СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по теме "Законы Ньютона"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для слабых учащихся 9 - х классов. Решения задач целесообразно демонстрировать после того, как учащиеся попробовали решить их в тетрадях. Самостоятельная работа для домашнего выполнения.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме "Законы Ньютона"»

Решение задач по теме

Решение задач по теме "Законы Ньютона"

9 класс

Коваленко И. В.

Фронтальный опрос по вопросам:   1 закон Ньютона 2 закон Ньютона 3 закон ньютона

Фронтальный опрос по вопросам:

  • 1 закон Ньютона
  • 2 закон Ньютона
  • 3 закон ньютона
 Система отсчёта связана с автомобилем. Будет ли она инерциальной, если автомобиль движется: А. Равномерно и прямолинейно по горизонтальному шоссе; В. Ускоренно по горизонтальному шоссе; C. Равномерно, поворачивая на улицу, расположенную под прямым углом; D. Равномерно в гору; E. Равномерно с горы; F. Ускоренно с горы. Ответ:  в случаях A, D, E.

Система отсчёта связана с автомобилем. Будет ли она инерциальной, если автомобиль движется:

А. Равномерно и прямолинейно по горизонтальному шоссе;

В. Ускоренно по горизонтальному шоссе;

C. Равномерно, поворачивая на улицу, расположенную под прямым углом;

D. Равномерно в гору;

E. Равномерно с горы;

F. Ускоренно с горы.

Ответ:  в случаях A, D, E.

 На рисунке график показывает, как менялся с течением времени модуль скорости автомобиля. В какие промежутки времени все силы, приложенные к автомобилю, были скомпенсированы? В какие промежутки времени равнодействующая всех приложенных к автомобилю сил была отлична от нуля?  от t 1  до t 2  и  от t 3  до t 4  R=0;  от 0 до t 1  и  от t 2  до t 3  R  0 

На рисунке график показывает, как менялся с течением времени модуль скорости автомобиля. В какие промежутки времени все силы, приложенные к автомобилю, были скомпенсированы? В какие промежутки времени равнодействующая всех приложенных к автомобилю сил была отлична от нуля?

от t 1  до t 2  и

от t 3  до t 4  R=0;

от 0 до t 1  и

от t 2  до t 3  R

Второй закон Ньютона F = a  m F = ∆  /∆t  m

Второй закон Ньютона

F = a  m

F = ∆  /∆t  m

 Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с? F = a  m F = ∆  /∆t  m ∆   = (F  ∆t)/m ∆   = (9  5)/ 3 = 15 (м/с)  Ответ: 15 м/c.

Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с?

F = a  m

F = ∆  /∆t  m

∆  = (F  ∆t)/m

∆  = (9  5)/ 3 = 15 (м/с)

Ответ: 15 м/c.

Задача 1. Как объяснить, что бегущий человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения, а поскользнувшись, падает в направлении, противоположном направлению своего движения?

Задача 1.

  • Как объяснить, что бегущий человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения, а поскользнувшись, падает в направлении, противоположном направлению своего движения?
Решение: Первое и второе явление легко объясняется на основании первого закона Ньютона. Бегущий человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения потому, что ноги человека замедляют движение, а туловище сохраняет прежнее состояние движения по инерции. Человек падает назад потому, что в то время, как ноги начинают быстрее скользить вперед, туловище ещё движется по инерции.

Решение:

  • Первое и второе явление легко объясняется на основании первого закона Ньютона. Бегущий человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения потому, что ноги человека замедляют движение, а туловище сохраняет прежнее состояние движения по инерции.
  • Человек падает назад потому, что в то время, как ноги начинают быстрее скользить вперед, туловище ещё движется по инерции.
Задача 2.   Парашютист падает с постоянной по модулю скоростью.  Чему равен модуль силы сопротивления воздуха при этом движении?

Задача 2.

Парашютист падает с постоянной по модулю скоростью.

Чему равен модуль силы сопротивления воздуха при этом движении?

Решение: Движение парашютиста равномерное и прямолинейное, поэтому, на основании 1 закона Ньютона, все силы, действующие на парашютиста, компенсируются. Так как парашютист движется под действием силы тяжести, то сила сопротивления воздуха по модулю равна силе тяжести парашютиста и противоположно направлена.

Решение:

  • Движение парашютиста равномерное и прямолинейное, поэтому, на основании 1 закона Ньютона, все силы, действующие на парашютиста, компенсируются. Так как парашютист движется под действием силы тяжести, то сила сопротивления воздуха по модулю равна силе тяжести парашютиста и противоположно направлена.
Задача 3. Как направлено ускорение самолета, если на него действует 4 силы: по вертикали - сила тяжести 200 кН и подъемная сила 210 кН. По горизонтали: сила тяжести мотора 20 кН и сила лобового сопротивления воздуха 10 кН. Чему равна равнодействующая всех сил?

Задача 3.

  • Как направлено ускорение самолета, если на него действует 4 силы: по вертикали - сила тяжести 200 кН и подъемная сила 210 кН. По горизонтали: сила тяжести мотора 20 кН и сила лобового сопротивления воздуха 10 кН.
  • Чему равна равнодействующая всех сил?
Дано: Решение: F 1  = 2  10  5  H R 1  = F 2  + F 1 F 2  = 2,1  10  5  H F 3  = 2  10  4  H R 1  = F 2  - F 1 , (по вертикали) R 1  = 2,1  10 5  - 2  10 5  = 0,1  10 5 = F 4  =10  4  H  = 10 4 (Н) Найти:  R 2  = F 3  + F 4 R-? R 2  = F 3  - F 4 , (по горизонтали) R 2  = 2  10  4  - 10  4  = 10  4  (H)

Дано:

Решение:

F 1  = 2 10  5  H

R 1  = F 2  + F 1

F 2  = 2,1 10  5  H

F 3  = 2 10  4  H

R 1  = F 2  - F 1 , (по вертикали)

R 1  = 2,1 10 5  - 2 10 5  = 0,1 10 5 =

F 4  =10  4  H

= 10 4 (Н)

Найти:

R 2  = F + F 4

R-?

R 2  = F - F 4 , (по горизонтали)

R 2  = 2 10  4  - 10  4  = 10  4  (H)

Найдем равнодействующую всех сил, пользуясь правилом параллелограмма:   =  +  Так как катеты равны, то равнодействующая всех сил направлена под углом 45° к горизонту. Модуль силы R вычислим с помощью теоремы Пифагора: R = R =  =1, 4  10  4  (Н) Ответ : Равнодействующая всех сил направлена под углом 45° к горизонту и равна 1,4  10  4  Н.

Найдем равнодействующую всех сил, пользуясь правилом параллелограмма:

  =  + 

Так как катеты равны, то равнодействующая всех сил направлена под углом 45° к горизонту. Модуль силы R вычислим с помощью теоремы Пифагора: R =

R =  =1, 4 10  4  (Н)

Ответ : Равнодействующая всех сил направлена под углом 45° к горизонту и равна 1,4 10  4  Н.

Задача 4. Под действием силы в 20 Н материальная точка движется с ускорением а = 0,4 м/с 2 . С каким ускорением будет двигаться точка под действием силы в 50 Н?

Задача 4.

  • Под действием силы в 20 Н материальная точка движется с ускорением а = 0,4 м/с 2 .
  • С каким ускорением будет двигаться точка под действием силы в 50 Н?
Дано: F 1  = 20 H Решение: Движение материальной точки является равноускоренным. a 1  = 0, 4 м/с F 2  = 50 H По второму закону Ньютона можно определить массу материальной точки.  m = ; m =  = Найти: а 2  -? а 2  = ; а 2  = (0,4  50)/20 = 1 (м/с 2 ).  Ответ : а 2  = 1 м/с 2 .

Дано:

F 1  = 20 H

Решение:

Движение материальной точки является равноускоренным.

a 1  = 0, 4 м/с

F 2  = 50 H

По второму закону Ньютона можно определить массу материальной точки.

m = ; m = =

Найти:

а 2  -?

а 2 = ;

а 2 = (0,4 50)/20 = 1 (м/с 2 ).

Ответ : а 2  = 1 м/с 2 .

Задача 5. К пристани причаливают две одинаковые лодки. Лодочники подтягиваются к берегу с помощью веревок. Противоположный конец первой веревки привязан к столбу на пристани; за противоположный конец второй веревки тянет матрос, стоящий на пристани. Все трое прилагают одинаковые усилия. Какая лодка причалит раньше?

Задача 5.

  • К пристани причаливают две одинаковые лодки. Лодочники подтягиваются к берегу с помощью веревок. Противоположный конец первой веревки привязан к столбу на пристани; за противоположный конец второй веревки тянет матрос, стоящий на пристани. Все трое прилагают одинаковые усилия. Какая лодка причалит раньше?
Решение Обе лодки причалят одновременно. По третьему закону Ньютона каждому действию есть равное противодействие. С какой силой лодочники тянут за один конец веревки, с такой же силой второй конец веревки действует на столб и на матроса.  Другими словами, столб

Решение

  • Обе лодки причалят одновременно. По третьему закону Ньютона каждому действию есть равное противодействие. С какой силой лодочники тянут за один конец веревки, с такой же силой второй конец веревки действует на столб и на матроса.
  • Другими словами, столб "тянет" конец веревки с такой же силой, с какой ее тянет матрос, стоящий на пристани.
Задача 6. На тело массой 2160 кг, лежащее на горизонтальной дороге, действует сила, под действием которой тело за 30 секунд пройдет расстояние 500 метров. Найти величину этой силы.

Задача 6.

  • На тело массой 2160 кг, лежащее на горизонтальной дороге, действует сила, под действием которой тело за 30 секунд пройдет расстояние 500 метров. Найти величину этой силы.
  ;  Дано: Решение: m = 2160 кг F = ma t = 30 c   ;   S = 500 м  , Найти: F-? Ответ : 2400 Н.

  ; 

Дано:

Решение:

m = 2160 кг

F = ma

t = 30 c

  ;  

S = 500 м

,

Найти:

F-?

Ответ : 2400 Н.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Вариант 1.

1. Действие на тело сил компенсируется в том случае, когда:  Воздушный шар, поднявшись на максимальную высоту, покоится  Вертолет поднимается равномерно вверх  Парашютист равномерно опускается вниз  Во всех перечисленных случая  Ни один из ответов не подходит.

2. К бруску, находящемуся на горизонтальной плоскости, приложено несколько сил, как показано на рисунке. Скорость движения тела:  Не изменяется  Возрастает  Убывает  Вскоре тело остановится и будет двигаться в обратном направлении  Правильного ответа нет.

3. Шар массой m сталкивается с шаром массой 4m. В момент столкновения действуют силы:  На шар 4m большая по модулю сила  На шар m меньшая по модулю сила  Равные по модулю и противоположные по направлению силы  Обратно пропорциональные массам шаров и противоположно направленные силы  мало данных в задаче.

4. Автомобиль массой 3 т за 15 с от начала движения развил скорость 9 м/с. Определите силу, сообщающую ускорение автомобилю.  1 кН  180 Н  1,8 кН  1,8 Н  18 Н.

5. Электровоз развивает силу тяги 180 кН. Масса поезда 1200 т. На каком участке пути скорость поезда возрастает от 18 км/ч до 36 км/ч?  150 м  175 м  200 м  225 м  Правильного ответа нет.

Вариант 2.

1. Если действие на тело всех сил компенсируется, то тело:  Движется с уменьшением скорости  Скоро остановится  Движется с увеличением скорости  Движется с постоянной по модулю скоростью  Правильного ответа нет.

2. На рисунке изображены силы, действующие на тело, движущееся

по горизонтальной поверхности. Скорость движения тела:  Не изменяется  Возрастает  Убывает  Вскоре тело остановится и будет двигаться в обратном направлении  Правильного ответа нет.

3. К двум тележкам приложены одинаковые по модулю силы, направленные вдоль одной прямой в противоположные стороны. Тела движутся:  С одинаковыми по модулю и противоположно направленными скоростями  Отношение модулей скоростей равно отношению их масс  С ускорениями, направленными в противоположные стороны; отношение модулей ускорений равно обратному отношению масс тел  С одинаковыми по модулю ускорениями  Правильного ответа нет.

4. Поезд массой 1500 т увеличил скорость от 5 м/с до 10 м/с за 3 мин. Определите силу, сообщающую поезду ускорение.  4170 Н  417 кН  41,7 кН  4,17 кН  417 Н.

5. Автомобиль массой 1000 кг останавливается при торможении за 5 с, пройдя путь 50 м. Определите начальную скорость автомобиля и силу торможения.  2 м/с; 40 кН  10 м/с; 4 кН  5 м/с; 2 кН  20 м/с; 4 кН  Правильного ответа нет.

 Домашнее задание  Оформить самостоятельную работу в тетрадях.

Домашнее задание

Оформить самостоятельную работу в тетрадях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!