СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по уравнениям реакций.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке осуществляется проектная деятельность учащихся по выработке алгоритма решения расчетных задач по химии.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по уравнениям реакций.»

Формирование  проектно-исследовательской компетенции учащихся на уроках  и во внеурочное время СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия», г. Смоленск Учитель химии Шевцова О.П.

Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочное время

СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия», г. Смоленск

Учитель химии Шевцова О.П.

- колея - гладкий - собака – ищейка - скользкий - наследовать - подражать Все эти слова – древние родственники слова «исследователь» Действительно, исследователь – это тот, кто наследует опыт поколений, оставляет свой след собственный в истории, как собака – ищейка , нападает на след и идёт к цели, а путь этот может быть как ровным, гладким, так и скользким, полным противоречий, совершенствуется, учится на своих и чужих ошибках.

- колея

- гладкий

- собака – ищейка

- скользкий

- наследовать

- подражать

Все эти слова – древние родственники слова «исследователь»

Действительно, исследователь – это тот, кто наследует опыт поколений, оставляет свой след собственный в истории, как собака – ищейка , нападает на след и идёт к цели, а путь этот может быть как ровным, гладким, так и скользким, полным противоречий, совершенствуется, учится на своих и чужих ошибках.

Внеурочная проектно-исследовательская деятельность учащихся началась с основания лицея.  За эти годы проведено более 25 научно-практических конференций, которые превратились в праздник науки. Большинство исследовательских проектов на естественнонаучной кафедре носят интегрированный характер.

Внеурочная проектно-исследовательская деятельность учащихся началась с основания лицея. За эти годы проведено более 25 научно-практических конференций, которые превратились в праздник науки. Большинство исследовательских проектов на естественнонаучной кафедре носят интегрированный характер.

1. Комплексные полевые практики

1. Комплексные полевые практики

2. Летние исследовательские задания Примерная тематика летних заданий Растения – индикаторы Анализ почвы на содержание удобрений Изучение качества питьевой воды из колодцев Изучение качества родниковой воды. Очистные сооружения села, деревни, районного города.

2. Летние исследовательские задания

Примерная тематика летних заданий

  • Растения – индикаторы
  • Анализ почвы на содержание удобрений
  • Изучение качества питьевой воды из колодцев
  • Изучение качества родниковой воды.
  • Очистные сооружения села, деревни, районного города.
3.Долгосрочные проекты Тематика проектов Экологическая карта территории лицея Создание экологической тропы на территории лицея Мониторинг экологического состояния озера Сапшо и прилегающей к ней территории Изучение святых источников, располагающихся на территории области (работа проводилась совместно со Смоленской епархией) Спасение истока реки Днепр  Рославльский район Луги Источник в честь иконы Казанскй Божией Матери в селе Новоспасском

3.Долгосрочные проекты

  • Тематика проектов
  • Экологическая карта территории лицея
  • Создание экологической тропы на территории лицея
  • Мониторинг экологического состояния озера Сапшо и прилегающей к ней территории
  • Изучение святых источников, располагающихся на территории области (работа проводилась совместно со Смоленской епархией)
  • Спасение истока реки Днепр

Рославльский район Луги

Источник в честь иконы Казанскй Божией Матери в селе Новоспасском

4.Проекты и исследовательские работы, которые невозможно провести в рамках урока Тематика проектов Чего боится белок. Свойства воды святых источников Смоленщины. Что мы знаем о мороженном. Мониторинг состояния воздушной среды школы. Стоит ли есть пуд соли? Бытовая химия - несовместимость. Красители и продукты питания. Энергетические напитки Польза и вред жевательной резинки. Анализ содержания аскорбиновой кислоты во фруктах. Анализ качества мыла. Экология дома. Выращивание кристаллов. Анализ питьевой воды. Мониторинг состояния рекреационных водоемов г.Смоленска. Предприятия г.Смоленска и их влияние на экологическую среду.

4.Проекты и исследовательские работы, которые невозможно провести в рамках урока

  • Тематика проектов
  • Чего боится белок.
  • Свойства воды святых источников Смоленщины.
  • Что мы знаем о мороженном.
  • Мониторинг состояния воздушной среды школы.
  • Стоит ли есть пуд соли?
  • Бытовая химия - несовместимость.
  • Красители и продукты питания.
  • Энергетические напитки
  • Польза и вред жевательной резинки.
  • Анализ содержания аскорбиновой кислоты во фруктах.
  • Анализ качества мыла.
  • Экология дома.
  • Выращивание кристаллов.
  • Анализ питьевой воды.
  • Мониторинг состояния рекреационных водоемов г.Смоленска.
  • Предприятия г.Смоленска и их влияние на экологическую среду.
5. Краткосрочные проекты в рамках предметной недели

5. Краткосрочные проекты в рамках предметной недели

6. Исследовательские проекты в рамках элективного курса «Технология химического производства»  В силу ряда объективных причин нет возможности проводить экскурсии на предприятия, поэтому возникла необходимость виртуальных экскурсий, которые, можно проводить в соответствии с программой.  Виртуальные экскурсии разрабатываются учащимися как исследовательские проекты «Химический завод» в рамках элективного курса.

6. Исследовательские проекты в рамках элективного курса «Технология химического производства»

В силу ряда объективных причин нет возможности проводить экскурсии на предприятия, поэтому возникла необходимость виртуальных экскурсий, которые, можно проводить в соответствии с программой.

Виртуальные экскурсии разрабатываются учащимися как исследовательские проекты «Химический завод» в рамках элективного курса.

Профессии на НПЗ Завод по производству маргарина «Горыныч-маргариныч» Лаборант, геолог, оператор установки обезвоживания и подготовки нефти, инженер по КИП (координатно-измерительная машина)   и автоматике, оператор ЭВМ

Профессии на НПЗ

Завод по производству маргарина «Горыныч-маргариныч»

Лаборант, геолог, оператор установки обезвоживания и подготовки нефти, инженер по КИП (координатно-измерительная машина)  и автоматике, оператор ЭВМ

Как показывает многолетняя практика, исследовательские проекты реально способствуют формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения. Наши выпускники продолжают исследовательскую работу в вузах, среди них уже большое количество аспирантов,ученых, получивших звание кандидата наук, есть доктора наук.

Как показывает многолетняя практика, исследовательские проекты реально способствуют формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения. Наши выпускники продолжают исследовательскую работу в вузах, среди них уже большое количество аспирантов,ученых, получивших звание кандидата наук, есть доктора наук.

7.Поисковая деятельность О дним из видов научно-исследовательской работы учащихся является научно поисковая деятельность, которая включает в себя: работу с библиотечными каталогами, специальной, научной и научно-популярной литературой, справочниками, словарями и т.д.; написание конспектов, рефератов; написание небольших докладов; сбор материала о конкретных свойствах веществ, входящих в состав природных объектов; обработку результатов научно-исследовательской работы.   В учебной программе к каждой теме прилагается перечень тем для рефератов. Подбор тематики рефератов имеет воспитательный характер, знакомит с работами русских ученых, историей науки, с трудным путем открытия истины.  Прививает навыки самостоятельной работы с литературой!

7.Поисковая деятельность

О дним из видов научно-исследовательской работы учащихся является научно поисковая деятельность, которая включает в себя:

  • работу с библиотечными каталогами, специальной, научной и научно-популярной литературой, справочниками, словарями и т.д.;
  • написание конспектов, рефератов;
  • написание небольших докладов;
  • сбор материала о конкретных свойствах веществ, входящих в состав природных объектов;
  • обработку результатов научно-исследовательской работы.
  • В учебной программе к каждой теме прилагается перечень тем для рефератов. Подбор тематики рефератов имеет воспитательный характер, знакомит с работами русских ученых, историей науки, с трудным путем открытия истины. Прививает навыки самостоятельной работы с литературой!
Примерная тематика рефератов по химии: 1. Первый электролиз воды. Опыты Карлейля и Никольсона. 2. Опыты Менделеева с насыщенными растворами сернокислого натрия. 3. Приготовление «тяжелых» растворов (жидкость Сушина, жидкость Туле). 4. С.А.Аррениус, его жизнь и деятельность. 5. Создание теории электролитической диссоциации. 6. Теория растворов Д.И.Менделеева. Работы Каблукова. Примерная тематика рефератов :   1. История открытия противогаза (работы академика Н.Д.Зелинского).  2. Открытие фтора.  3. История открытия брома.  4. История открытия йода.  5. Интересные сведения о галогенах и их соединениях.

Примерная тематика рефератов по химии:

1. Первый электролиз воды. Опыты Карлейля и Никольсона.

2. Опыты Менделеева с насыщенными растворами сернокислого натрия.

3. Приготовление «тяжелых» растворов (жидкость Сушина, жидкость Туле).

4. С.А.Аррениус, его жизнь и деятельность.

5. Создание теории электролитической диссоциации.

6. Теория растворов Д.И.Менделеева. Работы Каблукова.

Примерная тематика рефератов : 1. История открытия противогаза (работы академика Н.Д.Зелинского). 2. Открытие фтора. 3. История открытия брома. 4. История открытия йода. 5. Интересные сведения о галогенах и их соединениях.

8. Практические работы исследовательского характера Инструкция к практической работе  «Физические и химические свойства карбоновых кислот». Практическая работа носит исследовательский характер , применяется для реализации урочной проектной деятельности по самостоятельному изучению нового материала.

8. Практические работы исследовательского характера

Инструкция к практической работе

«Физические и химические свойства карбоновых кислот».

Практическая работа носит исследовательский характер , применяется для реализации урочной проектной деятельности по самостоятельному изучению нового материала.

Ход работы:

  • Классификация кислот:
  • Представители каких групп кислот выданы вам для работы? Расположите их соответственно группам. Каковы особенности строения каждой группы кислот из выданных вам?
  • Представители каких групп кислот выданы вам для работы?
  • Расположите их соответственно группам.
  • Каковы особенности строения каждой группы кислот из выданных вам?
  • Физические свойства :
  • Опишите физические свойства каждой кислоты из выданных вам. Какая закономерность существует в изменении физических свойств кислот в ряду предельных одноосновных карбоновых кислот?
  • Опишите физические свойства каждой кислоты из выданных вам.
  • Какая закономерность существует в изменении физических свойств кислот в ряду предельных одноосновных карбоновых кислот?
  • Химические свойства кислот:
  • Исходя из строения, предположите:
  • Исходя из строения, предположите:

А) какие связи вероятнее всего будут разрываться при химических реакциях;

Б) какие типы реакций можно предположить, исходя из разрыва связей?

2.Общие свойства кислот.

  • 2.Общие свойства кислот.

А) вспомните из курса неорганической химии 5 общих свойств кислот.

Б) проверьте с помощью химических реакций проявляют ли карбоновые кислоты общие свойства.

В) составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Г) отразите условия протекания реакций, наблюдения, назовите продукты реакции.

3.Особенные свойства карбоновых кислот:

  • 3.Особенные свойства карбоновых кислот:

А) из темы «Спирты» вспомните реакцию, в которой участвуют карбоновые кислоты. Как называется эта реакция, какие вещества при этом образуются? Каковы условия протекания?

Б) проведите реакцию между уксусной кислотой и этанолом.

В) составьте уравнение реакции, отразите условия протекания, наблюдения, назовите продукт реакции.

Составьте уравнение реакции, отразите условия протекания, наблюдения и назовите продукты.

Вывод:

  • Какие химические свойства проявляют предельные карбоновые кислоты?
  • Существует ли единство между неорганическими и органическими кислотами?
  • С чем связаны особенности химических свойств отдельных представителей карбоновых кислот?

Домашнее задание:

  • Пользуясь $20, составьте уравнения соответствующие химическим свойствам, которые не рассматривались на практической работе.
  • Какие химические свойства должны проявлять щавелевая, молочная кислоты, в связи с их строением? Составьте уравнения соответствующих реакций.
9. Ситуационные задачи На уроках создание проблемных ситуаций можно реализовать через с решение ситуационных задач. Это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение- анализ – синтез – оценка.

9. Ситуационные задачи

На уроках создание проблемных ситуаций можно реализовать через с решение ситуационных задач. Это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение- анализ – синтез – оценка.

Примеры ситуационных задач по химии.

Ситуационная

задача

Тема, класс

Домашняя лаборатория

Задание для учащихся

Физические свойства веществ.

8 класс.

Жесткая вода.

Кухня является домашней «лабораторией».

1) Какие вещества есть на вашей домашней кухне?

2) Опишите физические свойства этих веществ.

3) Для чего применяются эти вещества?

Свойства кальция, магния и их соединений.

9 класс.

«Витамины»

Почему вода бывает жесткая и мягкая?

Витамины.

11 класс.

  • Прочитайте самостоятельно текст параграфа учебника. Составьте список химических терминов, касающихся темы «Жесткость воды». Какой смысл вкладывается в эти понятия?
  • Какая вода по жесткости у вас дома?
  • Как вы определили: жесткая вода или нет?
  • Как в домашних условиях можно устранить жесткость воды?
  • Прочитайте внимательно текст параграфа и ответьте на вопросы после него.
  • Покажите связи, которые существуют, на ваш взгляд, между потребностью человека в витаминах и его возрастом, образом жизни, временем года.
  • Используя текст учебника и дополнительную литературу составьте таблицу «Потребность в витаминах людей юношеского возраста».
  • Найдите необычный способ разъяснения ученикам начальных классов назначения витаминов в жизни человека и вреда бесконтрольного приема витаминов, продающихся в аптеке без рецепта.
9. Проектная деятельность на уроке

9. Проектная деятельность на уроке

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЯЮ НЕ ПРИМЕНЯЮ ИНТЕРЕСНО ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ТРЕБУЕТСЯ СОВЕТ ПОЛУЧАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА  ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРИМЕНЯЮ

НЕ ПРИМЕНЯЮ

ИНТЕРЕСНО

ЗАТРУДНИТЕЛЬНО

ТРЕБУЕТСЯ СОВЕТ

ПОЛУЧАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА

ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

 Свое общение с вами я хочу закончить притчей:

Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!