Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №2» г. Алушта
Открытый урок
7 класс
алгебра
Учитель математики
Балинченко Л. И.
2016 год
Тема: Решение задач с помощью уравнений
«Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»
Цель урока: формирование представления о текстовых задачах и их решении с помощью уравнений;
развитие внимания, логического мышления, самостоятельности и творческого подхода к решению уравнений;
привитие интереса к предмету, формирование умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи, создание ситуации успеха.
Задачи урока: научить составлять план решения задач;
обучать навыкам поискового чтения из текста с извлечением информации для составления уравнения;
проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся.
Оборудование, ТСО: Учебник Алгебра 7 класс под редакцией С. А. Теляковского,
мультимедийный проектор, ноутбук,
Ход урока
I.Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих.
II
Мотивация учебной деятельности
1) Устные упражнения (использовать мультимедийную доску):
а) 3(х-5); -4(6-х); (х-7)- (8-2х).
б) 5х=-60; 7х=9; -9х=-3; х=12.
в) Таня задумала число, прибавила к нему 3, умножила на 6, получила в результате 30. Какое число задумала Таня?
г) Алгоритм решения уравнений?
Из истории уравнений.
Уже около 4000 лет назад вавилоняне и египтяне решали разные задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью уравнений. Уравнение первой и второй степеней умели решать в древности также китайские и индийские ученые.
Задачи, решаемые с помощью уравнений, встречаются во многих текстах глубокой древности. В Московском папирусе, представляющем свиток, изготовленный из растений, на котором сделаны записи около 1850 г. до н.э., и в папирусе Ахмеса, например, содержащие задачи, в которых неизвестное имеет особый символ и название: “хау” или ”аха. Оно означает “количество”, ”куча”. Так называемое ”исчисление кучи”, или “вычисление хау”, приблизительно соответствует нашему решению задач с помощью уравнений.
III
Актуализация знаний
Задача 1. Пифагор Самосский (около 580-501 г. до н.э.)
Поликрит из баллады Шиллера тиран с острова Самос) однажды спросил на пиру Пифагора, сколько у того учеников. “Охотно скажу тебе, о Поликрит, – Отвечал Пифагор. – Половина моих учеников изучает прекрасную математику. Четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча укрепляет силу духа, храня в сердце учение. Добавь еще к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины. ” Сколько учеников было Пифагора?
Ответ: 28 учеников.
Задача 2.Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» А вожак ему и отвечает: «Нет, нас не сто гусей! Вот если было нас столько, ещё столько, да ещё полстолько, да ещё четверть столько, да ты гусь, то было бы сто гусей. Вот и рассчитай-ка, сколько нас».
(х + х +х+х +1=100)
IV
Первичное усвоение нового материала
Задача 3.В одной кассе кинотеатра продали на 36 билетов больше, чем в другой. Сколько билетов продано в каждой кассе, если всего было продано 392 билета?
Черновик
I II
( х+36) + х = 392
Задача 4. Отцу 50 лет, а сыну 20. Сколько лет тому назад отец был в 3 раза старше сына?
IV
Первичная проверка понимания
Итак, чтобы решить задачу с помощью уравнения, необходимо:
(учащиеся, работая в группах, составляют алгоритм решения задач с помощью уравнений)
1) Обозначить некоторое неизвестное число буквой;
2) Используя условие задачи, составить уравнение;
3) Решить это уравнение;
4) Истолковать полученный результат в соответствии с условием задачи;
5) Записать ответ.
V
Первичное закрепление (обучающая самостоятельная работа)
Работа в парах
Нечётные номера пар решают № 152(стр.34 учебника)
Чётные номера пар решают № 153 (стр.34 учебника)
VI
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Учащиеся с помощью мультимедийной доски проверяют решение задач, обменявшись тетрадями, выставляют оценки
Решение Пусть на первую полку расположим х книг, тогда на вторую расположим (х+8) книг, а на третью – (х-5) книг. На трёх полках должны расположить 158 книг. По условию задачи составим и решим уравнение: х+х+8+х-5=158 3х=155 х=51 Так как 51 N, то 158 книг на трёх полках расположить нельзя. Ответ: нельзя | Решение Пусть в первом ящике расположим х банок консервов, тогда в третьем ящике будет (х+9) банок консервов, а во втором – (х+9-5) банок. В трёх ящиках должны расположить 59 банок консервов. По условию задачи составим и решим уравнение: х+х+5+х+9=59 3х=45 х=15 Итак, в первом ящике расположим 15 банок консервов, во втором –20 банок, а в третьем ящике 24 банки консервов. Ответ: 15 банок, 20 банок, 24 банки. |
VII
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
п.8 (стр.32-33), Разобрать решение задач 1и2 п.8, решить №151
VIII
Подведение итогов занятия
(учащиеся проговаривают алгоритм решения уравнений, отвечают на вопросы анкеты, поднимая смайлики)
Задачу прочти,
Немного помолчи,
Про себя повтори,
Ещё раз прочти…
| Я решу задачу |
| Я получил конкретную помощь |
| Мне было трудно |
| Моя оценка психологической атмосферы урока |
| Для меня было недостаточно понятно |
4