СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач с использованием стандартных функций СЕГОДНЯ и ГОД, а также с логической функцией ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие по данной теме поможет обучающимся научиться решать задачи с использованием стандартных функций СЕГОДНЯ и ГОД, с логической функцией ЕСЛИ, поможет строить гистограммы и фильтровать данные по указанным признакам в Microsoft Excel 2010.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач с использованием стандартных функций СЕГОДНЯ и ГОД, а также с логической функцией ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010»

11


ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»


Тема учебного занятия: «Решение задач с использованием стандартных функций СЕГОДНЯ и ГОД, а также с логической функцией ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010».


Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием стандартных функций СЕГОДНЯ и ГОД, а также с логической функцией ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010.


Задачи учебного занятия:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с работой стандартных функций СЕГОДНЯ и ГОД, а также с логической функции ЕСЛИ в Microsoft Excel 2010;

  • закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;


Развивающая:

  • способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;

  • развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;

  • развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;

  • выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.

Воспитательная:


  • формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;

  • воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.


Тип учебного занятия: комбинированный.


Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.


Методические приемы обучения: словесный, наглядный.


Формы работы: индивидуальная.


Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.


Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.


План занятия:

  1. Организационный момент (3 минуты).

  2. Актуализация базовых знаний (12 минут).

  3. Изложение нового материала (25 минут).

  4. Практическая работа (1 час 30 минут).

  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).


Ход учебного занятия:

Организационный момент.

Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.

Актуализация базовых знаний.

Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.

1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)

2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)

3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)

4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)

5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН, ЕСЛИ.)


Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:

1.Электронная таблица – это …

а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.

б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.

г) все ответы верны



2.Активная ячейка в Excel - это:

а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа



3.Ввод формулы в Excel начинается:

а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.



4.Адрес ячейки в Excel состоит из:

а) имени файла;

б) заданного набора символов;

в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;

г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.



5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:

а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.



6.Мастер функций в Excel необходим для:

а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;

в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.



7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:

а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;

в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.



8.Информация в таблице представлена в виде:

а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны



9.Укажите правильный адрес ячейки:

а) А6С

б) В67

в) 83С

г) В1Г



10.Наименьшим элементом электронной таблицы является ...

а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка


11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется ...

а) множество всех заполненных ячеек таблицы;

б) множество всех пустых ячеек;

в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;

г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.


12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1

а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы


13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1

а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.


14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?

а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.


15.В электронной таблице нельзя удалить

а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.


Изложение нового материала.

Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:

Логические функции

В категории всего шесть команд, но о некоторых из них стоит поговорить, поскольку они значительно расширяют наши возможности

  • Команда ЕСЛИ позволяет организовать разного рода разветвления. Формат её:

=ЕСЛИ(логическое_условие;когда_верно;когда_неверно)

В качестве логического условия выступают равенства и неравенства с использованием знаков (больше), = (больше или равно), (не равно).

Пример: =ЕСЛИ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…») – если число в ячейке C1 больше чем произведение D1 и B5, то в нашей ячейке будет радость, а если меньше – разочарование.

В функцию ЕСЛИ может быть вложена другая функция ЕСЛИ, а в неё ещё одна – «и так семь раз».

Пример: =ЕСЛИ(C1100; «УРА!»; ЕСЛИ(Е1=1;G1;G2)) – если ячейка C1больше ста, то в нашей ячейке будет написано «УРА!», а если меньше либо равна – то в неё скопируется содержимое ячеек G1 (при Е1, равном 1) или G2 (при Е1, не равном 1).

  • Команда И позволяет задать несколько условий, которые можно использовать в команде ЕСЛИ. Все условия в команде И должны быть выполнены, только тогда функция принимает значение Истина. Если хоть одно условие не выполнено, то значение её Ложь. Формат:

=И(логическое_условие_1;логическое_условие_2)

Всего логических условий может быть до 30 штук.


Пример совместного использования функций ЕСЛИ и И:

ЕСЛИ(И(Е11;G2= «УРА!»); «Угадал»; «Не угадал!») – если ячейка Е1 больше 1, а в G2 находится слово «УРА!», то в нашей ячейке окажется слово «Угадал» (Истина), если же какое-то из логических условий не выполнено (Ложь), получим «Не угадал».

  • Команда ИЛИ тоже позволяет задать несколько условий, но иным образом. Если хоть одно из них выполнено, то функция принимает значение Истина. И только когда все заданные условия неверны, получим «Ложь». Формат такой же, как у функции И, использовать её совместно с ЕСЛИ можно точно так же.

  • Команда НЕ инвертирует, переворачивает полученное значение: была Истина, станет Ложь, и наоборот.

Пример: ЕСЛИ(НЕ(C1D1*B5; «УРА!»; «УВЫ…»); «УРА!» появляется, когда C1 не больше D1*B5.


Функция СЕГОДНЯ().

Функция СЕГОДНЯ() возвращает текущую дату в числовом формате. У функции СЕГОДНЯ() нет аргументов.


Функция ГОД()

Функция ГОД() возвращает год, соответствующий заданной дате.

ГОД(дата) ,

где дата – дата, год которой необходимо найти.


Практическая работа.

  1. Создать таблицу и отформатировать её по образцу (Приложение 1).

  2. Стаж работы вычислить, используя данные из столбца «Дата приёма на работу» и стандартные функции СЕГОДНЯ и ГОД.

  3. Тариф вычислить в зависимости от стажа таким образом: до 5 лет – 1, от 5 лет до 10 лет – 2, более 10 лет – 3.

  4. Построить сравнительную гистограмму по стажу работы сотрудников.

  5. С помощью фильтра вывести сведения только о тех сотрудниках, стаж работы которых больше 10 лет.



  1. Запускаем редактор электронных таблиц Microsoft Excel 2010 и создаём в новой папке новую электронную книгу под своей фамилией. Для оформления таблицы выделяем диапазон ячеек, устанавливаем тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание для заголовка – полужирный, для остального данных – обычный, на вкладке границы – внешние и внутренние. Создаём таблицу по образцу (Приложение 1. Задание для выполнения)


  1. Вычисляем стаж работы по следующей формуле:

Для второй строки:

=ГОД(СЕГОДНЯ())-ГОД(C2)


Остальные ячейки столбца «Стаж работы» заполняем автозаполнением.


  1. Тариф вычисляем по следующей формуле:

Для второй строки:

=ЕСЛИ(D2=5;D2=10;3)))


Остальные ячейки столбца «Тариф» заполняем автозаполнением.



  1. Строим сравнительную гистограмму по стажу работы сотрудников.

  2. С помощью фильтра (вкладка «Данные») выводим сведения только о тех сотрудниках, стаж работы которых больше 10 лет (Приложение 3).



Сохраним созданную электронную книгу в новой папке.


Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»

Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.

Приложение 1

Задание для выполнения:



A

B

C

D

E

1

Фамилия, имя, отчество
сотрудника фирмы

Должность

Дата приёма
на работу

Стаж работы

Тариф

2

Антонов Андрей Александрович

директор

12.01.04



3

Баканов Иван Иванович

заместитель
директора

23.08.08



4

Бутейко Артём Андреевич

экономист

31.01.11



5

Вишнякова Алина Викторовна

менеджер

04.02.15



6

Волошина Мария Александровна

инженер

12.02.16



7

Истомин Николай Александрович

техник

10.04.12



8

Козакова Ирина Константиновна

инженер

15.03.90



9

Кирсанов Павел Петрович

охранник

20.08.10



10

Леонов Дмитрий Данилович

секретарь

15.08.94



11

Левченко Никита Андреевич

психолог

12.02.08





Образец выполненной практической работы:



A

B

C

D

E

1

Фамилия, имя, отчество
сотрудника фирмы

Должность

Дата приёма
на работу

Стаж работы

Тариф

2

Антонов Андрей Александрович

директор

12.01.04

13

3

3

Баканов Иван Иванович

заместитель
директора

23.08.08

9

2

4

Бутейко Артём Андреевич

экономист

31.01.11

6

2

5

Вишнякова Алина Викторовна

менеджер

04.02.15

2

1

6

Волошина Мария Александровна

инженер

12.02.16

1

1

7

Истомин Николай Александрович

техник

10.04.12

5

2

8

Козакова Ирина Константиновна

инженер

15.03.90

27

3

9

Кирсанов Павел Петрович

охранник

20.08.10

7

2

10

Леонов Дмитрий Данилович

секретарь

15.08.94

23

3

11

Левченко Никита Андреевич

психолог

12.02.08

9

2









Приложение 2


Сравнительная гистограмма по стажу работы сотрудников










Приложение 3


Фамилия, имя, отчество
сотрудника фирмы

Должность

Дата приёма
на работу

Стаж работы

Тариф

Козакова Ирина Константиновна

инженер

15.03.90

27

3

Леонов Дмитрий Данилович

секретарь

15.08.94

23

3








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!