СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Решение задач на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления" способствует формированию умений и навыков обучающихся решать задачи разного типа и уровня сложности. Урок успешно сочетает в себе на ряду с традиционными этапами здоровьесберегающую составляющую урока и рубрику "Физика языком поэзии".

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления»

  1. класс

Урок №


Решение задач на расчёт силы тока, напряжения и электрического сопротивления.



Цели урока:

  • совершенствовать и расширять знания понятия силы тока, напряжения и электрического сопротивления;

  • совершенствовать умения и навыки учащихся использовать формулы силы тока, напряжения и электрического сопротивления для решения задач;

  • формировать умения и навыки рисовать схемы электрических цепей;

  • способствовать развитию речи учащихся и контролировать грамотность письма;

  • способствовать активизации творческого мышления учащихся, побуждать у них познавательный интерес, стимулировать развитие инициативы, смекалки, формирования умения выдвигать гипотезы, делать предположения и проверять их;

  • использовать дифференцированный подход в процессе решения задач;

  • воспитывать практические навыки использования приборов и графическую культуру; способствовать формированию научного мировоззрения;

  • развивать здоровьесохраняющую компетентность учащихся путём развития умений применять приобретённые знания для обеспечения безопасности во время работы с электроприборами;

  • развитие информационно-коммуникативной компетентности учащихся;

  • реализация межпредметной интеграции в рубрике «Физика языком поэзии».


Тип урока: формирование умений и навыков.


Оборудование: таблицы по правилам техники безопасности при использовании различных электроприборов, источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, низковольтная лампочка на подставке, соединительные провода.








Содержание урока


Я не становлюсь богаче, сколько бы ни приобретал земель,

а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную.

Б. Паскаль

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся и контроль присутствующих на уроке.

Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, что сегодня у вас хорошее настроение. Оно нам просто необходимо для сохранения работоспособности.

Сообщение плана урока и его целей.


II. Актуализация опорных знаний.

Два учащихся собирают электрическую цепь из предоставленного им оборудования.

Беседа с классом

  1. Что такое электрический ток?

  2. Чем отличается электрическая цепь от схемы?

  3. Что такое сила тока?

  4. Каковы правила включения амперметра в цепи?

  5. Что надо знать, что бы рассчитать силу тока?

  6. Что такое напряжение, формула и единицы измерения?

  7. Обоснуйте появление физической величины – электрическое сопротивление.

  8. Как рассчитать электрическое сопротивление?

  9. В чём физический смысл удельного сопротивления?

  10. Удельное сопротивление никелина равно 0,42 . Что это значит?

Демонстрация и объяснение собранной электрической цепи


III. Здоровьесохраняющая составляющая урока.


Презентация работ учащихся «Безопасность человека во время работы с электроприборами»

Заслушиваются результаты работ учащихся по разработке правил пользования различными электроприборами.


IV. Усовершенствование умений и навыков применять формулу силы тока, напряжения и электрического сопротивления.


Решение задач

№1. Нарисовать схему цепи, состоящую из источника тока, лампочки и двух ключей, если вам нужно, что бы лампочка загоралась при замыкании одного ключа.





№2. Определить силу тока в спирали, если за 3 минуты через неё проходит 151019 электронов.

Учитель решает задачу у доски

После решения задачи учителем доска закрывается и учащиеся воспроизводят её решение самостоятельно в тетради.


№3. Напряжение между тучами во время грозы достигает 100 МВ. Сколько электронов проходит между тучами во время разряда, если при этом выполняется работа 0,16 Дж?

Решение задачи учащимся у доски с последующим анализом


№4. Обмотка реостата изготовлена из никелиновой проволоки сопротивлением 7 Ом. Какой длины эта проволока, если площадь поперечного сечения равна 0,3 мм. Для решения этой задачи обращаемся к таблице на стр. 63 и выписываем в «Дано» удельное сопротивление никелина.

Решение задачи учащимся у доски


Дано Решение

R = 7 Ом Используем формулу электрического сопротивления

S = 0,3 мм R = l =RS l =

= 0,42 Далее подставляем данные значения величин в полу-

l -? ченную формулу:

l = 5,25 м


Реализация дифференцированного подхода при решении задач

Задача №5 – задача высокого уровня, её решают учащиеся, которые имеют достаточно высокий уровень знаний, а №6 – решают остальные учащиеся.


№5. Сопротивление медного провода для электрификации железнодорожного полотна равно 1,7 Ом, а масса составляет 89 кг. Какой длины участок железнодорожного полотна можно электрифицировать этим проводом?

Дано Решение

R= 1,7 Ом Используем формулу электрического сопротивления:

m=89 кг R = l =

l - ? S - ?

Вспомним формулу плотности: V = (1)

С другой стороны V = Sl (2)

Из (1) и (2) определяем S =

Таким образом, l =

l = 1000м


№6. Медный провод длиной 10 м включён в цепь. Как изменится сопротивление провода, если его сложить вдвое и вновь включить в цепь?

R = , но если провод сложили вдвое, значит длина уменьшилась в 2 раза, а площадь поперечного сечения увеличилась в 2 раза R уменьшится в 4 раза.

Результаты решения задач №5 и №6.

Молодцы!

V. Рефлексия.

«Физика языком поэзии»

Учащимся предлагается раскрыть физический смысл стихотворения Роберта Бернса «Золотое кольцо».

«Зачем надевают кольцо золотое

На палец, когда обручаются двое?» -

Меня любопытная дева спросила.

Не став пред вопросом в тупик,

Ответил я так собеседнице милой:

- Владеет любовь электрической силой,

А золото – проводник!

VI. Подведение итогов урока и комментарий домашнего задания.

Каков результат урока для каждого из вас? Запишите его в тетради с помощью 2-3 предложений, используя фразы: «Я научился…», «Я могу объяснить…», «Я знаю, что …».

Комментарий оценок, выставленных учащимся.


Домашнее задание:

  • повторить параграфы 33, 34, 35 и 37;

  • решить задачу: Через нить лампы накаливания течёт ток 2 А. При каком напряжении работает лампа, если за 1 мин электрическое поле в нити лампы выполняет работу 1,44 кДж?

  • составить свою задачу на применение формул силы тока, напряжения или электрического сопротивления и решить её.




Учитель: Метельская И.В.