класс
Урок №
Решение задач на расчёт силы тока, напряжения и электрического сопротивления.
Цели урока:
совершенствовать и расширять знания понятия силы тока, напряжения и электрического сопротивления;
совершенствовать умения и навыки учащихся использовать формулы силы тока, напряжения и электрического сопротивления для решения задач;
формировать умения и навыки рисовать схемы электрических цепей;
способствовать развитию речи учащихся и контролировать грамотность письма;
способствовать активизации творческого мышления учащихся, побуждать у них познавательный интерес, стимулировать развитие инициативы, смекалки, формирования умения выдвигать гипотезы, делать предположения и проверять их;
использовать дифференцированный подход в процессе решения задач;
воспитывать практические навыки использования приборов и графическую культуру; способствовать формированию научного мировоззрения;
развивать здоровьесохраняющую компетентность учащихся путём развития умений применять приобретённые знания для обеспечения безопасности во время работы с электроприборами;
развитие информационно-коммуникативной компетентности учащихся;
реализация межпредметной интеграции в рубрике «Физика языком поэзии».
Тип урока: формирование умений и навыков.
Оборудование: таблицы по правилам техники безопасности при использовании различных электроприборов, источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, низковольтная лампочка на подставке, соединительные провода.
Содержание урока
Я не становлюсь богаче, сколько бы ни приобретал земель,
а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную.
Б. Паскаль
I. Организационный этап.
Приветствие учащихся и контроль присутствующих на уроке.
Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, что сегодня у вас хорошее настроение. Оно нам просто необходимо для сохранения работоспособности.
Сообщение плана урока и его целей.
II. Актуализация опорных знаний.
Два учащихся собирают электрическую цепь из предоставленного им оборудования.
Беседа с классом
Что такое электрический ток?
Чем отличается электрическая цепь от схемы?
Что такое сила тока?
Каковы правила включения амперметра в цепи?
Что надо знать, что бы рассчитать силу тока?
Что такое напряжение, формула и единицы измерения?
Обоснуйте появление физической величины – электрическое сопротивление.
Как рассчитать электрическое сопротивление?
В чём физический смысл удельного сопротивления?
Удельное сопротивление никелина равно 0,42
. Что это значит?
Демонстрация и объяснение собранной электрической цепи
III. Здоровьесохраняющая составляющая урока.
Презентация работ учащихся «Безопасность человека во время работы с электроприборами»
Заслушиваются результаты работ учащихся по разработке правил пользования различными электроприборами.
IV. Усовершенствование умений и навыков применять формулу силы тока, напряжения и электрического сопротивления.
Решение задач
№1. Нарисовать схему цепи, состоящую из источника тока, лампочки и двух ключей, если вам нужно, что бы лампочка загоралась при замыкании одного ключа.

№2. Определить силу тока в спирали, если за 3 минуты через неё проходит 15
1019 электронов.
Учитель решает задачу у доски
После решения задачи учителем доска закрывается и учащиеся воспроизводят её решение самостоятельно в тетради.
№3. Напряжение между тучами во время грозы достигает 100 МВ. Сколько электронов проходит между тучами во время разряда, если при этом выполняется работа 0,16 Дж?
Решение задачи учащимся у доски с последующим анализом
№4. Обмотка реостата изготовлена из никелиновой проволоки сопротивлением 7 Ом. Какой длины эта проволока, если площадь поперечного сечения равна 0,3 мм
. Для решения этой задачи обращаемся к таблице на стр. 63 и выписываем в «Дано» удельное сопротивление никелина.
Решение задачи учащимся у доски
Дано Решение
R = 7 Ом Используем формулу электрического сопротивления
S = 0,3 мм
R = 


l =RS
l = 
= 0,42
Далее подставляем данные значения величин в полу-
l -? ченную формулу:
l = 5,25 м
Реализация дифференцированного подхода при решении задач
Задача №5 – задача высокого уровня, её решают учащиеся, которые имеют достаточно высокий уровень знаний, а №6 – решают остальные учащиеся.
№5. Сопротивление медного провода для электрификации железнодорожного полотна равно 1,7 Ом, а масса составляет 89 кг. Какой длины участок железнодорожного полотна можно электрифицировать этим проводом?
Дано Решение
R= 1,7 Ом Используем формулу электрического сопротивления:
m=89 кг R = 
l =
l - ? S - ?
Вспомним формулу плотности:
V =
(1)
С другой стороны V = Sl (2)
Из (1) и (2) определяем S =
Таким образом, l =
l = 1000м
№6. Медный провод длиной 10 м включён в цепь. Как изменится сопротивление провода, если его сложить вдвое и вновь включить в цепь?
R = 
, но если провод сложили вдвое, значит длина уменьшилась в 2 раза, а площадь поперечного сечения увеличилась в 2 раза
R уменьшится в 4 раза.
Результаты решения задач №5 и №6.
Молодцы!
V. Рефлексия.
«Физика языком поэзии»
Учащимся предлагается раскрыть физический смысл стихотворения Роберта Бернса «Золотое кольцо».
«Зачем надевают кольцо золотое
На палец, когда обручаются двое?» -
Меня любопытная дева спросила.
Не став пред вопросом в тупик,
Ответил я так собеседнице милой:
- Владеет любовь электрической силой,
А золото – проводник!
VI. Подведение итогов урока и комментарий домашнего задания.
Каков результат урока для каждого из вас? Запишите его в тетради с помощью 2-3 предложений, используя фразы: «Я научился…», «Я могу объяснить…», «Я знаю, что …».
Комментарий оценок, выставленных учащимся.
Домашнее задание:
повторить параграфы 33, 34, 35 и 37;
решить задачу: Через нить лампы накаливания течёт ток 2 А. При каком напряжении работает лампа, если за 1 мин электрическое поле в нити лампы выполняет работу 1,44 кДж?
составить свою задачу на применение формул силы тока, напряжения или электрического сопротивления и решить её.
Учитель: Метельская И.В.