СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕЦЕНЗИЯ на программу по шахматам педагога дополнительного образования Центра «Творчество» РУХЛИНА А. В.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ныне темпы прогресса шахматного спорта в РСО-Алания несколько запаздывают по сравнению с традиционно развитыми видами.  Тем уместнее стремление шахматных тренеров найти новые пути как в методике преподавания шахмат, так и в популяризации в детской среде.

Просмотр содержимого документа
«РЕЦЕНЗИЯ на программу по шахматам педагога дополнительного образования Центра «Творчество» РУХЛИНА А. В.»

РЕЦЕНЗИЯ

на программу по шахматам

педагога дополнительного образования Центра «Творчество»

РУХЛИНА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА


Ныне темпы прогресса шахматного спорта в РСО-Алания несколько запаздывают по сравнению с традиционно развитыми видами. Тем уместнее стремление шахматных тренеров найти новые пути как в методике преподавания шахмат, так и в популяризации в детской среде.

Во всяком случае, вчитываясь в программу А.В. Рухлина, можно с той или иной степенью достоверности утверждать, что автор руководствовался именно этими двумя мотивами.

В программе представлена, на мой взгляд, удачная попытка сопря­жения преподавания специальной техники шахмат с воспитанием гармонически развитого человека. Это сопряжение сообщает программе известную надежность. Если преподаватель шахмат вообще, по различным причинам (разные способности детей, неравноценное материальное и социальное положение их родителей, состояние здоровья и т.п.) не может гарантировать успех всем членам группы - он в состоянии содействовать всестороннему развитию личности ребенка.

Специальная часть программы по своей композиции ориентирована, прежде всего, на воспитательные моменты. В этом смысле обращает на себя внимание стремление преподавателя уже на ранних стадиях обуче­ния привить детям навык стратегического планирования. Это достаточ­ный шаг: традиционные методики рекомендует заниматься планированием лишь после полного овладения приемами позиционной игры.

Однако, в целях построения верного стереотипа поведения ребенка во внешахматных ситуациях - идея эта представляется вполне оправданно. Здесь интересен также акцент преподавателя на «живую» игру. Ведь именно игра оставляет ребенка "наедине с судьбой", вырабатывает методы оптимального, "взрослого" поведения.

Заслуживает признания внимательное отношение автора к шахматам, шахматной тактике. На ранних стадиях формирования "шахматного интеллекта" тактика представляется единственно возможным поводом приобще­ния ребенка к творчеству, выявления способностей ребенка к шахма­там. Весомая доля учебного времени, отведенная на развитие тактических навыков, позволяет преподавателю поддерживать постоянный интерес к игре у ребенка.

Наконец, третий «удачный кит» программы – понимание игры. Достаточно много учебного времени выделено для изуче­ния элементов шахматной партии. Именно эта часть способствует повышению интеллектуальных способностей у детей.

Наряду с этими несомненными достоинствами программы, следует все же отметить некоторую «второплановость» техники разыгрывания эндшпиля. Впрочем, увеличение объема преподавания эндшпиля несколько противоречит духу программы в целом, и, возможно, не соответствует установкам шахматного творчества автора.

В целом в программе представлена интересная попытка найти свой путь к шахматной педагогике. Думается, попытка эта вполне обоснована, что, кстати, неоднократно подтверждали результаты учеников Рухлина А.В., показанные на различных республиканских соревнованиях.




Тренер-преподаватель РДДТ _____________________ Чернушкин С.И.