СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по правилам экологических пирамид

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно правилу экологической пирамиды – на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы и энергии, которые запасаются организмами за единицу времени, больше чем на последующем ~ в 10 раз.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по правилам экологических пирамид»

Практическая работа

Тема Решение задач по правилам экологических пирамид.


Цель закрепить понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема, цепь питания; рассмотреть типы взаимосвязей организмов в биогеоценозах и преобразования в них; развивать умение решать задачи по правилам экологических пирамид.


Задача решить, пользуясь примерами, предложенные задачи.


Методическое обеспечение учебник


Ход роботы


1. Входной контроль:

1.1. Редуценты:

а) запасают энергию, образуя органические вещества

б) разрушают мертвые остатки растений и животных

в) питаются только живыми растениями

г) используют в пищу только животных

1.2. Продуценты:

а) синтезируют органические вещества из неорганических

б) разлагают мертвые остатки растений и животных

в) питаются только живыми растениями

г) используют в пищу только животных

1.3. Первичные консументы:

а) производят органические вещества из неорганических

б) разлагают мертвые остатки растений и животных

в) питаются живыми или мертвыми растениями

г) используют в пищу живых и мертвых животных

1.4. Плесневые грибы:

а) редуценты

б) продуценты

в) первичные консументы

г) вторичные консументы

1.5. Фототрофов и хемотрофов относят к:

а) гетеротрофам

б) автотрофам

в) продуцентам

г) редуцентам


2. Последовательность выполнения практической работы


2.1. Определите, какую массу растений сохранит от поедания гусеницами пара синиц при выкармливании 5 птенцов. Вес одного птенца 3 грамма.


Решение: Составим цепь питания:


растения – гусеницы – синицы


Согласно правилу экологической пирамиды – на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы и энергии, которые запасаются организмами за единицу времени, больше чем на последующем ~ в 10 раз. Отсюда:


растения – гусеницы – синицы

1500г 150г 15г


Ответ: пара синиц, выкармливая своих птенцов, сохраняет 1,5 кг растений.


2.2. Пользуясь правилом экологической пирамиды определить, какая площадь (в га) биоценоза может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания: планктон – рыба – тюлень. Сухая биомасса планктона с 1кв.м составляет 600 г в год. Масса тюленя – 300 кг, из которых 60% составляет вода.


Решение

Определяем сухую массу тюленя: 300 кг — 100%

х кг — 40%

х = 120 кг

Составим цепь питания:


планктон – рыба – тюлень


Согласно правилу экологической пирамиды:


планктон – рыба – тюлень

12000кг 1200кг 120кг


Определяем площадь данного биоценоза, если известно, что сухая биомасса планктона с 1 кв.м составляет 600 г.

1 кв.м — 0,6 кг

х кв.м — 12000 кг

х = 20000 кв.м = 2 га


Ответ: площадь биоценоза 2 га.


3. Выходной контроль


3.1. Какая масса растений необходима для существования лисы массой 15кг, из которых 65% – вода?


3.2. Какая площадь необходима для существования дельфина массой 340кг, из которых 75% – вода, если продуктивность биоценоза 1кв.м моря 400г сухой биомассы в год?


3.3. Определите, сколько волков может прокормиться на протяжении года на площади 20 га (производительность 1 кв.м составляет 300 г), если масса 1 волка 60 кг. Сколько зайцев при этом будет съедено, если масса зайца 4 кг.


4. Защита роботы


Каждый студент самостоятельно решает задачу предложенную преподавателем.


Литература

1. Чернова, Н.М. Основы экологии [Электронный ресурс]: Учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов.- – М.: «Дрофа», 2008. – 302 с. (с. 79-120)

2. Власова, О. С. Экология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ О.С. Власова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Электронные текстовые и графические данные (5,1 Мбайт). - Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. (с. 12-14)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!