СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ и статистической функции СРЗНАЧ в Microsoft Excel 2010».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Учебное занятие по данной теме поможет обучающимся научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ и статистической функции СРЗНАЧ в Microsoft Excel 2010.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ и статистической функции СРЗНАЧ в Microsoft Excel 2010».»

17


ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»


Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием логической функции ЕСЛИ и статистической функции СРЗНАЧ в Microsoft Excel 2010».


Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием логической функции ЕСЛИ и статистической функции СРЗНАЧ в Microsoft Excel 2010.


Задачи учебного занятия:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с назначением логических и статистических функций в табличном процессоре Microsoft Excel 2010;

  • закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;


Развивающая:

  • способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;

  • развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;

  • развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;

  • выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.

Воспитательная:


  • формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;

  • воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.


Тип учебного занятия: комбинированный.


Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.


Методические приемы обучения: словесный, наглядный.


Формы работы: индивидуальная.


Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.


Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.


План занятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).

  2. Актуализация базовых знаний (12 минут).

  3. Изложение нового материала (25 минут).

  4. Практическая работа (1 час 30 минут).

  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).


Ход учебного занятия:

Организационный момент.

Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.

Актуализация базовых знаний.

Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.

1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)

2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)

3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)

4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)

5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)


Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:

1.Электронная таблица – это …

а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.

б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.

г) все ответы верны



2.Активная ячейка в Excel - это:

а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа



3.Ввод формулы в Excel начинается:

а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.



4.Адрес ячейки в Excel состоит из:

а) имени файла;

б) заданного набора символов;

в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;

г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.



5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:

а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.



6.Мастер функций в Excel необходим для:

а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;

в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.



7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:

а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;

в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.



8.Информация в таблице представлена в виде:

а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны



9.Укажите правильный адрес ячейки:

а) А6С

б) В67

в) 83С

г) В1Г



10.Наименьшим элементом электронной таблицы является ...

а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка


11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется ...

а) множество всех заполненных ячеек таблицы;

б) множество всех пустых ячеек;

в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;

г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.


12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1

а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы


13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1

а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.


14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?

а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.


15.В электронной таблице нельзя удалить

а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.


Изложение нового материала.


1.Логические функции

 

Функция ЕСЛИ

 

Функция ЕСЛИ используется для проверки условий при вычислениях.



Возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.


ЕСЛИ ( лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь)

Лог_выражение    — это любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, A10=100 — это логическое выражение; если значение в ячейке A10 равно 100, то выражение принимает значение ИСТИНА. В противном случае — ЛОЖЬ.

Значение_если_истина    — это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ИСТИНА. Например, если этот аргумент — строка «В пределах бюджета» и лог_выражение равно ИСТИНА, тогда функция ЕСЛИ отобразит текст «В пределах бюджета». Если лог_выражение равно ИСТИНА, а значение_если_истина пусто, то возвращается значение 0. Чтобы отобразить слово ИСТИНА, необходимо использовать логическое значение ИСТИНА для этого аргумента. Значение_если_истина может быть формулой.


Значение_если_ложь — это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ЛОЖЬ. Например, если этот аргумент — строка «Превышение бюджета» и лог_выражение равно ЛОЖЬ, то функция ЕСЛИ отобразит текст «Превышение бюджета». Если лог_выражение равно ЛОЖЬ, а значение_если_ложь опущено (то есть после значение_если_истина нет точки с запятой), то возвращается логическое значение ЛОЖЬ. Если лог_выражение равно ЛОЖЬ, а значение_если_ложь пусто (то есть после значение_если_истина стоит точка с запятой с последующей закрывающей скобкой), то возвращается значение 0. Значение_если_ложь может быть формулой.

До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга в качестве значений аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь для конструирования более сложных проверок.

Когда значения аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь вычислены, функция ЕСЛИ возвращает полученное значение.


Пример

=ЕСЛИ(A2

Если приведенное выше число меньше либо равно числу 100, формула отображает строку «В пределах бюджета». В противном случае — строку «Превышение бюджета» (В пределах бюджета)

=ЕСЛИ(A2=100;СУММ(B5:B15);"")

Если число равно 100, вычисляется сумма в диапазоне B5:B15. В противном случае возвращается пустой текст ("") ()



2.  Статистические функции

МИН(...) – определение минимального из указанных чисел;

МАКС(…) – определение максимального из указанных чисел;

СРЗНАЧ(...) – определение среднего значения указанных чисел;

СУММ(...) – определение суммы указанных чисел.


Описание статистической функции СРЗНАЧ(...)

Возвращает среднее значение (среднее арифметическое) аргументов. Например, если диапазон A1:A20 содержит числа, формула =СРЗНАЧ(A1:A20) возвращает среднее значение этих чисел.


Синтаксис

СРЗНАЧ(число1;[число2];…)

, где аргументы функции СРЗНАЧ это:

Число1.    Обязательный аргумент. Первое число, ссылка на ячейку или диапазон, для которого требуется вычислить среднее значение.

Число2, ...    Необязательный аргумент. Дополнительные числа, ссылки на ячейки или диапазоны, для которых требуется вычислить среднее значение. Аргументов может быть не более 255.


Практическая работа.
Педагог дополнительного образования предлагает решить следующие задачи:


Вариант1:

«15 обучающихся проходили тестирование по 5 темам предмета «Информатика». Вычислить суммарный (по всем темам) средний балл, полученный обучающимися. Сколько обучающихся имеют суммарный балл ниже среднего».


Вариант 2:

«15 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определённое количество очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме не менее К очков. Сколько спортсменов получило звание мастера, если К=90».


Задания см. в Приложении 1.


Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»

Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.



Приложение 1


Вариант 1

Задание для выполнения:

Фамилия

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Средний балл

Результат

Абрикосов

5

4

5

5

5

 

 

Борисов

4

5

4

4

5

 

 

Бубликов

4

4

5

4

4

 

 

Воронин

4

4

5

3

4

 

 

Васильев

4

4

3

5

3

 

 

Гуляев

4

5

4

5

4

 

 

Доронина

3

3

4

4

3

 

 

Иванов

4

5

3

3

4

 

 

Ковалёв

4

3

3

3

4

 

 

Лесков

5

4

4

5

4

 

 

Макаров

4

4

3

4

4

 

 

Мишин

5

4

4

5

4

 

 

Носков

3

4

4

3

3

 

 

Смирнов

5

5

4

4

5

 

 

 

 

 

Суммарный средний балл

 

 



Образец выполненной практической работы:

Фамилия

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Средний балл

Результат

Абрикосов

5

4

5

5

5

4,8

Выше среднего

Борисов

4

5

4

4

5

4,4

Выше среднего

Бубликов

4

4

5

4

4

4,2

Выше среднего

Воронин

4

4

5

3

4

4

Ниже среднего

Васильев

4

4

3

5

3

3,8

Ниже среднего

Гуляев

4

5

4

5

4

4,4

Выше среднего

Доронина

3

3

4

4

3

3,4

Ниже среднего

Иванов

4

5

3

3

4

3,8

Ниже среднего

Ковалёв

4

3

3

3

4

3,4

Ниже среднего

Лесков

5

4

4

5

4

4,4

Выше среднего

Макаров

4

4

3

4

4

3,8

Ниже среднего

Мишин

5

4

4

5

4

4,4

Выше среднего

Носков

3

4

4

3

3

3,4

Ниже среднего

Смирнов

5

5

4

4

5

4,6

Выше среднего

 

 

 

Суммарный средний балл

4,06

 







Вариант 2


Задание для выполнения:

 

Виды спорта

Звание мастера

90

Фамилия
спортсмена

1

2

3

4

5

Всего очков

 

Соколов

15

10

25

15

30

 

 

Макаров

20

9

21

14

29

 

 

Попов

15

5

19

10

25

 

 

Крамаров

18

6

22

13

30

 

 

Воробьёв

11

7

17

11

26

 

 

Синичкин

8

10

24

15

25

 

 

Самойлов

21

7

15

9

27

 

 

Петров

19

8

25

15

20

 

 

Хоменко

20

10

24

13

24

 

 

Андреев

16

4

20

10

28

 

 

Вельяминов

17

8

23

15

28

 

 

Петренко

19

10

14

7

23

 

 

Бочкин

11

8

5

14

21

 

 

Волков

12

7

25

12

25

 

 

Малахов

18

9

23

14

23

 

 



Образец выполненной практической работы:

 

Виды спорта

Звание мастера

90

Фамилия
спортсмена

1

2

3

4

5

Всего очков

 

Соколов

15

10

25

15

30

95

Звание получил

Макаров

20

9

21

14

29

93

Звание получил

Попов

15

5

19

10

25

74

Звание не получил

Крамаров

18

6

22

13

30

89

Звание не получил

Воробьёв

11

7

17

11

26

72

Звание не получил

Синичкин

8

10

24

15

25

82

Звание не получил

Самойлов

21

7

15

9

27

79

Звание не получил

Петров

19

8

25

15

20

87

Звание не получил

Хоменко

20

10

24

13

24

91

Звание получил

Андреев

16

4

20

10

28

78

Звание не получил

Вельяминов

17

8

23

15

28

91

Звание получил

Петренко

19

10

14

7

23

73

Звание не получил

Бочкин

11

8

5

14

21

59

Звание не получил

Волков

12

7

25

12

25

81

Звание не получил

Малахов

18

9

23

14

23

87

Звание не получил



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!