СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по литературным сюжетам по теме "Горение. Удельная теплота сгорания".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение задач по литературным сюжетам по теме "Горение. Удельная теплота сгорания". 

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по литературным сюжетам по теме "Горение. Удельная теплота сгорания".»

ФИЗИКА 8 класс


Урок

Решение задач по литературным сюжетам по теме

«Горение. Удельная теплота сгорания»


Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.

Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для формирования самостоятельности.

  1. Надо учить в любой задаче узнавать изученное ранние.

Отсюда – прямой шаг к использованию знакомых закономерностей. Для этого нужно сформировать ряд умений:

а) вести анализ (расчленяя условие задачи) на составные элементы: тела, участвующие в событии, их состояния, происходящие процессы;

б) проводить сопоставление (сравнение);

в) делать выводы.

2. Использование алгоритма для решения задачи.

3. Разнообразная познавательная деятельность. На уроке используется:

- решение задач у доски с комментариями,

-опрос учащимися друг друга,

-ознакомление с дополнительной информацией и выделение главного,

-способность узнавать физические явления в окружающем мире,

-придумывание физических вопросов и задач.


Цели урока:

Обучающая:  формирование умений учащихся применять полученные знания при решении задач различного типа (графические, качественные, количественные).

Развивающаяразвивать смекалку, творческие способности, интерес к получаемым знаниям по предмету; развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; навыков работы в команде; умения применять полученные знания на практике.

Воспитательнаявоспитывать внимательность, бережное отношение к природе.


Учебно – организационные умения: вникать в смысл целей и задач, организовывать свой труд.

Учебно – информационные умения: работать с художественной и научно-технической литературой

Учебно – коммуникативные умения: слушать, управлять своим вниманием, развивать монологическую речь, грамотно ставить вопросы.

Учебно – интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать.

Форма организации учебного пространства:

индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: исследовательский.

Тип урока: закрепление полученных знаний.


План урока:

1.Комментарии к предшествующему домашнему заданию-3 мин

2.Разбор теоретических вопросов-7-10 мин

3.Разбор расчетных задач. Оценка результата-30-33 мин.

4.Домашнее задание-2мин


Ход урока:

Слайд 1 : «Решение задач по литературным сюжетам»

Слайд 2


Учитель: Вначале разбираем теоретические вопросы.

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Что называется количеством теплоты?

  2. По какой формуле его можно найти? (Q = сm·(t2° – t1°)) Единица измерения? (Дж)

  3. От каких величин зависит Q? (Масса, температура, удельная теплоемкость)

  4. Каков физический смысл С? Назовите единицы измерения её.

  5. Какие вещества можно отнести к топливу? (Дрова, уголь, торф…)

  6. Итак, при сжигании топлива выделяется… (Тепло)

  7. Источником этой энергии является… (Соединение атомов в молекулы) – демонстрация на модели молекулы СО2 ).

  8. Чем характеризуется топливо? (Удельной теплотой сгорания)

  9. Дать определение удельной теплоты сгорания. Назвать единицу измерения. ( Дж/кг)

  10. Значит, чтобы сравнивать топливо надо знать … (Удельную теплоту сгорания).

3. Решение задач.

а) качественные задачи.

1) На что больше расходуется энергии: на нагревание чугунного горшка или воды, налитой в него, если их массы одинаковы?
2) Почему теплота сгорания сырых дров меньше теплоты сгорания сухих дров деревьев той же породы?
3) Алюминиевую и серебряную ложки одинаковой массы опустили в кипяток. Равное ли количество теплоты получат они от воды?
4) Почему в пустынях днем жарко, а ночью температура падает ниже 0°С?

б) графические задачи.

1) В алюминиевом чайнике нагрелась вода. Построен график зависимости количества теплоты, полученной телом, от времени. Укажите, какой из графиков построен для воды, а какой для чайника?

Рис. 1.

2) На одинаковых горелках нагревались вода, медь и железо равной массы. Укажите, какой график построен для воды, какой для меди, какой для железа. Ответ обоснуйте. (Потери некоторого количества теплоты в пространство не учитывать)


Слайд 3. На экране: Задача № 1.

«Однажды ему попалось полено под руку, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время» А. Толстой, «Золотой ключик»

Слайд 4

Вопрос: Можно ли вычислить, какое количество теплоты выделится при полном сгорании соснового полена? Если можно, то как?

Вопрос: При каком условии поленья одинаковых пород деревьев выделят одинаковое количество теплоты при полном сгорании?

Слайд 5. Задача 2.

Тише едешь – дальше будешь. Поговорка.

Вопрос: Рассчитайте количество теплоты, выделившееся при сжигании каменного угля в печи поезда , если объем угля 0,01м3 и масса 20 кг. Найдите плотность угля.



Слайд 6. Задача 3

«Наступила ночь. В лесу темно, и только вдали был виден маленький огонек. Это был костер, который развели двенадцать месяцев.» Из сказки «12 месяцев»



Слайд 7. Задача 3

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Вопрос: Какие дрова – березовые, сосновые или осиновые – при полном сгорании выделяют больше теплоты, если они одинаково высушены и их массы равны?

Учитель задает свой дополнительный вопрос:

А если покупать по кубометру этих дров, то какие выгодней?

Вопрос: Пока в топку подкидывать уголь, будет выделятся тепло, и если прекратить, то тепло перестанет выделяться. Почему?

Разбираем расчетные задачи:


Слайд 8. Задача 4.

«На утро деревня покрылась дымом, все думали, что в лесу пожар после долгой засухи. Люди пошли в лес и увидели, что горят торфяные болота. Жители деревни пытались потушить огонь, но очаг возгорания был очень большой. На счастье вскоре начались сильные дожди, потушившие пожар в болоте» Дж. Ханстер «Охотник»

Вопрос: Найти массу торфа, если при его полном сгорании выделилось 121400000 Дж теплоты.

Слайд 9. Задача 5.

Загадка.

Траншею копаю

Пять суток подряд,

Ни много ни мало –

Сто двадцать лопат.

А он – в одиночку,

Но выкопал тут

Такую же точно

За двадцать минут!

Вопрос: Сколько энергии выделится при полном сгорании бензина в двигателе экскаватора, если объем бака 110 л?

Слайд 10. Задача 6.

«-Я ни капельки не удивлюсь, если окажется, что эти крысы способны прогрызть железо и жесть.- Закончил прерванную фразу Муфта. – И если они, как ты утверждаешь, пьют керосин, то почему бы им не попробовать бензина?» Э. Рауд, «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

Вопрос: Во сколько раз больше выделится теплоты при полном сгорании керосина, если их объемы одинаковы?

Слайд 11. Задача 7

Нет дыма без огня.

Поговорка

Вопрос: Сколько потребуется литров бензина, чтобы заменить 0,3 м3 дров, при условии, что будет выделено такое же количество теплоты при их полном сгорании.

Автор зачитывает текст и выбирает учащегося, который будет решать задачу у доски.

После ответа он соглашается или нет с ответом, ставит оценку решавшему.

Следующая задача от ученика параллельного класса.


Слайд 12. Задача 8

Загадка

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины

До завтра солнца не нужны.

Вопрос: Сколько литров воды можно нагреть на 80 градусов, если сгорает 5 л природного газа?

Задача решается самостоятельно.


Слайд 13


Домашнее задание


При подготовке к урокам в течение 2 часов вы тратите 800 кДж энергии. Восстановите ли вы запас энергии, если съедите пачку чипсов 28г, пачку «Кириешек» 33г и выпьете бутылку «Кока-колы» объемом 1,25 л?

Удельные теплоемкости веществ прилагаются.

(для чипсов 2,13 ∙10⁷ Дж/кг, для «Кириешек» 1,6∙10⁷ Дж/кг,

для Колы 0,17 ∙10⁷ Дж/кг, плотность Колы 160 кг/м3)


Слайд 14, 15 Рефлексия