе смайлик | Учащиеся отвечают Самоанализ учащимися своих результатов деятельности, |
| Задание на дом | п. 39, № 513, 514, 520(в,г) п. 5. № 840, 843 Домашнее задание. Возьмите карточки с разноуровневым дом задание. Кто желает, может взять все уровни. 1 уровень · log 3 x= 4; log 2 x= -6; logx 64 = 6; – log x 64 = 3; 2 log x 8 + 3 = 0 2 уровень log 3 (2х – 1) = log 3 27; log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3) log 2 х = – log 2 (6х – 1) 4 + log 3 (3-х) = log 3 (135–27х) · log (х – 2) + log 3 (х – 2) = 10 3 уровень · 2log 2 3 х – 7 log 3 х + 3 = 0; lg 2 х – 3 lg х – 4 = 0 · log 2 3 х – log 3 х – 3 = 2 lоg 2 3 | Записывают домашнюю работу |