«Согласовано» Руководитель кафедры / / | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МАОУ Багдаринская СОШ / / | «Утверждаю» Директор МАОУ Багдаринская СОШ / / |
ФИО Протокол №____ от «___» _____2016г. | ФИО « »______________2016_г. | ФИО Приказ №____от « »2016 г. М.п. |
Дополнительная общеобразовательная программа
Художественная резьба
Сапожникова Андрея Александровича
Ф.И.О.
Направленность: художественная
Возраст учащихся:13-14 лет
Срок реализации:1 год (35 часов)
Багдарин 2016-2017г.
ПАСПОРТ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная резьба»
№ | Элементы ОП УДОД | |
Титульный лист |
1 | Образовател.учреждение | МАОУ Багдаринская СОШ |
2 | «Согласовано»: должность, ФИО, протокол №, дата | Заместитель директора по НМР МАОУ Багдаринская СОШ, Т.В. Постнова, протокол № 1, 30.08.2016 г. |
3 | «Утверждаю»: ОУ , ФИО дир., Пр. №, дата | Директор МАОУ Багдаринская СОШ, Л.В. Пестерева, протокол № 1 от 30.08.2016 г. |
4 | ДОП, Название | «Художественная резьба» |
5 | Направленность ДОП | Художественная |
6 | Охват по возрасту детей: | 13 – 14 лет |
7 | Срок реализации: | 1 год (35 часов) |
8 | Автор- разработчик, ФИО , должность | А.А. Сапожников, учитель технологии и физики |
9 | Территория, год | Баунтовский район, с. Багдарин |
I. Основные характеристики программы |
I-1. Пояснительная записка |
1.1 | Название ДОП | «Художественная резьба» |
| Тип программы | Модифицированная. Составлена на основе программы «Резьба по дереву» Бобрович В. И. |
| Направленность | Художественная |
1.2 | Актуальность | Актуальность обусловлена тем, что современные дети ориентированы на общение в виртуальном пространстве, зациклены на компьютерных играх, находятся постоянно под влиянием различных рекламных акций, которые всё больше заманивают своими обновлёнными программами, гаджетами и виджетами. Учащиеся находятся в своём виртуальном мире и зачастую не замечают, что вокруг них столько прекрасных настоящих вещей, которые можно сделать своими руками. На занятиях кружка «Художественная резьба» ребята изготавливают различные изделия, которые, в отличие от виртуальных вещей, можно реально потрогать, руками ощутить гладкую поверхность изделия, вырезать самостоятельно желаемый узор на разделочной доске или шкатулке. И поэтому ребята проявляют большой интерес к занятиям по резьбе. Ребята знакомятся с профессией столяра, плотника, резчика, может в будущем кто-то из них выберет эту профессию, а для кого-то навыки работы с древесиной пригодятся в будущем. Изделия, выполненные своими руками, приносят чувство радости, гордости за свой труд. Изготовление многих поделок приурочено к празднику или знаменательной дате, поэтому ребята с удовольствием дарят их на праздники своим родным и близким людям. |
1.3 | Отличительные особенности ДОП | Отличительная особенность программы заключается в том, что ее содержание нацелено на освоение работы не только с шаблонными заготовками из досок, но и сочетанием конструкции изделия совместно с плетёнными элементами из ивового прута. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений смогут создать своё индивидуальное изделие. Занятия проходят, не только в кабинете учебной мастерской, но сочетаются с выходом в лес на экскурсии, заготовку ивового прута, где происходит знакомство с растительным миром нашего района. Посещение музея, способствует приобщению учащихся к культуре эвенкийского народа. Ребята выполняют художественную резьбу, отражающую жизнь и быт эвенков: это природа местного края, оленеводство – резьба оленей, животный мир нашего района – волки, медведи, птиц и рыб. |
1.4 | Педагогическая целесообразность: | Обусловлена необходимостью раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать ученикам», а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления, которые способствуют самоутверждению, самовыражению и самореализации детей. Реализация образовательной программы строится с учетом следующих принципов обучения: Принцип актуальности призван обеспечить обучающихся наиболее важной информацией. Он отражает насущные проблемы, связанные с эстетическим развитием детей, культурными, социальными нормами и ценностями. Принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объём информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному. Принцип положительного ориентирования уделяется внимание позитивным, с точки зрения искусства, стилям жизни, их благотворному влиянию на развитие. Реализация принципа, т. е. показ положительных примеров более эффективен, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении искусства и поведения. Принцип активного обучения способствует устойчивому закреплению знаний и навыков. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования, творчества. Принцип иллюстративности предполагает сочетание изложения художественной информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствуют доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие. Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов, а так же их логическую преемственность. Принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к творчеству, в виде целостной системы. Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах художественно-прикладного искусства. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения искусства и стилей жизни. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических знаний, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка. |
1.5 | Цель программы | - сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты. - сформировать устойчивую систематическую потребность к саморазвитию в процессе общения со сверстниками в тяге к искусству, истории, культуре. |
1.6 | Задачи: обучение, воспитание, развитие детей | Обучающие Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности; Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта; Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины; Научить работать различными инструментами, приспособлениями; Воспитывающие: Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края; Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества; Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие; Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности; Развивающие: Развивать художественно – творческие способности учащихся; Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить моторику руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром; Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. |
1.7 | Возраст обучающихся, согласно дифференциации. | Программа рассчитана для обучения учащихся в возрасте 13-14 лет. |
1.9 | Формы занятий | Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Одним из центральных новообразований в личности ребёнка этого возраста является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым – это быть самостоятельным. Учащиеся этого возраста стремятся выполнить своё изделие самостоятельно лучше, красивее своих сверстников. В этом возрасте очень сильно проявляется изобретательность школьника. Формируется личностно-творческое начало их учебного труда. Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, деликатного, искреннего отношения к личности ребёнка. На занятиях применяется как групповая форма работы, так и индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка. |
I-2. Объём программы |
2.1 | Объём программы (кол-во час. на весь период обучения) | Объем программы рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) |
2.2 | Срок реализации ДОП (кол. недель, мес., лет) | 1 год. 2016 – 2017 уч. год |
2.3 | Режим занятий (ск.раз в нед., всего по годам обучения) | 1 раз в неделю в течение года. |
I-3. Планируемые результаты |
3.1 | Планируемые результаты (ЗУН, качества личности; личностные и метапредметные результаты): | В результате прохождения данной программы дети должны знать: принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; физико-механические, технологические свойства материалов; способы разметки по шаблону и чертежу; назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика ); разные виды резьбы и их особенности; способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ. должны уметь: рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности; уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку; использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия; выполнять простейшие столярные операции; самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их; экономно расходовать материалы и электроэнергию; выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву; затачивать и править необходимый инструмент для резьбы; выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы; бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами; |
3.2 | Способы и формы проверки результатов (система оценочных средств по обучению, воспитанию, развитию; результативность диагностики, мониторинг эффективности ДОП) | Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Выставки детского творчества Участие детей в районных, республиканских, всероссийских выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня. Мной разработана система оценки работ учащихся. Она заключается в формировании своеобразного рейтинга работ. По окончании каждой темы проводятся итоговое занятие в форме аукциона. В нем принимают участие школьники изготовившие изделия и привлекаются эксперты- учащиеся старших классов. В школе оформляется выставка работ учащихся. Работы оценивают учащиеся школы. Введена условная единица оценивания 1 Ок. Наиболее понравившаяся работа набирает определённое количество оков (1 ок – 1 бал). Ученик, чья работа набирает большее количество балов становится победителем. Критерии оценки: красота, сложность выполненной работы, соответствие тематике. |
II. Содержание программы |
2.1.Учебно – тематический план |
| Перечень разделов, тем, всего час, практические теоретические занятия, форма контроля по годам обучения (см. УТП на 36 недель) | Тема 1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. – 1 час. Тема 2. Виды резьбы - 1 час. Тема 3. Материал - 1 час. Тема 4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву – 1 час. Тема 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе – 3 часа. Тема 6. Рельефная и скульптурная резьба по дереву – 3 часа. Тема 7. Контурная резьба - 3 часа. Тема 8. Изготовление разделочной доски (панно) – 3часа. Тема 9. Выбор и нанесение рисунка – 1 час. Тема 10. Выполнение резьбы – 1 час. Тема 11. Покрытие лаком – 1 час. Тема 12. Итоговая аттестация - 1 час. |
2.2. Содержание тем по годам |
2.2.1 | Основные понятия курса | Технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы. |
2.2.2 | Краткое описание теоретических и практических аспектов по разделам УТП | Тема 1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. Тема 2. Виды резьбы Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы. Тема 3. Материал Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения. Тема 4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву Тема 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения: - виды ручного инструмента; - требования к нему; - технология изготовления; - подготовка к работе. Тема 6. Рельефная и скульптурная резьба по дереву. Теория: технология выполнения резьбы по дереву. Технико-технологические сведения: - история возникновения и развития; - особенности; - элементы рельефной резьбы; - сочетание различных элементов; - способы вычерчивания орнамента; - материалы, инструменты; - способы выполнения резьбы. Тема 7. Контурная резьба Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения: - своеобразие резьбы; - особенности композиции орнаментов; - подготовка изделия к резьбе. Тема 8. Изготовление разделочной доски (панно). Подбор материала. Выбор заготовки. Разметка заготовки по шаблону или своей формы. Инструменты: ножовка, электролобзик, напильник, шлифовальная бумага. Подготовка поверхности для выполнения резьбы. Инструктаж по ТБ Тема 9. Выбор и нанесение рисунка. Поиск рисунка в сети Интернет. Подбор композиции из книги. Выбор рисунка из предложенных вариантов. Копирование рисунка на поверхность. Практическая работа: нанесение рисунка на поверхность. - рисунок; - копировальная бумага; - карандаш, линейка, лекало, шаблон. Тема 10. Выполнение резьбы. Практическая работа Технико-технологические сведения: - подбор материала; - составление резной композиции; - способы выполнения резьбы; - безопасность труда при резьбе. Тема 11. Покрытие лаком. Виды лаков. Подбор цветовой гаммы. Соблюдение правил безопасности при лакировании. Практическая работа отделка изделия; - безопасность труда при лакировании. Тема 12. Итоговая аттестация . Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества. |
2.2.3 | Формы контроля по разделам и уровням: стартовый, базовый, продвинутый | Стартовый – анкетирование, тесты. Базовый – практическое выполнение изделий по шаблону. Продвинутый – участие в выставках разного уровня, формирование своеобразного рейтинга работ. По окончании каждой темы проводятся итоговое занятие в форме аукциона. В нем принимают участие школьники изготовившие изделия и привлекаются эксперты- учащиеся старших классов. В школе оформляется выставка работ учащихся. Работы оценивают учащиеся школы. Введена условная единица оценивания 1 Ок. Наиболее понравившаяся работа набирает определённое количество оков (1 ок – 1 бал). Ученик, чья работа набирает большее количество балов становится победителем. |
2.3. Календарно-учебный график |
2.3.1 | Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий, количество часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году обучения (приложение) |
III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации |
3.1. | Методическое обеспечение ДОП (методики, технологии) | В работе используются проектные технологии, технологии творческих мастерских. Системно - деятельностный и личностный подходы. Формы организации занятий – экскурсии в лес в музей, аукционы и виртуальные путешествия. |
3.2 | Метод. виды продукции | Разработки занятий, мастер – классов. Педкопилка дидактических материалов. |
3.3. | Условия реализации ДОП (ресурсы для проведения занятий) | Материально – технические условия. Программа разработана с учетом возможностей материально-технической базы школьной учебной мастерской. Оснащение кабинета учебной мастерской позволяет полностью удовлетворить требования учебной программы кружка. В кабинете используются: 1. Пильно-фуговальный станок (для распиловки пиломатериала на заготовки требуемого размера и строгания поверхности больших размеров) 2. Сверлильный станок для сверления отверстий и пазов, предусмотренных в конструкции заготовок. 3. Станок лобзиковый. 4. Ручной электрический инструмент: - электродрель; - электролобзик. 5. ручной инструмент: - пилы; - рубанки; - напильники; - резцы для выполнения резьбы; - выжигатели; - комплект плакатов с инструкциями по безопасности труда при выполнении технологических операций; - спецодежда для выполнения практических заданий; - верстаки для выполнения столярных и слесарных работ. 6. Компьютер, экран, мультимедиапроектор. 2.2. Кадровые. Учебные занятия проводятся учителем технологии. Образование: Бурятский государственный университет, специальность: «учитель технологии и предпринимательства» 2001г. Стаж работы 12 лет. |
3.4. | Используемая литература | Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год Электронная версия. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год «Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год Электронные презентации: - «Резьба по дереву» Бобрович В. И. - «Создание оберегов из природных материалов» - «Художественная обработка древесины» Завьялов С. Э - «Древесина как природный материал» Воронцов В. В. - «Породы древесины» Бобрович В. И. |
3.5. | Литература для учащихся | Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 1 Л. А. Логачёва, И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2004год. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год «Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год Сеть Интернет. Посещаемые сайты: - www.nsportal.ru/shkola/ - https://infourok.ru - www.uchportal/ru |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Художественная резьба» представляет собой углублённый материал раздела образовательной программы для 7-8 класса «Художественная обработка древесины».
Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров.
В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами.
1.1. Цели программы:
- сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
- сформировать устойчивую систематическую потребность к саморазвитию в процессе общения со сверстниками в тяге к искусству, истории, культуре.
Задачи программы:
Обучающие
Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить моторику руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности
1.2.Направленность программы:
Общеобразовательная дополнительная программа «Художественная резьба» - художественного направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
1.3. Актуальность – обусловлена тем, что современные дети ориентированы на общение в виртуальном пространстве, зациклены на компьютерных играх, находятся постоянно под влиянием различных рекламных акций, которые всё больше заманивают своими обновлёнными программами, гаджетами и виджетами. Учащиеся находятся в своём виртуальном мире и зачастую не замечают, что вокруг них столько прекрасных настоящих вещей, которые можно сделать своими руками. На занятиях кружка «Художественная резьба» ребята изготавливают различные изделия, которые, в отличие от виртуальных вещей, можно реально потрогать, руками ощутить гладкую поверхность изделия, вырезать самостоятельно желаемый узор на разделочной доске или шкатулке. И поэтому ребята проявляют большой интерес к занятиям по резьбе. Ребята знакомятся с профессией столяра, плотника, резчика, может в будущем кто-то из них выберет эту профессию, а для кого-то навыки работы с древесиной пригодятся в будущем.
Изделия, выполненные своими руками, приносят чувство радости, гордости за свой труд. Изготовление многих поделок приурочено к празднику или знаменательной дате, поэтому ребята с удовольствием дарят их на праздники своим родным и близким людям.
1.4. Отличительная особенность программы заключается в том, что ее содержание нацелено на освоение работы не только с шаблонными заготовками из досок, но и сочетанием конструкции изделия совместно с плетёнными элементами из ивого прута. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений смогут создать своё индивидуальное изделие.
Занятия проходят, не только в кабинете учебной мастерской, но сочетаются с выходом в лес на экскурсии, заготовку ивого прута, где происходит знакомство с растительным миром нашего района.
Посещение музея, способствует приобщению учащихся к культуре эвенкийского народа. Ребята выполняют художественную резьбу, отражающую жизнь и быт эвенков: это природа местного края, оленеводство – резьба оленей, животный мир нашего района – волки, медведи, птиц и рыб.
1.5. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать ученикам», а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления, которые способствуют самоутверждению, самовыражению и самореализации детей. Реализация образовательной программы строится с учетом следующих принципов обучения:
Принцип актуальности призван обеспечить обучающихся наиболее важной информацией. Он отражает насущные проблемы, связанные с эстетическим развитием детей, культурными, социальными нормами и ценностями.
Принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объём информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Принцип положительного ориентирования уделяется внимание позитивным, с точки зрения искусства, стилям жизни, их благотворному влиянию на развитие. Реализация принципа, т. е. показ положительных примеров более эффективен, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении искусства и поведения.
Принцип активного обучения способствует устойчивому закреплению знаний и навыков. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования, творчества.
Принцип иллюстративности предполагает сочетание изложения художественной информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствуют доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.
Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов, а так же их логическую преемственность.
Принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к творчеству, в виде целостной системы.
Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах художественно-прикладного искусства. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения искусства и стилей жизни.
Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических знаний, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
1.6. Программа рассчитана для обучения учащихся в возрасте 13-14 лет.
Одним из центральных новообразований в личности ребёнка этого возраста является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым – это быть самостоятельным. Учащиеся этого возраста стремятся выполнить своё изделие самостоятельно лучше, красивее своих сверстников. В этом возрасте очень сильно проявляется изобретательность школьника. Формируется личностно-творческое начало их учебного труда.
1.7. Формы занятий. Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, деликатного, искреннего отношения к личности ребёнка. На занятиях применяется как групповая форма работы, так и индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
В работе используются проектные технологии, технологии творческих мастерских. Формы организации занятий – экскурсии в лес в музей, аукционы и виртуальные путешествия.
1.8. Объём программы. Запланированное количество учебных часов, необходимое для освоения программы – 35 часов. Программа рассчитана на один год.
2. Методическое обеспечение и условия реализации программы.
2.1. Материально – технические условия. Программа разработана с учетом возможностей материально-технической базы школьной учебной мастерской. Оснащение кабинета учебной мастерской позволяет полностью удовлетворить требования учебной программы кружка. В кабинете используются:
1. Пильно-фуговальный станок (для распиловки пиломатериала на заготовки требуемого размера и строгания поверхности больших размеров)
2. Сверлильный станок для сверления отверстий и пазов, предусмотренных в конструкции заготовок.
3. Станок лобзиковый.
4. Ручной электрический инструмент:
- электродрель;
- электролобзик.
5. ручной инструмент:
- пилы;
- рубанки;
- напильники;
- резцы для выполнения резьбы;
- выжигатели;
- комплект плакатов с инструкциями по безопасности труда при выполнении технологических операций;
- спецодежда для выполнения практических заданий;
- верстаки для выполнения столярных и слесарных работ.
6. Компьютер, экран, мультимедиа проектор.
2.2. Кадровые.
Учебные занятия проводятся учителем технологии.
Образование: Бурятский государственный университет, специальность: «учитель технологии и предпринимательства» 2001г.
Стаж работы 12 лет.
2.3. Информационно-методические.
Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год
Электронная версия. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год.
Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год.
Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год
«Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год
Электронные презентации:
- «Резьба по дереву» Бобрович В. И.
- «Создание оберегов из природных материалов»
- «Художественная обработка древесины» Завьялов С. Э
- «Древесина как природный материал» Воронцов В. В.
- «Породы древесины» Бобрович В. И.
На занятиях учащиеся получают знания, умения и навыки работы с ручными инструментами (рубанок, нож косяк, напильник, ножовка и другими инструментами), а так же на станках (сверлильный, заточной), приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения, качественной обработке материалов.
Особое внимание уделяется правилам техники безопасности при выполнении технологических операций.
3. Характеристика ожидаемых результатов к концу обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
физико-механические, технологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика );
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
должны уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
4. Порядок и содержание промежуточной аттестации учащихся
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выставки детского творчества
Участие детей в районных, республиканских, всероссийских выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Мной разработана система оценки работ учащихся. Она заключается в формировании своеобразного рейтинга работ. По окончании каждой темы проводятся итоговое занятие в форме аукциона. В нем принимают участие школьники изготовившие изделия и привлекаются эксперты- учащиеся старших классов. В школе оформляется выставка работ учащихся. Работы оценивают учащиеся школы. Введена условная единица оценивания 1 Ок. Наиболее понравившаяся работа набирает определённое количество оков (1 ок – 1 бал). Ученик, чья работа набирает большее количество балов становится победителем. Критерии оценки: красота, сложность выполненной работы, соответствие тематике.
5. Учебно-тематический план
№п/п | Содержание темы | Количество часов | |
Всего | Теория | Практические работы | Формы подведения итогов |
Раздел I. Резьба по дереву | |
1 | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | 1 | 1 | | Беседа, опрос |
2 | Виды резьбы | 1 | 1 | | Тестирование |
3 | Материал. Подбор материала. | 1 | 1 | | Беседа, опрос |
4 | Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву | 1 | 1 | | Опрос |
5 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Инструктаж по ТБ. | 3 | 1 | 2 | Беседа, опрос |
6 | Рельефная и скульптурная резьба. Освоение приемов выполнения резьбы. Инструктаж по ТБ. | 3 | 1 | 2 | Викторина |
7 | Контурная резьба. Освоение приемов выполнения резьбы. Инструктаж по ТБ | 3 | 1 | 2 | Опрос |
8 | Изготовление разделочной доски (панно). Подготовка поверхности для выполнения резьбы. Инструктаж по ТБ | 2 | | 2 | Выставка |
9 | Выбор и нанесение рисунка. | 1 | | 1 | Конкурс рисунков |
10 | Выполнение резьбы. Инструктаж по ТБ. | 17 | 1 | 16 | |
11 | Покрытие лаком. Виды лаков. Подбор цветовой гаммы. Соблюдение правил безопасности при лакировании. | 2 | 1 | 1 | |
12 | Защита, представление изделия, оформление выставки. | 1 | | 1 | Выставка, рейтинг |
| Итого: | 35 | 8 | 27 | |
Содержание программы «Художественная резьба»
Тема 1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год. ( 1 час)
Тема 2. Виды резьбы
Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. (1 час)
Тема 3. Материал
Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов. ( 1 час)
Тема 4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву(1 час)
Тема 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе ( 3 часа).
Тема 6. Рельефная и скульптурная резьба по дереву.
Теория: технология выполнения резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы рельефной резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе.
( 3 часа)
Тема 7. Контурная резьба
Теория: Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе
Практическая работа: Выполнение орнамента(3 часа)
Тема 8. Изготовление разделочной доски (панно).
Практическая работа: Подбор материала. Выбор заготовки.
Разметка заготовки по шаблону или своей формы.
Инструменты: ножовка, электролобзик, напильник, шлифовальная бумага.
Подготовка поверхности для выполнения резьбы.
Инструктаж по ТБ
Тема 9. Выбор и нанесение рисунка.
Поиск рисунка в сети Интернет. Подбор композиции из книги.
Выбор рисунка из предложенных вариантов. Копирование рисунка на поверхность.
Практическая работа: нанесение рисунка на поверхность.
- рисунок;
- копировальная бумага;
- карандаш, линейка, лекало, шаблон; ( 1 час)
Тема 10. Выполнение резьбы.
Практическая работа:
Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.. ( 17 часов)
Тема 11. Покрытие лаком.
Виды лаков.
Подбор цветовой гаммы.
Соблюдение правил безопасности при лакировании.
Практическая работа:
отделка изделия;
- безопасность труда при лакировании. (1 час)
Тема 12. Итоговая аттестация .
Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.
Список используемой литературы
Для учителя
Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год
Электронная версия. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год.
Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год.
Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год
«Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год
Электронные презентации:
- «Резьба по дереву» Бобрович В. И.
- «Создание оберегов из природных материалов»
- «Художественная обработка древесины» Завьялов С. Э
- «Древесина как природный материал» Воронцов В. В.
- «Породы древесины» Бобрович В. И.
Литература для учащихся
Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 1 Л. А. Логачёва, И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2004год.
Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год
Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год.
Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год.
Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год
«Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год
Сеть Интернет.
Посещаемые сайты:
- www.nsportal.ru/shkola/
- https://infourok.ru
- www.uchportal/ru