СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается разработка урока по алгебре в 7 классе по теме "Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными" Учебник А.Г. Мордкович 

Просмотр содержимого документа
«Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными»



Тема урока: « Практикум по решению систем уравнений с двумя переменными », 7 класс, 24.11.2015

Цели:

Образовательные – закрепить у учащихся умение решать системы методом подстановки и методом алгебраического сложения; активизировать работу класса через групповую формы работы; предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания, осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого ребенка через разноуровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу в классе.

Развивающие – развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, самостоятельность и наблюдательность.

Воспитательные – привить интерес к алгебре, повысить эффективность урока, воспитать коммуникативные качества личности, овладение способом налаживания сотрудничества в учебном труде

Методы: частично-поисковый, групповой, индивидуальный.

Тип урока: урок закрепления и выявления типичных ошибок по теме.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал;

  2. ПК; проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас урок необычный. Мы с вами сегодня собрались как представители разных стран на симпозиум, посвященный вопросу ( ?...). Верно, решению систем линейных уравнений. На симпозиуме будут присутствовать гости. Давайте поприветствуем их.

Позвольте мне быть организатором и секретарём данного мероприятия.

"Математика во всём", - нам твердят.
Многие не верят, спорить норовят:
"Математика от нас далеко...
Жить на свете без неё так легко!.."

Но пойдет однажды вечером дождь.
Подойдёшь ты к окну и поймёшь:
Всё на свете, что видишь, давно
математикой отражено.

Ты вглядись: от фонаря свет
Векторами разлетается. Нет?
Точки капель, окружности луж - 
Неужели ты не видишь? Ну ж...

Окошек плоскости отрезками полны...
и вечна траектория Луны...
А по параболе летит метеорит.
Через мгновенье в атмосфере он сгорит...

Многоугольники, квадраты и круги...
Пространства-времени неслышные шаги...
Всё движется и мчится, всё улетает вдаль.
А кто не видит этого...
того мне просто жаль.

Итак, мы начинаем нашу работу.

  1. Постановка цели урока

Как вы считаете главной целью нашей встречи будет…?

- закрепление умения решать системы линейных уравнений с двумя переменными различными способами

- А для этого мы должны знать:

- алгоритм метода подстановки

-алгоритм сложения алгебраическим способом

- графическое решение систем линейных уравнений

 Девиз урока: «Деятельность – единственный труд к знаниям»

- Ребята, как вы понимаете слова девиза?

- Да, именно через труд, нашу работу мы получаем новые знания, находим новые пути решения задач.


3. Актуализация опорных знаний ( каждой группе на выбор дается один вопрос)

« Экспресс – вопрос»

- Какую функцию называют линейной?

Функцию вида y=kx+m, где k и m- некоторые числа (коэффициенты), y – зависимая переменная, x- независимая переменная называется линейной функцией

- Что является графиком линейной функции?

- графиком линейной функции является прямая

- Что мы называем системой уравнений?

- если даны два линейных уравнения с двумя переменными х и y и поставлена задача найти пары значений (х; y), которые одновременно удовлетворяют и тому и другому уравнению, то говорят, что заданные уравнения образуют систему уравнений

- Что значит решить систему уравнений?

Решить систему уравнений - значит найти все ее решения или установить, что решений нет

- Что мы называем решением системы уравнений?

решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство.

«Перепутанные логические цепочки». (Учитель раздает карточки. Здесь приведен набор действий алгоритма решения системы уравнений. Ваша задача восстановить порядок действий решения.) (групповая работа)

  • способ подстановки

(Алгоритм:

1. выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую;

  1. подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;

  2. решают получившееся уравнение с одной переменной;

  3. находят соответствующее значение второй переменной);

  • способ сложения

(Алгоритм:

1. умножают почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами;

  1. складывают почленно левые и правые части уравнений системы;

  2. решают получившееся уравнение с одной переменной;

  3. находят соответствующее значение второй переменной);

Смотрим презентацию, сравниваем с ответами каждой группы.

4. Формирование умений и навыков.

Теперь вам придется показать свои умения по решению систем уравнений различными способами. Каждой группе предлагается выбрать любую карточку по цвету из двух разных папок. А чтобы узнать задание, предлагается воспользоваться QR- кодом.

Учащиеся решают задания группой, ответы появляются на доске.



Все эти способы решения систем уравнений знали люди давно. Точной даты неизвестно, но они имеются в книге Ньютона “Всеобщая арифметика”, которая была издана в 1707 году.

Прием саморегуляции при решении систем линейных уравнений.



Прием выполнения заданий типа: решить систему уравнений



½ х-1/3у=1,
6х-5у=3

Рефлексия

1

Выбрать способ решения системы уравнений.

Какие способы решения системы уравнений я знаю?

3

Вспомнить алгоритм выбранного способа решения.

Знаю ли я алгоритм выбранного способа решения системы уравнений?

4

Выяснить какие свойства уравнений необходимо применить в процессе решения системы выбранным способом.

Знаю ли я свойства уравнений с двумя переменными?

5

Выполнить необходимые преобразования.

Полезно указать соответствующее свойство при выполнении преобразований.

6

Сделать проверку.

Знаю ли я как делать проверку?

7

Записать ответ.

Знаю ли я как записывать ответ?





  1. Рефлексия

  1. Знаю ли я алгоритмы решения систем уравнений ?

  2. Умею ли их применять на практике?

  3. Могу ли выбрать рациональный прием решения?

  4. Могу ли самостоятельно справиться с задачей или нужна помощь ?



6 Запись домашнего задания. 12.22(г), 13.11(г), 13.13(а), 13.14 (а)п.12, 13 повторить

7 Общий итог урока. Толерантность.

Вы сегодня хорошо справились с заданиями не только потому, что старались, но и потому, что были вместе, помогали друг другу. Посмотрите на доску. У нас получился радужный флаг. Кто из вас знает, что это за флаг? Верно. Он является одним из символов международного движения за мир. Как вы понимаете слово «Толерантность»?.

  • Толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. И мне бы хотелось, чтобы вы помнили об этом. А теперь своими группами сцепите руки как на презентации и скажите друг другу спасибо за взаимопомощь, чувство локтя на уроке.

Терпимость очень трудная добродетель,

для некоторых труднее героизма...

Наш первый порыв и даже последующий –

это ненависть ко всякому,

 кто не так думает, как мы.

Ж. Леметр.

Мультфильм.





Седьмой пазл « Найди правильный ответ»

-Под каким номером изображен график функции , заданной формулой у=-2х

-Под каким номером изображен график функции , заданной формулой у= 0,5 х +3?

- Под каким номером изображен график функции, заданной формулой у=1?

- Под каким номером изображен график функции , заданной формулой у=2х?

- Под каким номером изображен график функции, заданной формулой у=-2?

Предлагаю вам решить старинную задачу “Лошадь и мул”:

«Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. “Чего ты жалуешься? – отвечал ей мул. – Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, твоя поклажа стала бы одинаково с моей”».

- Скажите же, мудрые математики, сколько мешков несла лошадь и сколько нес мул?

Разбирается решение задачи.

Пусть лошадь несла х мешков, а мул – у мешков. Если мул возьмет один мешок у лошади, то у него будет (у + 1), а у лошади останется (х – 1) мешков. Так как ноша у мула станет вдвое тяжелее, то составим уравнение 2(х – 1) = у + 1. Если лошадь снимет с мула один мешок, то у нее будет (х + 1), а у мула останется (у – 1) мешков. Так как ноша у них станет одинаковой, то получим уравнение х + 1 = у – 1. Составим и решим систему уравнений.

Решим задачу способом сложения. Ответ: (5;7)

Один учащийся решает составленную систему у доски, остальные в тетрадях.



Анализ задачного материала темы



задач

По

способу

задания

По характеру требований

По сложности (I, II, III уровни)

По способу решения

По дидактической цели

№№
1025-1036

Задачи представлены математическим
текстом.

Распознать линейное уравнение.

Найти решение линейного уравнения.


I – 1025-1028.

II – 1029-1034.

III – 1035, 1036.

Арифметический.



№ 1030-1034 – на применение свойств уравнений.

№ 1036 - задание с параметром.

Отработка понятий:
линейное уравнение, решение линейного уравнения, свойства уравнений.

№ №

1037-1042

Текстовые задачи.

Решить практическую задачу.

II – 1037 -1040.

III – 1041, 1042.

Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Отработка решения задач с помощью уравнения с двумя переменными в натуральных числах.

№№
1045-1047

Задачи представлены математическим
текстом.

Определить принадлежность данной точки графику уравнения

I – 1045, 1046.

II – 1047.


Арифметический.

Отработка понятия график линейного уравнения.

№№ 1048.

Задачи представлены математическим
текстом.

Построить график уравнения

I – 1048.

II – 1049.

III – 1050.

На построение графика уравнения.

Отработка навыка построения графика уравнения

№№
1051-1053.

Задачи представлены математическим
текстом.

Найти координату точки по заданной второй координате

II – 1051, 1052.

№ 1053 – на определение расположения графика уравнения в координатных четвертях

Алгебраический.


Отработка навыка нахождения координаты точки по заданной координате

№№
1056-1059

1062-1064

Задачи представлены математическим текстом.

Проверить, является ли пара чисел решением системы уравнений.

Выяснить, сколько решений имеет система уравнений.

I – 1056-1058.

II – 1059

III – 1062-1064

Алгебраический

Отработка понятия решение системы уравнений

№№
1060--1061

Задачи представлены математическим текстом.

Решить систему уравнений

II – 1060, 1061.

Графический

Отработка графического способа решения систем уравнений.

№№ 1068-1078.

Задачи представлены математическим текстом.

Решить систему уравнений.

I – 1068-1072

II – 1073-1076

III – 1077-1078.

Алгебраический.

Отработка способа подстановки.

№№ 1082-1096.

Задачи представлены математическим текстом.

Решить систему уравнений.

I – 1082-1085

II – 1086, 1092-1096

III – 1087-1091.

Алгебраический.

Отработка способа сложения.

№№
1099-1122

Текстовые задачи.

Решить задачу

I – 1099-1102.

II – 1103-1114.

III – 1116-1122.

Старинные задачи: №1104, 1105, 1115

Алгебраический

Отработка способов решения систем уравнений при решении текстовых задач


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

- «Образование - клад,

Труд - ключ к нему»

П.Буаст

- Почему так говорят? Обсудите в парах свое мнение.

- Зачем учиться каждый определяет для себя сам. Знание - спутник человеку на его пути.

- Что нового вы узнали на предыдущих уроках?



- Сегодня вы продолжаете изучать способы решения систем уравнений.










Высказывают свое мнение по поводу

афоризма.





Способы решения систем уравнений: графический и подстановки.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные:

самоопределение, смыслообразование.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд (алгоритм решения системы уравнений методом подстановки)

На доске система уравнений

- Сформулируйте алгоритм решения системы уравнений методом подстановки (последовательно открывает шаги на слайде):



1.Выразить из одного уравнения системы одну переменную через другую.

2.Подставить полученное выражение вместо переменной в другое уравнение.

3.Решить уравнение с одной переменной.

4.Найти значение второй переменной.

5.Записать ответ.



Учитель записывает на доске под диктовку учащихся.

  1. у = 7-2х

  2. 4х - (7-2х) = 5

4х-7+2х = 5

6х = 5+7

6х = 12

Х = 2

  1. у = 7-22 = 3

Ответ: (2; 3)



- Как мы решили эту систему?



- С какой целью?



Задание на затруднение.

- А теперь вам надо исключить у из рассмотрения другим способом – сложить оба уравнения системы.

- Возникнут ли у вас затруднения при выполнении задания?

На доске карточки с формулировками возможных затруднений:

1. Я не могу сложить оба уравнения.

2. Я не могу доказать, что сложил уравнение правильно.

Запишите номер карточки, на которой ваше затруднение, озвучьте возможные затруднения















Формулируют алгоритм решения систем уравнений способом подстановки.

















Учащиеся работают в тетрадях и комментируют решение.



















Выразили у из 2-го уравнения и подставили в первое.

Временно исключили из рассмотрения переменную у.

























Записывают номера карточек.

Познавательные:

ОУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Знаково-символические действия;

Л: анализ, синтез, сравнение

Регулятивные:

целеполагание,

волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

мотивация учебной деятельности, смыслообразование.

3. Выявление причины затруднения.

- Какое задание должны были выполнить?



Почему возникло затруднение?



Исключить у, сложив оба уравнения системы.

Не знаем способа сложения.


Познавательные:

анализ, постановка и формулирование проблемы

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

учет разных мнений.

Личностные:

Смыслообразование.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель вашей деятельности.



- Сформулируйте тему урока.

Открывается тема урока на доске.

- Итак, у вас возникло затруднение при сложении уравнений системы.




Узнать способ сложения для решения систем уравнений.



Способ сложения.

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений, постановка познавательной цели, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач, определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование, познавательная инициатива, постановка вопросов.

Коммуникативные:

Формирование и аргументация своего мнения и позиции, понимание относительности мнений и подходов для решения проблем, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные:

Самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Сложим уравнения так: по отдельности составим сумму левых частей, сумму правых частей уравнений и полученные суммы приравняем.

+

- Приведем подобные слагаемые.

4х-у+2х+у=5+7

6х=12

- Получили уравнение с одной переменной.

Х=2

- Почему у исключился?



- Как найти у?

22+у=7

4+у=7

у=7-4=3 Ответ (2;3)

Итак, вы решили систему уравнений? Как вы это сделали?

Алгоритм на слайде

1.Сложить почленно левые и правые части уравнений так, чтобы одна переменная исключилась. Коэффициенты при одной переменной должны быть противоположными числами

2. Решить полученное уравнение с одной переменной.

3. Найти значение второй переменной.





6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Что теперь надо сделать?

- Решите систему уравнений способом сложения:

  1. Сложим уравнения, чтобы исключить у, х-у+х+у=12

  2. Решим уравнение

2х=12

Х=6

  1. Найдем у. 6+у=7

у=1



Ответ: (6;1)











Записывают решение в тетрадях.









Коэффициенты при у – противоположные числа 1 и -1.

Подставим найденное значение х в любое уравнение системы.





Мы создали алгоритм решения.

Формулируют алгоритм.















_____________________________

Научиться использовать алгоритм для решения систем уравнений.



Ученик у доски, комментируя свои действия, записывает решение; остальные работают в тетрадях.


Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, знаково-символические действия, установление причинно-следственной связи, подведение под понятие.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, познавательная инициатива.

Коммуникативные:

Формирование и аргументация своего мнения и позиции, понимание относительности мнений и подходов для решения проблем, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные:Самоопределение, нравственно-этическое оценивание.















Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений, знаково-символические действия, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:

смыслообразование.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Проверим, как каждый из вас понял новый способ решения систем уравнений.

1 вариант.

2 вариант.

3 вариант.

- Выбирайте один из трех вариантов. Уровень сложности заданий повышается с увеличением номера варианта.



Вариант 1 (левое крыло)

Решение: Сложим уравнения так,

чтобы исключалась переменная у:

2х+у+3х-у=11+9

5х=20

Х=4

Подставим значение х в 1-ое

уравнение системы 2х+у=11:

2*4+y=11

8+y=11

y=3

Ответ: (4;3)



Вариант 2 (правое крыло)

Сложим уравнения

2x+11y+10x-11y=15+9

12x=24

X=2

Подставим X=2 в 1 уравнение

:

4+11y=15

11y=11

y=1

Ответ:(2;1)

Вариант 3 (боковая доска)

Умножим все члены 2 уравнения на (-1)

Сложим уравнения системы

x+y+(-x)+3y=12

4y=12

y=3

Подставим y=3 в исходное уравнение системы

X+y=7

X+3=7

X=4

Ответ: (4;3)

- У кого задание вызвало затруднение?

На каком шаге алгоритма?

В чём причина затруднения?

У кого правильно?























Самостоятельно решают, проверяют с подробным образцом.





















































































Формулируют затруднения, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

Анализ, сравнение, знаково-символические действия, использование общих приемов в решении задачи.

Регулятивные:

Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, волевая саморегуляция, познавательная инициатива, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция.

Коммуникативные:

Достижение договоренностей и согласование общего решения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные:

Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.

8. Включение в систему знаний.

- Новый способ можно использовать при решении уравнений с параметрами:

1. При каких значениях а и b решением системы уравнений является пара чисел (2;-1)?

а)

Ответ: a = 11 b = -14

2. При составлении уравнения прямой, проходящей через 2 точки A(2;3) и B(-1;4).

Ответ:



Работают в тетрадях. У доски работают два сильных ученика, комментируя решение.


Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, знаково-символические действия, использование общих приемов решения задач.

Регулятивные:

Контроль и коррекция.

Коммуникативные:

Формулирование и аргументирование своего мнения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что нового узнали сегодня?

- Что создали вы?

- Где сможете применять новые знания?



-Оцените свою деятельность на уроке:

Нарисуйте в тетради

- если все поняли



- если не все понятно.





Домашнее задание: п. 44 № 1083 (а, б);

№ 1085 (а, б); 1087 (б).




Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

Планирование, оценка.

Коммуникативные:

адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности, формирование внутренней позиции («я» -концепция).



Терпимость очень трудная добродетель,

для некоторых труднее героизма...

Наш первый порыв и даже последующий –

это ненависть ко всякому,

 кто не так думает, как мы.

Ж. Леметр.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!