Тема урока: « Практикум по решению систем уравнений с двумя переменными », 7 класс, 24.11.2015
Цели:
Образовательные – закрепить у учащихся умение решать системы методом подстановки и методом алгебраического сложения; активизировать работу класса через групповую формы работы; предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания, осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого ребенка через разноуровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу в классе.
Развивающие – развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление, самостоятельность и наблюдательность.
Воспитательные – привить интерес к алгебре, повысить эффективность урока, воспитать коммуникативные качества личности, овладение способом налаживания сотрудничества в учебном труде
Методы: частично-поисковый, групповой, индивидуальный.
Тип урока: урок закрепления и выявления типичных ошибок по теме.
Оборудование:
Раздаточный материал;
ПК; проектор
Ход урока.
Организационный момент (1 мин)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас урок необычный. Мы с вами сегодня собрались как представители разных стран на симпозиум, посвященный вопросу ( ?...). Верно, решению систем линейных уравнений. На симпозиуме будут присутствовать гости. Давайте поприветствуем их.
Позвольте мне быть организатором и секретарём данного мероприятия.
"Математика во всём", - нам твердят.
Многие не верят, спорить норовят:
"Математика от нас далеко...
Жить на свете без неё так легко!.."
Но пойдет однажды вечером дождь.
Подойдёшь ты к окну и поймёшь:
Всё на свете, что видишь, давно
математикой отражено.
Ты вглядись: от фонаря свет
Векторами разлетается. Нет?
Точки капель, окружности луж -
Неужели ты не видишь? Ну ж...
Окошек плоскости отрезками полны...
и вечна траектория Луны...
А по параболе летит метеорит.
Через мгновенье в атмосфере он сгорит...
Многоугольники, квадраты и круги...
Пространства-времени неслышные шаги...
Всё движется и мчится, всё улетает вдаль.
А кто не видит этого...
того мне просто жаль.
Итак, мы начинаем нашу работу.
Постановка цели урока
Как вы считаете главной целью нашей встречи будет…?
- закрепление умения решать системы линейных уравнений с двумя переменными различными способами
- А для этого мы должны знать:
- алгоритм метода подстановки
-алгоритм сложения алгебраическим способом
- графическое решение систем линейных уравнений
Девиз урока: «Деятельность – единственный труд к знаниям»
- Ребята, как вы понимаете слова девиза?
- Да, именно через труд, нашу работу мы получаем новые знания, находим новые пути решения задач.
3. Актуализация опорных знаний ( каждой группе на выбор дается один вопрос)
« Экспресс – вопрос»
- Какую функцию называют линейной?
Функцию вида y=kx+m, где k и m- некоторые числа (коэффициенты), y – зависимая переменная, x- независимая переменная называется линейной функцией
- Что является графиком линейной функции?
- графиком линейной функции является прямая
- Что мы называем системой уравнений?
- если даны два линейных уравнения с двумя переменными х и y и поставлена задача найти пары значений (х; y), которые одновременно удовлетворяют и тому и другому уравнению, то говорят, что заданные уравнения образуют систему уравнений
- Что значит решить систему уравнений?
Решить систему уравнений - значит найти все ее решения или установить, что решений нет
- Что мы называем решением системы уравнений?
решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство.
«Перепутанные логические цепочки». (Учитель раздает карточки. Здесь приведен набор действий алгоритма решения системы уравнений. Ваша задача восстановить порядок действий решения.) (групповая работа)
(Алгоритм:
1. выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую;
подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;
решают получившееся уравнение с одной переменной;
находят соответствующее значение второй переменной);
(Алгоритм:
1. умножают почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами;
складывают почленно левые и правые части уравнений системы;
решают получившееся уравнение с одной переменной;
находят соответствующее значение второй переменной);
Смотрим презентацию, сравниваем с ответами каждой группы.
4. Формирование умений и навыков.
Теперь вам придется показать свои умения по решению систем уравнений различными способами. Каждой группе предлагается выбрать любую карточку по цвету из двух разных папок. А чтобы узнать задание, предлагается воспользоваться QR- кодом.
Учащиеся решают задания группой, ответы появляются на доске.
Все эти способы решения систем уравнений знали люди давно. Точной даты неизвестно, но они имеются в книге Ньютона “Всеобщая арифметика”, которая была издана в 1707 году.
Прием саморегуляции при решении систем линейных уравнений.
№ | Прием выполнения заданий типа: решить систему уравнений
½ х-1/3у=1, 6х-5у=3 | Рефлексия |
1 | Выбрать способ решения системы уравнений. | Какие способы решения системы уравнений я знаю? |
3 | Вспомнить алгоритм выбранного способа решения. | Знаю ли я алгоритм выбранного способа решения системы уравнений? |
4 | Выяснить какие свойства уравнений необходимо применить в процессе решения системы выбранным способом. | Знаю ли я свойства уравнений с двумя переменными? |
5 | Выполнить необходимые преобразования. | Полезно указать соответствующее свойство при выполнении преобразований. |
6 | Сделать проверку. | Знаю ли я как делать проверку? |
7 | Записать ответ. | Знаю ли я как записывать ответ? |
Рефлексия
Знаю ли я алгоритмы решения систем уравнений ?
Умею ли их применять на практике?
Могу ли выбрать рациональный прием решения?
Могу ли самостоятельно справиться с задачей или нужна помощь ?
6 Запись домашнего задания. 12.22(г), 13.11(г), 13.13(а), 13.14 (а)п.12, 13 повторить
7 Общий итог урока. Толерантность.
Вы сегодня хорошо справились с заданиями не только потому, что старались, но и потому, что были вместе, помогали друг другу. Посмотрите на доску. У нас получился радужный флаг. Кто из вас знает, что это за флаг? Верно. Он является одним из символов международного движения за мир. Как вы понимаете слово «Толерантность»?.
Толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. И мне бы хотелось, чтобы вы помнили об этом. А теперь своими группами сцепите руки как на презентации и скажите друг другу спасибо за взаимопомощь, чувство локтя на уроке.
Терпимость очень трудная добродетель,
для некоторых труднее героизма...
Наш первый порыв и даже последующий –
это ненависть ко всякому,
кто не так думает, как мы.
Ж. Леметр.
Мультфильм.
Седьмой пазл « Найди правильный ответ»
-Под каким номером изображен график функции , заданной формулой у=-2х
-Под каким номером изображен график функции , заданной формулой у= 0,5 х +3?
- Под каким номером изображен график функции, заданной формулой у=1?
- Под каким номером изображен график функции , заданной формулой у=2х?
- Под каким номером изображен график функции, заданной формулой у=-2?
Предлагаю вам решить старинную задачу “Лошадь и мул”:
«Лошадь и мул шли бок о бок с тяжелой поклажей на спине. Лошадь жаловалась на свою непомерно тяжелую ношу. “Чего ты жалуешься? – отвечал ей мул. – Ведь если я возьму у тебя один мешок, ноша моя станет вдвое тяжелее твоей. А вот если бы ты сняла с моей спины один мешок, твоя поклажа стала бы одинаково с моей”».
- Скажите же, мудрые математики, сколько мешков несла лошадь и сколько нес мул?
Разбирается решение задачи.
Пусть лошадь несла х мешков, а мул – у мешков. Если мул возьмет один мешок у лошади, то у него будет (у + 1), а у лошади останется (х – 1) мешков. Так как ноша у мула станет вдвое тяжелее, то составим уравнение 2(х – 1) = у + 1. Если лошадь снимет с мула один мешок, то у нее будет (х + 1), а у мула останется (у – 1) мешков. Так как ноша у них станет одинаковой, то получим уравнение х + 1 = у – 1. Составим и решим систему уравнений.
Решим задачу способом сложения. Ответ: (5;7)
Один учащийся решает составленную систему у доски, остальные в тетрадях.
Анализ задачного материала темы
№ задач | По способу задания | По характеру требований | По сложности (I, II, III уровни) | По способу решения | По дидактической цели |
№№ 1025-1036 | Задачи представлены математическим текстом. | Распознать линейное уравнение. Найти решение линейного уравнения. | I – 1025-1028. II – 1029-1034. III – 1035, 1036. | Арифметический.
№ 1030-1034 – на применение свойств уравнений. № 1036 - задание с параметром. | Отработка понятий: линейное уравнение, решение линейного уравнения, свойства уравнений. |
№ № 1037-1042 | Текстовые задачи. | Решить практическую задачу. | II – 1037 -1040. III – 1041, 1042. | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | Отработка решения задач с помощью уравнения с двумя переменными в натуральных числах. |
№№ 1045-1047 | Задачи представлены математическим текстом. | Определить принадлежность данной точки графику уравнения | I – 1045, 1046. II – 1047. | Арифметический. | Отработка понятия график линейного уравнения. |
№№ 1048. | Задачи представлены математическим текстом. | Построить график уравнения | I – 1048. II – 1049. III – 1050. | На построение графика уравнения. | Отработка навыка построения графика уравнения |
№№ 1051-1053. | Задачи представлены математическим текстом. | Найти координату точки по заданной второй координате | II – 1051, 1052. № 1053 – на определение расположения графика уравнения в координатных четвертях | Алгебраический. | Отработка навыка нахождения координаты точки по заданной координате |
№№ 1056-1059 1062-1064 | Задачи представлены математическим текстом. | Проверить, является ли пара чисел решением системы уравнений. Выяснить, сколько решений имеет система уравнений. | I – 1056-1058. II – 1059 III – 1062-1064 | Алгебраический | Отработка понятия решение системы уравнений |
№№ 1060--1061 | Задачи представлены математическим текстом. | Решить систему уравнений | II – 1060, 1061. | Графический | Отработка графического способа решения систем уравнений. |
№№ 1068-1078. | Задачи представлены математическим текстом. | Решить систему уравнений. | I – 1068-1072 II – 1073-1076 III – 1077-1078. | Алгебраический. | Отработка способа подстановки. |
№№ 1082-1096. | Задачи представлены математическим текстом. | Решить систему уравнений. | I – 1082-1085 II – 1086, 1092-1096 III – 1087-1091. | Алгебраический. | Отработка способа сложения. |
№№ 1099-1122 | Текстовые задачи. | Решить задачу | I – 1099-1102. II – 1103-1114. III – 1116-1122. Старинные задачи: №1104, 1105, 1115 | Алгебраический | Отработка способов решения систем уравнений при решении текстовых задач |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. - «Образование - клад, Труд - ключ к нему» П.Буаст - Почему так говорят? Обсудите в парах свое мнение. - Зачем учиться каждый определяет для себя сам. Знание - спутник человеку на его пути. - Что нового вы узнали на предыдущих уроках?
- Сегодня вы продолжаете изучать способы решения систем уравнений. |
Высказывают свое мнение по поводу афоризма.
Способы решения систем уравнений: графический и подстановки. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Слайд (алгоритм решения системы уравнений методом подстановки) На доске система уравнений - Сформулируйте алгоритм решения системы уравнений методом подстановки (последовательно открывает шаги на слайде):
1.Выразить из одного уравнения системы одну переменную через другую. 2.Подставить полученное выражение вместо переменной в другое уравнение. 3.Решить уравнение с одной переменной. 4.Найти значение второй переменной. 5.Записать ответ.
Учитель записывает на доске под диктовку учащихся. у = 7-2х 4х - (7-2х) = 5 4х-7+2х = 5 6х = 5+7 6х = 12 Х = 2 у = 7-22 = 3 Ответ: (2; 3)
- Как мы решили эту систему?
- С какой целью?
Задание на затруднение. - А теперь вам надо исключить у из рассмотрения другим способом – сложить оба уравнения системы. - Возникнут ли у вас затруднения при выполнении задания? На доске карточки с формулировками возможных затруднений: 1. Я не могу сложить оба уравнения. 2. Я не могу доказать, что сложил уравнение правильно. Запишите номер карточки, на которой ваше затруднение, озвучьте возможные затруднения |
Формулируют алгоритм решения систем уравнений способом подстановки.
Учащиеся работают в тетрадях и комментируют решение.
Выразили у из 2-го уравнения и подставили в первое. Временно исключили из рассмотрения переменную у.
Записывают номера карточек. | Познавательные: ОУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Знаково-символические действия; Л: анализ, синтез, сравнение Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: мотивация учебной деятельности, смыслообразование. |
3. Выявление причины затруднения. - Какое задание должны были выполнить?
Почему возникло затруднение? |
Исключить у, сложив оба уравнения системы. Не знаем способа сложения. | Познавательные: анализ, постановка и формулирование проблемы Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: учет разных мнений. Личностные: Смыслообразование. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. - Сформулируйте цель вашей деятельности.
- Сформулируйте тему урока. Открывается тема урока на доске. - Итак, у вас возникло затруднение при сложении уравнений системы. |
Узнать способ сложения для решения систем уравнений.
Способ сложения. | Познавательные: Построение логической цепи рассуждений, постановка познавательной цели, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач, определение основной и второстепенной информации. Регулятивные: Планирование, прогнозирование, познавательная инициатива, постановка вопросов. Коммуникативные: Формирование и аргументация своего мнения и позиции, понимание относительности мнений и подходов для решения проблем, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Личностные: Самоопределение, нравственно-этическое оценивание. |
5. Реализация проекта выхода из затруднения. Сложим уравнения так: по отдельности составим сумму левых частей, сумму правых частей уравнений и полученные суммы приравняем. + - Приведем подобные слагаемые. 4х-у+2х+у=5+7 6х=12 - Получили уравнение с одной переменной. Х=2 - Почему у исключился?
- Как найти у? 22+у=7 4+у=7 у=7-4=3 Ответ (2;3) Итак, вы решили систему уравнений? Как вы это сделали? Алгоритм на слайде 1.Сложить почленно левые и правые части уравнений так, чтобы одна переменная исключилась. Коэффициенты при одной переменной должны быть противоположными числами 2. Решить полученное уравнение с одной переменной. 3. Найти значение второй переменной.
6. Первичное закрепление во внешней речи. - Что теперь надо сделать? - Решите систему уравнений способом сложения: Сложим уравнения, чтобы исключить у, х-у+х+у=12 Решим уравнение 2х=12 Х=6 Найдем у. 6+у=7 у=1
Ответ: (6;1) |
Записывают решение в тетрадях.
Коэффициенты при у – противоположные числа 1 и -1. Подставим найденное значение х в любое уравнение системы.
Мы создали алгоритм решения. Формулируют алгоритм.
_____________________________ Научиться использовать алгоритм для решения систем уравнений.
Ученик у доски, комментируя свои действия, записывает решение; остальные работают в тетрадях. | Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, знаково-символические действия, установление причинно-следственной связи, подведение под понятие. Регулятивные: Волевая саморегуляция, познавательная инициатива. Коммуникативные: Формирование и аргументация своего мнения и позиции, понимание относительности мнений и подходов для решения проблем, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Личностные:Самоопределение, нравственно-этическое оценивание.
Познавательные: Построение логической цепи рассуждений, знаково-символические действия, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: смыслообразование. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Проверим, как каждый из вас понял новый способ решения систем уравнений. 1 вариант. 2 вариант. 3 вариант. - Выбирайте один из трех вариантов. Уровень сложности заданий повышается с увеличением номера варианта.
Вариант 1 (левое крыло) Решение: Сложим уравнения так, чтобы исключалась переменная у: 2х+у+3х-у=11+9 5х=20 Х=4 Подставим значение х в 1-ое уравнение системы 2х+у=11: 2*4+y=11 8+y=11 y=3 Ответ: (4;3)
Вариант 2 (правое крыло) Сложим уравнения 2x+11y+10x-11y=15+9 12x=24 X=2 Подставим X=2 в 1 уравнение : 4+11y=15 11y=11 y=1 Ответ:(2;1) Вариант 3 (боковая доска) Умножим все члены 2 уравнения на (-1) Сложим уравнения системы x+y+(-x)+3y=12 4y=12 y=3 Подставим y=3 в исходное уравнение системы X+y=7 X+3=7 X=4 Ответ: (4;3) - У кого задание вызвало затруднение? На каком шаге алгоритма? В чём причина затруднения? У кого правильно? |
Самостоятельно решают, проверяют с подробным образцом.
Формулируют затруднения, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: Анализ, сравнение, знаково-символические действия, использование общих приемов в решении задачи. Регулятивные: Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, волевая саморегуляция, познавательная инициатива, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция. Коммуникативные: Достижение договоренностей и согласование общего решения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Личностные: Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения. |
8. Включение в систему знаний. - Новый способ можно использовать при решении уравнений с параметрами: 1. При каких значениях а и b решением системы уравнений является пара чисел (2;-1)? а) Ответ: a = 11 b = -14 2. При составлении уравнения прямой, проходящей через 2 точки A(2;3) и B(-1;4). Ответ: |
Работают в тетрадях. У доски работают два сильных ученика, комментируя решение. | Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, знаково-символические действия, использование общих приемов решения задач. Регулятивные: Контроль и коррекция. Коммуникативные: Формулирование и аргументирование своего мнения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Личностные: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Что нового узнали сегодня? - Что создали вы? - Где сможете применять новые знания?
-Оцените свою деятельность на уроке: Нарисуйте в тетради - если все поняли
- если не все понятно.
Домашнее задание: п. 44 № 1083 (а, б); № 1085 (а, б); 1087 (б). |
Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: Планирование, оценка. Коммуникативные: адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Личностные: Самооценка на основе критерия успешности, формирование внутренней позиции («я» -концепция). |
Терпимость очень трудная добродетель,
для некоторых труднее героизма...
Наш первый порыв и даже последующий –
это ненависть ко всякому,
кто не так думает, как мы.
Ж. Леметр.