ФИЗИКА 8 класс
Урок
Решение задач по литературным сюжетам по теме
«Горение. Удельная теплота сгорания»
Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.
Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для формирования самостоятельности.
Надо учить в любой задаче узнавать изученное ранние.
Отсюда – прямой шаг к использованию знакомых закономерностей. Для этого нужно сформировать ряд умений:
а) вести анализ (расчленяя условие задачи) на составные элементы: тела, участвующие в событии, их состояния, происходящие процессы;
б) проводить сопоставление (сравнение);
в) делать выводы.
2. Использование алгоритма для решения задачи.
3. Разнообразная познавательная деятельность. На уроке используется:
- решение задач у доски с комментариями,
-опрос учащимися друг друга,
-ознакомление с дополнительной информацией и выделение главного,
-способность узнавать физические явления в окружающем мире,
-придумывание физических вопросов и задач.
Цели урока:
Обучающая: формирование умений учащихся применять полученные знания при решении задач различного типа (графические, качественные, количественные).
Развивающая: развивать смекалку, творческие способности, интерес к получаемым знаниям по предмету; развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; навыков работы в команде; умения применять полученные знания на практике.
Воспитательная: воспитывать внимательность, бережное отношение к природе.
Учебно – организационные умения: вникать в смысл целей и задач, организовывать свой труд.
Учебно – информационные умения: работать с художественной и научно-технической литературой
Учебно – коммуникативные умения: слушать, управлять своим вниманием, развивать монологическую речь, грамотно ставить вопросы.
Учебно – интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать.
Форма организации учебного пространства:
индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: исследовательский.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
План урока:
1.Комментарии к предшествующему домашнему заданию-3 мин
2.Разбор теоретических вопросов-7-10 мин
3.Разбор расчетных задач. Оценка результата-30-33 мин.
4.Домашнее задание-2мин
Ход урока:
Слайд 1 : «Решение задач по литературным сюжетам»
Слайд 2

Учитель: Вначале разбираем теоретические вопросы.
Вопросы для фронтального опроса:
Что называется количеством теплоты?
По какой формуле его можно найти? (Q = сm·(t2° – t1°)) Единица измерения? (Дж)
От каких величин зависит Q? (Масса, температура, удельная теплоемкость)
Каков физический смысл С? Назовите единицы измерения её.
Какие вещества можно отнести к топливу? (Дрова, уголь, торф…)
Итак, при сжигании топлива выделяется… (Тепло)
Источником этой энергии является… (Соединение атомов в молекулы) – демонстрация на модели молекулы СО2 ).
Чем характеризуется топливо? (Удельной теплотой сгорания)
Дать определение удельной теплоты сгорания. Назвать единицу измерения. ( Дж/кг)
Значит, чтобы сравнивать топливо надо знать … (Удельную теплоту сгорания).
3. Решение задач.
а) качественные задачи.
1) На что больше расходуется энергии: на нагревание чугунного горшка или воды, налитой в него, если их массы одинаковы?
2) Почему теплота сгорания сырых дров меньше теплоты сгорания сухих дров деревьев той же породы?
3) Алюминиевую и серебряную ложки одинаковой массы опустили в кипяток. Равное ли количество теплоты получат они от воды?
4) Почему в пустынях днем жарко, а ночью температура падает ниже 0°С?
б) графические задачи.
1) В алюминиевом чайнике нагрелась вода. Построен график зависимости количества теплоты, полученной телом, от времени. Укажите, какой из графиков построен для воды, а какой для чайника?

Рис. 1.
2) На одинаковых горелках нагревались вода, медь и железо равной массы. Укажите, какой график построен для воды, какой для меди, какой для железа. Ответ обоснуйте. (Потери некоторого количества теплоты в пространство не учитывать)

Слайд 3. На экране: Задача № 1.
«Однажды ему попалось полено под руку, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время» А. Толстой, «Золотой ключик»
Слайд 4
Вопрос: Можно ли вычислить, какое количество теплоты выделится при полном сгорании соснового полена? Если можно, то как?
Вопрос: При каком условии поленья одинаковых пород деревьев выделят одинаковое количество теплоты при полном сгорании?
Слайд 5. Задача 2.
Тише едешь – дальше будешь. Поговорка.
Вопрос: Рассчитайте количество теплоты, выделившееся при сжигании каменного угля в печи поезда , если объем угля 0,01м3 и масса 20 кг. Найдите плотность угля.
Слайд 6. Задача 3
«Наступила ночь. В лесу темно, и только вдали был виден маленький огонек. Это был костер, который развели двенадцать месяцев.» Из сказки «12 месяцев»

Слайд 7. Задача 3
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Вопрос: Какие дрова – березовые, сосновые или осиновые – при полном сгорании выделяют больше теплоты, если они одинаково высушены и их массы равны?
Учитель задает свой дополнительный вопрос:
А если покупать по кубометру этих дров, то какие выгодней?
Вопрос: Пока в топку подкидывать уголь, будет выделятся тепло, и если прекратить, то тепло перестанет выделяться. Почему?
Разбираем расчетные задачи:
Слайд 8. Задача 4.
«На утро деревня покрылась дымом, все думали, что в лесу пожар после долгой засухи. Люди пошли в лес и увидели, что горят торфяные болота. Жители деревни пытались потушить огонь, но очаг возгорания был очень большой. На счастье вскоре начались сильные дожди, потушившие пожар в болоте» Дж. Ханстер «Охотник»
Вопрос: Найти массу торфа, если при его полном сгорании выделилось 121400000 Дж теплоты.
Слайд 9. Задача 5.
Загадка.
Траншею копаю
Пять суток подряд,
Ни много ни мало –
Сто двадцать лопат.
А он – в одиночку,
Но выкопал тут
Такую же точно
За двадцать минут!
Вопрос: Сколько энергии выделится при полном сгорании бензина в двигателе экскаватора, если объем бака 110 л?
Слайд 10. Задача 6.
«-Я ни капельки не удивлюсь, если окажется, что эти крысы способны прогрызть железо и жесть.- Закончил прерванную фразу Муфта. – И если они, как ты утверждаешь, пьют керосин, то почему бы им не попробовать бензина?» Э. Рауд, «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
Вопрос: Во сколько раз больше выделится теплоты при полном сгорании керосина, если их объемы одинаковы?
Слайд 11. Задача 7
Нет дыма без огня.
Поговорка
Вопрос: Сколько потребуется литров бензина, чтобы заменить 0,3 м3 дров, при условии, что будет выделено такое же количество теплоты при их полном сгорании.
Автор зачитывает текст и выбирает учащегося, который будет решать задачу у доски.
После ответа он соглашается или нет с ответом, ставит оценку решавшему.
Следующая задача от ученика параллельного класса.
Слайд 12. Задача 8
Загадка
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины
До завтра солнца не нужны.
Вопрос: Сколько литров воды можно нагреть на 80 градусов, если сгорает 5 л природного газа?
Задача решается самостоятельно.
Слайд 13
Домашнее задание
При подготовке к урокам в течение 2 часов вы тратите 800 кДж энергии. Восстановите ли вы запас энергии, если съедите пачку чипсов 28г, пачку «Кириешек» 33г и выпьете бутылку «Кока-колы» объемом 1,25 л?
Удельные теплоемкости веществ прилагаются.
(для чипсов 2,13 ∙10⁷ Дж/кг, для «Кириешек» 1,6∙10⁷ Дж/кг,
для Колы 0,17 ∙10⁷ Дж/кг, плотность Колы 160 кг/м3)
Слайд 14, 15 Рефлексия

