Просмотр содержимого документа
«Решение задач в электронных таблицах Microsoft Excel»
Цифровые образовательные ресурсы в профессиональной деятельности
Презентации
Решение задач в электронных
таблицах Microsoft Excel
Автор: Пивнева Н. Ю.
учитель информатики и ИКТ
МКОУ Дроздовская СОШ
Воронежской области, Ольховатского района
Цели работы:
В последнее время интерес к решению задач с использованием электронных таблиц стремительно растет не только у преподавателей информатики, но и у учителей других дисциплин: математика, физика, биология, география. Тем не менее основная нагрузка в изучении электронных таблиц приходится на уроки информатики.
Я показала в данной работе, как с помощью электронных таблиц эффективно решаются задачи из разных сфер жизни:
- Решение задачи моделирования жизненной ситуации
- Решение статистической задачи
- Решение задачи по результатам исследований
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной жизни людям приходится делать постоянные расчеты, поскольку постоянно возрастает объем информации и практически каждый день нам приходится выполнять финансовые, научные, личные расчеты разной степени сложности.
Огромные возможности для этого несет в себе среда электронной таблицы. Это объясняется тем, что она:
- Одна из самых распространенных программ общего назначения и владение технологий работы в ней является одним из показателей информационной культуры человека.
- Позволяет обрабатывать большие массивы числовых данных, например статистические данные, результаты экспериментов и многое другое.
- Позволяет достаточно просто решить большое разнообразие задач (Самое главное-это связать параметры, описывающие объект, явление или процесс, некоторыми математическими соотношениями).
- Позволяет получить результаты моделирования практически мгновенно, с использованием простых технологий
Достоинства электронных таблиц
Поставленные задачи обычно
решают с помощью языков
программирования или
другими средствами, хотя эти
задачи можно легко и
эффективно
решать средствами Excel.
Этапы решения задач(эл. табл.)
- Постановка задачи(выяснение условий, оформление решения разделов «дано» и «найти», заполнение таблицы данными, которые содержит в себе задача).
- Составление математической модели.
- Составление алгоритма решения.
- Оформление решения формул в виде текста в разделе «математическая модель».
- Создание сетки вычислений в разделе «решение».
- Анализ полученных результатов.
Пяточок-сексот ЛНИ...
- Донос Пяточка в лесную налоговую инспекцию:
"Хорошо живет на свете Винни Пух..»
- Какой подоходный налог должен заплатить Пух лесному государству, если его ежегодный доход с продажи "липового" меда, сделанного из сахара, крахмала, химических красителей и ароматизаторов, составляет 2400 баксов?
- Государственный лесной налог в этом финансовом году, по Лесному налоговому кодексу, составляет 20% от выручки в рублях.
- Винни Пух не растерялся и сказал рассудительному Кролику: - Ты будешь у нас адвокатом, реши задачу с помощью электронных таблиц Excel , используя текущий курс рубля относительно доллара.
- - И не забудь посчитать еще 5% от суммы налога за то, что Пух скрывался от ЛНИ два месяца - не унимался Пятачок.
- Так сколько денег всего задолжал Винни Пух налоговой инспекции в этом году? Сколько Винни Пух задолжал за прошлый год, если Государственный лесной налог в прошлом финансовом году, по Лесному налоговому кодексу, составлял 35% от выручки в рублях.
Дано:
Доход Пятачка$
Найти:
2400
Подоходный Налог по НЛК %
20
Штраф %
Сумма долга Пятачка руб.
5
Курс $
30
Постановка задачи
Алгоритм решения
- Перевести доход Пяточка из $ в рубли
- Вычислить подоходный налог по НЛК в рублях.
- Вычислить штраф за 2 месяца в рублях.
Дано:
Доход Пятачка$
2400
Подоходный Налог по НЛК %
Найти:
20
Сумма долга Пятачка руб.
Штраф %
Курс $
5
30
Решение:
Подоходный налог руб.
Штраф руб.
Ответ:
Ввод формул
15120
B7+B8
Решение задачи
14400
15120
=B2*B5/100*B3
720
B7/100*B4
Статистика
- Подсчитайте суммарное количество осадков за каждый год (СУММ).
- Найдите минимальное количество осадков за каждый год.
- Найдите максимальное количество осадков за каждый год.
- Постройте диаграмму.
Количество осадков
606
454,7
657,7
=СУММ(B3:B14)
8,7
14,5
9,4
=МИН(B3:B14)
145,2
129,1
152,6
=МАКС(B3:B14)
Задача для
самостоятельного
выполнения
Биоритмы человека
Существует легенда о том, что в древнем Китае монахи день за днем вели наблюдения за человеком. В результате они пришли к выводу, что период для физической активности составляет 23 дня, эмоциональной - 28 дней и интеллектуальной - 33 дня.
Функции состояния человека в момент его рождения равны нулю, затем начинают возрастать, каждая за свой период принимает одно положительное максимальное и одно отрицательное минимальное значение.
Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная х соответствует возрасту человека в днях:
Алгоритм решения задачи
- В среде MS Excel создать таблицу
Биоритмы человека
Периоды активности
физическая
эмоциональная
23
28
интеллектуальная
Дата рождения
33
Порядковый день
ввести дату отсчета заполнить вниз с шагом 1 день
Физичес-кая
Эмоциона-
Интеллек-
льная
туальная
- Ввести в таблицу свою дату рождения
- Заполнить столбец Порядковый день
Дата заполняется по формату 00.00.00. Признаком правильного набора даты является
правое выравнивание в ячейке.
- Ввести расчетные формулы. При записи формул использовать стандартные функции
- SIN(...) и ПИ(...). Значение х вычисляется как разность между датой рождения
- (абсолютная ссылка) и датой порядкового дня.
- Скопировать расчетные формулы в тридцать строк
- Выделить столбцы с биоритмами
- Построить диаграмму: Вставка - График.
Решение занимательных задач при изучении MS Excel на уроках информатики развивает у детей интерес к самостоятельной работе в этой программе и на других уроках (математика, физика, химия и др.)