СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Цели: сформировать понятие структурирование информации, осмыслить этапы структурирования при создании математической модели табличного вида; продемонстрировать умения структурировать информацию, используя математические модели табличного вида, строить графики функциональных зависимостей; усовершенствовать навыки работы с формулами и построения графиков функций в Excel.
Задание 1. Построение графиков степенных функций
1. Постановка задачи
В электронных таблицах построить графики степенной функции у=х3 и квадратичной функции у=2х2 на отрезке [-4;4].
2. Схема размещения данных в таблице:

3. Разработка модели
В ячейки A1:С4 внести исходные данные
В ячейки диапазона А5:А13 ввести последовательность значений независимой переменной х
В ячейку В5 внести формулу =А5^3
Скопировать формулу на диапазон В6:В13
В ячейку С5 ввести расчетную формулу и скопировать её на диапазон С6:С13
Оформить таблицу границами. Выполнить шрифтовое оформление.
Сохранить работу в файле Задание1 в свою папку.
Дальше по данным в ячейках таблицы построить графики функций:
Выделить диапазон ячеек A4:С13
Вставка\Диаграмма\Точечная\ Точечная с гладкими кривыми
Поместить графики на отдельный лист (Конструктор\Переместить диаграмму\на отдельном листе\ОК)
Добавить название Графики степенных функций
Сохранить изменения в файле (Файл\Сохранить).
В результате получим следующие графики
Задание 2. Построение рисунка «ЗОНТИК» с помощью графиков степенных функций.
1. Постановка задачи
С помощью электронных таблиц построить графики функций, которые участвуют в изображении зонтика:
у1= -1/18х2 + 12, х[-12;12]
y2= -1/8х2 +6, х[-4;4]
y3= -1/8(x+8)2 + 6, х[-12; -4]
y4= -1/8(x-8)2 + 6, х[4; 12]
y5= 2(x+3)2 – 9, х[-4;0]
y6=1,5(x+3)2 – 10, х[-4;0]
Схема размещения данных в таблице:

3. Разработка модели
Запустить MS EXCEL
Ввести информацию в 1, 2 и 4 строки.
Заполнить диапазон ячеек А5:А29 числами от -12 до 12 с шагом 1.
Вычислить значения каждой функции на заданном отрезке.
В ячейку В5 вводим формулу =-1/18*А5^2+12
Скопировать формулу на диапазон В5:В29
Аналогично ввести формулы для функций y2, y3, y4, y5 и y6 и скопировать их на заданный диапазон.
Оформить таблицу границами. Выполнить шрифтовое оформление. Включить режим отображения формул (Формула\Показать)
Сохранить таблицу в файле Задание 2 в свою папку.
Построить графики по значениям расчетных функций на отдельном листе. Оформите диаграмму в соответствии с образцом:

Задание 3. Построение графиков тригонометрических функций
1. Постановка задачи
П
остроить графики следующих тригономерических функций:
у = cos x; z = sin x; f = tg x; g =ctg x, где х [–100;120] с шагом 11
2. Схема размещения данных в таблице показана на рисунке
3. Разработка модели
Шаг 1. В первой и второй строках ввести заголовок таблицы. Ввести данные в ячейки 4-й строки.
Шаг 2. Рассчитать значение переменной х в первом столбце.
Шаг 3. Во втором столбце рассчитать значения функции у = cos x.
Шаг 4. В третьем столбце рассчитать значения функции z = sin x.
Шаг 5. В четвертом столбце рассчитать значения функции f = tg x.
Шаг 6. В пятом столбце рассчитать значения функции d = ctg x.
Шаг 7. Нарисовать границы таблицы и отформатировать по образцу.
Шаг 8. На отдельном листе построить графики тригонометрических функций.
Шаг 9. Сохранить таблицу с именем Задание 3 в свою папку.

Критерии оценки
Правильный расчет по формулам
Оформление элементов таблицы (шрифты, границы, числовые данные)
Построение графиков и оформление элементов диаграммы
Степень самостоятельности в работе
Вспомните цели занятия и ответьте на вопросы:
Что такое структурирование информации?
Назовите этапы разработки табличной математической модели.
Какой тип диаграмм используется для построения графиков функциональных зависимостей?
Достигнуты ли вами цели занятия?
Какие умения вы сформировали в процессе выполнения заданий?
Какие навыки были усовершенствованы?
Какие трудности вы испывали? В чем причины трудностей?
Над чем нужно еще поработать?
Оцените свою работу на занятии в соответствии с критериями оценки. Для этого откройте из своей папки информационно-оценочный лист, заполните его и сохраните изменения.
Какую отметку в баллах вы получили и почему?
Как можно было проявить творчество?
Оцените психологический климат на занятии.