Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочное время
СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия», г. Смоленск
Учитель химии Шевцова О.П.
- колея
- гладкий
- собака – ищейка
- скользкий
- наследовать
- подражать
Все эти слова – древние родственники слова «исследователь»
Действительно, исследователь – это тот, кто наследует опыт поколений, оставляет свой след собственный в истории, как собака – ищейка , нападает на след и идёт к цели, а путь этот может быть как ровным, гладким, так и скользким, полным противоречий, совершенствуется, учится на своих и чужих ошибках.
Внеурочная проектно-исследовательская деятельность учащихся началась с основания лицея. За эти годы проведено более 25 научно-практических конференций, которые превратились в праздник науки. Большинство исследовательских проектов на естественнонаучной кафедре носят интегрированный характер.
1. Комплексные полевые практики
2. Летние исследовательские задания
Примерная тематика летних заданий
- Растения – индикаторы
- Анализ почвы на содержание удобрений
- Изучение качества питьевой воды из колодцев
- Изучение качества родниковой воды.
- Очистные сооружения села, деревни, районного города.
3.Долгосрочные проекты
- Тематика проектов
- Экологическая карта территории лицея
- Создание экологической тропы на территории лицея
- Мониторинг экологического состояния озера Сапшо и прилегающей к ней территории
- Изучение святых источников, располагающихся на территории области (работа проводилась совместно со Смоленской епархией)
- Спасение истока реки Днепр
Рославльский район Луги
Источник в честь иконы Казанскй Божией Матери в селе Новоспасском
4.Проекты и исследовательские работы, которые невозможно провести в рамках урока
- Тематика проектов
- Чего боится белок.
- Свойства воды святых источников Смоленщины.
- Что мы знаем о мороженном.
- Мониторинг состояния воздушной среды школы.
- Стоит ли есть пуд соли?
- Бытовая химия - несовместимость.
- Красители и продукты питания.
- Энергетические напитки
- Польза и вред жевательной резинки.
- Анализ содержания аскорбиновой кислоты во фруктах.
- Анализ качества мыла.
- Экология дома.
- Выращивание кристаллов.
- Анализ питьевой воды.
- Мониторинг состояния рекреационных водоемов г.Смоленска.
- Предприятия г.Смоленска и их влияние на экологическую среду.
5. Краткосрочные проекты в рамках предметной недели
6. Исследовательские проекты в рамках элективного курса «Технология химического производства»
В силу ряда объективных причин нет возможности проводить экскурсии на предприятия, поэтому возникла необходимость виртуальных экскурсий, которые, можно проводить в соответствии с программой.
Виртуальные экскурсии разрабатываются учащимися как исследовательские проекты «Химический завод» в рамках элективного курса.
Профессии на НПЗ
Завод по производству маргарина «Горыныч-маргариныч»
Лаборант, геолог, оператор установки обезвоживания и подготовки нефти, инженер по КИП (координатно-измерительная машина) и автоматике, оператор ЭВМ
Как показывает многолетняя практика, исследовательские проекты реально способствуют формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения. Наши выпускники продолжают исследовательскую работу в вузах, среди них уже большое количество аспирантов,ученых, получивших звание кандидата наук, есть доктора наук.
7.Поисковая деятельность
О дним из видов научно-исследовательской работы учащихся является научно поисковая деятельность, которая включает в себя:
- работу с библиотечными каталогами, специальной, научной и научно-популярной литературой, справочниками, словарями и т.д.;
- написание конспектов, рефератов;
- написание небольших докладов;
- сбор материала о конкретных свойствах веществ, входящих в состав природных объектов;
- обработку результатов научно-исследовательской работы.
- В учебной программе к каждой теме прилагается перечень тем для рефератов. Подбор тематики рефератов имеет воспитательный характер, знакомит с работами русских ученых, историей науки, с трудным путем открытия истины. Прививает навыки самостоятельной работы с литературой!
Примерная тематика рефератов по химии:
1. Первый электролиз воды. Опыты Карлейля и Никольсона.
2. Опыты Менделеева с насыщенными растворами сернокислого натрия.
3. Приготовление «тяжелых» растворов (жидкость Сушина, жидкость Туле).
4. С.А.Аррениус, его жизнь и деятельность.
5. Создание теории электролитической диссоциации.
6. Теория растворов Д.И.Менделеева. Работы Каблукова.
Примерная тематика рефератов : 1. История открытия противогаза (работы академика Н.Д.Зелинского). 2. Открытие фтора. 3. История открытия брома. 4. История открытия йода. 5. Интересные сведения о галогенах и их соединениях.
8. Практические работы исследовательского характера
Инструкция к практической работе
«Физические и химические свойства карбоновых кислот».
Практическая работа носит исследовательский характер , применяется для реализации урочной проектной деятельности по самостоятельному изучению нового материала.
Ход работы:
- Представители каких групп кислот выданы вам для работы? Расположите их соответственно группам. Каковы особенности строения каждой группы кислот из выданных вам?
- Представители каких групп кислот выданы вам для работы?
- Расположите их соответственно группам.
- Каковы особенности строения каждой группы кислот из выданных вам?
- Опишите физические свойства каждой кислоты из выданных вам. Какая закономерность существует в изменении физических свойств кислот в ряду предельных одноосновных карбоновых кислот?
- Опишите физические свойства каждой кислоты из выданных вам.
- Какая закономерность существует в изменении физических свойств кислот в ряду предельных одноосновных карбоновых кислот?
- Химические свойства кислот:
- Исходя из строения, предположите:
- Исходя из строения, предположите:
А) какие связи вероятнее всего будут разрываться при химических реакциях;
Б) какие типы реакций можно предположить, исходя из разрыва связей?
2.Общие свойства кислот.
А) вспомните из курса неорганической химии 5 общих свойств кислот.
Б) проверьте с помощью химических реакций проявляют ли карбоновые кислоты общие свойства.
В) составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Г) отразите условия протекания реакций, наблюдения, назовите продукты реакции.
3.Особенные свойства карбоновых кислот:
- 3.Особенные свойства карбоновых кислот:
А) из темы «Спирты» вспомните реакцию, в которой участвуют карбоновые кислоты. Как называется эта реакция, какие вещества при этом образуются? Каковы условия протекания?
Б) проведите реакцию между уксусной кислотой и этанолом.
В) составьте уравнение реакции, отразите условия протекания, наблюдения, назовите продукт реакции.
Составьте уравнение реакции, отразите условия протекания, наблюдения и назовите продукты.
Вывод:
- Какие химические свойства проявляют предельные карбоновые кислоты?
- Существует ли единство между неорганическими и органическими кислотами?
- С чем связаны особенности химических свойств отдельных представителей карбоновых кислот?
Домашнее задание:
- Пользуясь $20, составьте уравнения соответствующие химическим свойствам, которые не рассматривались на практической работе.
- Какие химические свойства должны проявлять щавелевая, молочная кислоты, в связи с их строением? Составьте уравнения соответствующих реакций.
9. Ситуационные задачи
На уроках создание проблемных ситуаций можно реализовать через с решение ситуационных задач. Это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение- анализ – синтез – оценка.
Примеры ситуационных задач по химии.
Ситуационная
задача
Тема, класс
Домашняя лаборатория
Задание для учащихся
Физические свойства веществ.
8 класс.
Жесткая вода.
Кухня является домашней «лабораторией».
1) Какие вещества есть на вашей домашней кухне?
2) Опишите физические свойства этих веществ.
3) Для чего применяются эти вещества?
Свойства кальция, магния и их соединений.
9 класс.
«Витамины»
Почему вода бывает жесткая и мягкая?
Витамины.
11 класс.
- Прочитайте самостоятельно текст параграфа учебника. Составьте список химических терминов, касающихся темы «Жесткость воды». Какой смысл вкладывается в эти понятия?
- Какая вода по жесткости у вас дома?
- Как вы определили: жесткая вода или нет?
- Как в домашних условиях можно устранить жесткость воды?
- Прочитайте внимательно текст параграфа и ответьте на вопросы после него.
- Покажите связи, которые существуют, на ваш взгляд, между потребностью человека в витаминах и его возрастом, образом жизни, временем года.
- Используя текст учебника и дополнительную литературу составьте таблицу «Потребность в витаминах людей юношеского возраста».
- Найдите необычный способ разъяснения ученикам начальных классов назначения витаминов в жизни человека и вреда бесконтрольного приема витаминов, продающихся в аптеке без рецепта.
9. Проектная деятельность на уроке
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИМЕНЯЮ
НЕ ПРИМЕНЯЮ
ИНТЕРЕСНО
ЗАТРУДНИТЕЛЬНО
ТРЕБУЕТСЯ СОВЕТ
ПОЛУЧАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА
ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!
Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.