11
ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»
Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием стандартных функций СЕГОДНЯ и ГОД, а также с логической функцией ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».
Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием стандартных функций СЕГОДНЯ и ГОД, а также с логической функцией ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.
Задачи учебного занятия:
Образовательная:
познакомить обучающихся с работой стандартных функций СЕГОДНЯ и ГОД, а также с логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;
закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;
Развивающая:
способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;
развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;
развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.
Воспитательная:
формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;
воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Методические приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.
Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.
План занятия:
Организационный момент (3 минуты).
Актуализация базовых знаний (12 минут).
Изложение нового материала (25 минут).
Практическая работа (1 час 30 минут).
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.
Актуализация базовых знаний.
Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.
1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)
2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)
3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)
4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)
5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН, ЕСЛИ.)
Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:
1.Электронная таблица – это …
а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.
б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.
г) все ответы верны
2.Активная ячейка в Excel - это:
а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа
3.Ввод формулы в Excel начинается:
а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.
4.Адрес ячейки в Excel состоит из:
а) имени файла;
б) заданного набора символов;
в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;
г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.
5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:
а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.
6.Мастер функций в Excel необходим для:
а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;
в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.
7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:
а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;
в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.
8.Информация в таблице представлена в виде:
а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны
9.Укажите правильный адрес ячейки:
а) А6С
б) В67
в) 83С
г) В1Г
10.Наименьшим элементом электронной таблицы является ...
а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка
11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется ...
а) множество всех заполненных ячеек таблицы;
б) множество всех пустых ячеек;
в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;
г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.
12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1
а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы
13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1
а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.
14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?
а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.
15.В электронной таблице нельзя удалить
а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.
Изложение нового материала.
Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:
Логические функции
В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности
=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)
В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).
Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.
В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».
Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).
Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:
=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)
Всего логических условий может быть до 30 штук.
Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:
ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».
Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.
Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.
Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.
Функция СЕГОДНЯ().
Функция СЕГОДНЯ() возвращает текущую дату в числовом формате. У функции СЕГОДНЯ() нет аргументов.
Функция ГОД()
Функция ГОД() возвращает год, соответствующий заданной дате.
ГОД(дата) ,
где дата – дата, год которой необходимо найти.
Практическая работа.
Создать таблицу и отформатировать её по образцу (Приложение 1).
Стаж работы вычислить, используя данные из столбца «Дата приёма на работу» и стандартные функции СЕГОДНЯ и ГОД.
Тариф вычислить в зависимости от стажа таким образом: до 5 лет – 1, от 5 лет до 10 лет – 2, более 10 лет – 3.
Построить сравнительную гистограмму по стажу работы сотрудников.
С помощью фильтра вывести сведения только о тех сотрудниках, стаж работы которых больше 10 лет.
Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)
Вычисляем стаж работы по следующей формуле:
Для второй строки:
=ГОД(СЕГОДНЯ())-ГОД(C2)
Остальные ячейки столбца «Стаж работы» заполняем автозаполнением.
Тариф вычисляем по следующей формуле:
Для второй строки:
=ЕСЛИ(D2=5;D2=10;3)))
Остальные ячейки столбца «Тариф» заполняем автозаполнением.
Строим сравнительную гистограмму по стажу работы сотрудников.
С помощью фильтра (вкладка «Данные») выводим сведения только о тех сотрудниках, стаж работы которых больше 10 лет (Приложение 3).
Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»
Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.
Приложение 1
Задание для выполнения:
| A | B | C | D | E |
1 | Фамилия, имя, отчество сотрудника фирмы | Должность | Дата приёма на работу | Стаж работы | Тариф |
2 | Антонов Андрей Александрович | директор | 12.01.04 | | |
3 | Баканов Иван Иванович | заместитель директора | 23.08.08 | | |
4 | Бутейко Артём Андреевич | экономист | 31.01.11 | | |
5 | Вишнякова Алина Викторовна | менеджер | 04.02.15 | | |
6 | Волошина Мария Александровна | инженер | 12.02.16 | | |
7 | Истомин Николай Александрович | техник | 10.04.12 | | |
8 | Козакова Ирина Константиновна | инженер | 15.03.90 | | |
9 | Кирсанов Павел Петрович | охранник | 20.08.10 | | |
10 | Леонов Дмитрий Данилович | секретарь | 15.08.94 | | |
11 | Левченко Никита Андреевич | психолог | 12.02.08 | | |
Образец выполненной практической работы:
| A | B | C | D | E |
1 | Фамилия, имя, отчество сотрудника фирмы | Должность | Дата приёма на работу | Стаж работы | Тариф |
2 | Антонов Андрей Александрович | директор | 12.01.04 | 13 | 3 |
3 | Баканов Иван Иванович | заместитель директора | 23.08.08 | 9 | 2 |
4 | Бутейко Артём Андреевич | экономист | 31.01.11 | 6 | 2 |
5 | Вишнякова Алина Викторовна | менеджер | 04.02.15 | 2 | 1 |
6 | Волошина Мария Александровна | инженер | 12.02.16 | 1 | 1 |
7 | Истомин Николай Александрович | техник | 10.04.12 | 5 | 2 |
8 | Козакова Ирина Константиновна | инженер | 15.03.90 | 27 | 3 |
9 | Кирсанов Павел Петрович | охранник | 20.08.10 | 7 | 2 |
10 | Леонов Дмитрий Данилович | секретарь | 15.08.94 | 23 | 3 |
11 | Левченко Никита Андреевич | психолог | 12.02.08 | 9 | 2 |
Приложение 2
Сравнительная гистограмма по стажу работы сотрудников
Приложение 3
Фамилия, имя, отчество сотрудника фирмы | Должность | Дата приёма на работу | Стаж работы | Тариф |
Козакова Ирина Константиновна | инженер | 15.03.90 | 27 | 3 |
Леонов Дмитрий Данилович | секретарь | 15.08.94 | 23 | 3 |
| | | | |