СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Резьба по дереву

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа "Резьба по дереву". Данная программа предназначена для занятий на кружке с 7-8 классами.

Просмотр содержимого документа
«Резьба по дереву»

«Согласовано»

Руководитель кафедры


/ /

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МАОУ Багдаринская СОШ

/ /

«Утверждаю»

Директор МАОУ Багдаринская СОШ

/ /

ФИО

Протокол №____ от «___» _____2016г.

ФИО

« »______________2016_г.


ФИО

Приказ №____от « »2016 г.

М.п.






Дополнительная общеобразовательная программа


Художественная резьба



Сапожникова Андрея Александровича

Ф.И.О.


Направленность: художественная



Возраст учащихся:13-14 лет


Срок реализации:1 год (35 часов)









Багдарин 2016-2017г.


ПАСПОРТ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная резьба»

Элементы ОП УДОД


Титульный лист

1

Образовател.учреждение

МАОУ Багдаринская СОШ

2

«Согласовано»: должность, ФИО, протокол №, дата

Заместитель директора по НМР МАОУ Багдаринская СОШ, Т.В. Постнова, протокол № 1, 30.08.2016 г.

3

«Утверждаю»: ОУ , ФИО дир., Пр. №, дата

Директор МАОУ Багдаринская СОШ, Л.В. Пестерева, протокол № 1 от 30.08.2016 г.

4

ДОП, Название

«Художественная резьба»

5

Направленность ДОП

Художественная

6

Охват по возрасту детей:

13 – 14 лет

7

Срок реализации:

1 год (35 часов)

8

Автор- разработчик, ФИО , должность

А.А. Сапожников, учитель технологии и физики

9

Территория, год

Баунтовский район, с. Багдарин

I. Основные характеристики программы

I-1. Пояснительная записка

1.1

Название ДОП

«Художественная резьба»


Тип программы

Модифицированная. Составлена на основе программы «Резьба по дереву» Бобрович В. И.


Направленность

Художественная

1.2

Актуальность

Актуальность обусловлена тем, что современные дети ориентированы на общение в виртуальном пространстве, зациклены на компьютерных играх, находятся постоянно под влиянием различных рекламных акций, которые всё больше заманивают своими обновлёнными программами, гаджетами и виджетами. Учащиеся находятся в своём виртуальном мире и зачастую не замечают, что вокруг них столько прекрасных настоящих вещей, которые можно сделать своими руками. На занятиях кружка «Художественная резьба» ребята изготавливают различные изделия, которые, в отличие от виртуальных вещей, можно реально потрогать, руками ощутить гладкую поверхность изделия, вырезать самостоятельно желаемый узор на разделочной доске или шкатулке. И поэтому ребята проявляют большой интерес к занятиям по резьбе. Ребята знакомятся с профессией столяра, плотника, резчика, может в будущем кто-то из них выберет эту профессию, а для кого-то навыки работы с древесиной пригодятся в будущем.

Изделия, выполненные своими руками, приносят чувство радости, гордости за свой труд. Изготовление многих поделок приурочено к празднику или знаменательной дате, поэтому ребята с удовольствием дарят их на праздники своим родным и близким людям.

1.3

Отличительные особенности ДОП

Отличительная особенность программы заключается в том, что ее содержание нацелено на освоение работы не только с шаблонными заготовками из досок, но и сочетанием конструкции изделия совместно с плетёнными элементами из ивового прута. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений смогут создать своё индивидуальное изделие.

Занятия проходят, не только в кабинете учебной мастерской, но сочетаются с выходом в лес на экскурсии, заготовку ивового прута, где происходит знакомство с растительным миром нашего района.

Посещение музея, способствует приобщению учащихся к культуре эвенкийского народа. Ребята выполняют художественную резьбу, отражающую жизнь и быт эвенков: это природа местного края, оленеводство – резьба оленей, животный мир нашего района – волки, медведи, птиц и рыб.

1.4

Педагогическая целесообразность:

Обусловлена необходимостью раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать ученикам», а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления, которые способствуют самоутверждению, самовыражению и самореализации детей. Реализация образовательной программы строится с учетом следующих принципов обучения:

Принцип актуальности призван обеспечить обучающихся наиболее важной информацией. Он отражает насущные проблемы, связанные с эстетическим развитием детей, культурными, социальными нормами и ценностями.

Принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объём информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип положительного ориентирования уделяется внимание позитивным, с точки зрения искусства, стилям жизни, их благотворному влиянию на развитие. Реализация принципа, т. е. показ положительных примеров более эффективен, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении искусства и поведения.

Принцип активного обучения способствует устойчивому закреплению знаний и навыков. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования, творчества.

Принцип иллюстративности предполагает сочетание изложения художественной информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствуют доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов, а так же их логическую преемственность.

Принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к творчеству, в виде целостной системы.

Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах художественно-прикладного искусства. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения искусства и стилей жизни.

Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических знаний, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

1.5

Цель программы

- сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

- сформировать устойчивую систематическую потребность к саморазвитию в процессе общения со сверстниками в тяге к искусству, истории, культуре.

1.6

Задачи: обучение, воспитание, развитие детей

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;

  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

  • Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

  • Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;

  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить моторику руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.


1.7

Возраст обучающихся, согласно дифференциации.

Программа рассчитана для обучения учащихся в возрасте 13-14 лет.


1.9

Формы занятий

Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Одним из центральных новообразований в личности ребёнка этого возраста является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым – это быть самостоятельным. Учащиеся этого возраста стремятся выполнить своё изделие самостоятельно лучше, красивее своих сверстников. В этом возрасте очень сильно проявляется изобретательность школьника. Формируется личностно-творческое начало их учебного труда.

Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, деликатного, искреннего отношения к личности ребёнка. На занятиях применяется как групповая форма работы, так и индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.


I-2. Объём программы

2.1

Объём программы (кол-во час. на весь период обучения)


Объем программы рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю)


2.2

Срок реализации ДОП

(кол. недель, мес., лет)

1 год. 2016 – 2017 уч. год

2.3

Режим занятий

(ск.раз в нед., всего по годам обучения)


1 раз в неделю в течение года.



I-3. Планируемые результаты

3.1

Планируемые результаты (ЗУН, качества личности; личностные и метапредметные результаты):


В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила

  • техники безопасности;

  • физико-механические, технологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика );

  • разные виды резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

3.2

Способы и формы проверки результатов (система оценочных средств по обучению, воспитанию, развитию; результативность диагностики, мониторинг эффективности ДОП)

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества

  2. Участие детей в районных, республиканских, всероссийских выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

Мной разработана система оценки работ учащихся. Она заключается в формировании своеобразного рейтинга работ. По окончании каждой темы проводятся итоговое занятие в форме аукциона. В нем принимают участие школьники изготовившие изделия и привлекаются эксперты- учащиеся старших классов. В школе оформляется выставка работ учащихся. Работы оценивают учащиеся школы. Введена условная единица оценивания 1 Ок. Наиболее понравившаяся работа набирает определённое количество оков (1 ок – 1 бал). Ученик, чья работа набирает большее количество балов становится победителем. Критерии оценки: красота, сложность выполненной работы, соответствие тематике.

II. Содержание программы

2.1.Учебно – тематический план


Перечень разделов, тем, всего час, практические теоретические занятия, форма контроля по годам обучения (см. УТП на 36 недель)

Тема 1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. – 1 час.

Тема 2. Виды резьбы - 1 час.

Тема 3. Материал - 1 час.

Тема 4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву – 1 час.

Тема 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе – 3 часа.

Тема 6. Рельефная и скульптурная резьба по дереву – 3 часа.

Тема 7. Контурная резьба - 3 часа.

Тема 8. Изготовление разделочной доски (панно) – 3часа.

Тема 9. Выбор и нанесение рисунка – 1 час.

Тема 10. Выполнение резьбы – 1 час.

Тема 11. Покрытие лаком – 1 час.

Тема 12. Итоговая аттестация - 1 час.

2.2. Содержание тем по годам

2.2.1

Основные понятия курса

Технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.


2.2.2

Краткое описание теоретических и практических аспектов по разделам УТП

Тема 1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2. Виды резьбы

Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.

Тема 3. Материал

Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения.

Тема 4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Тема 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Тема 6. Рельефная и скульптурная резьба по дереву.

Теория: технология выполнения резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы рельефной резьбы;

- сочетание различных элементов;

- способы вычерчивания орнамента;

- материалы, инструменты;

- способы выполнения резьбы.

Тема 7. Контурная резьба

Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе.

Тема 8. Изготовление разделочной доски (панно).

Подбор материала. Выбор заготовки.

Разметка заготовки по шаблону или своей формы.

Инструменты: ножовка, электролобзик, напильник, шлифовальная бумага.

Подготовка поверхности для выполнения резьбы.

Инструктаж по ТБ

Тема 9. Выбор и нанесение рисунка.

Поиск рисунка в сети Интернет. Подбор композиции из книги.

Выбор рисунка из предложенных вариантов. Копирование рисунка на поверхность.

Практическая работа: нанесение рисунка на поверхность.

- рисунок;

- копировальная бумага;

- карандаш, линейка, лекало, шаблон.

Тема 10. Выполнение резьбы.

Практическая работа

Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Тема 11. Покрытие лаком.

Виды лаков.

Подбор цветовой гаммы.

Соблюдение правил безопасности при лакировании.

Практическая работа

отделка изделия;

- безопасность труда при лакировании.

Тема 12. Итоговая аттестация .

Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.


2.2.3

Формы контроля по разделам и уровням: стартовый, базовый, продвинутый

Стартовый – анкетирование, тесты.

Базовый – практическое выполнение изделий по шаблону.

Продвинутый – участие в выставках разного уровня, формирование своеобразного рейтинга работ. По окончании каждой темы проводятся итоговое занятие в форме аукциона. В нем принимают участие школьники изготовившие изделия и привлекаются эксперты- учащиеся старших классов. В школе оформляется выставка работ учащихся. Работы оценивают учащиеся школы. Введена условная единица оценивания 1 Ок. Наиболее понравившаяся работа набирает определённое количество оков (1 ок – 1 бал). Ученик, чья работа набирает большее количество балов становится победителем.


2.3. Календарно-учебный график

2.3.1

Составляется в форме таблицы: дата, часы проведения, форма занятий, количество часов, тема, место проведения, форма контроля по каждому году обучения (приложение)

III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации

3.1.

Методическое обеспечение ДОП (методики, технологии)

В работе используются проектные технологии, технологии творческих мастерских. Системно - деятельностный и личностный подходы. Формы организации занятий – экскурсии в лес в музей, аукционы и виртуальные путешествия.

3.2

Метод. виды продукции

Разработки занятий, мастер – классов. Педкопилка дидактических материалов.

3.3.

Условия реализации ДОП (ресурсы для проведения занятий)

Материально – технические условия. Программа разработана с учетом возможностей материально-технической базы школьной учебной мастерской. Оснащение кабинета учебной мастерской позволяет полностью удовлетворить требования учебной программы кружка. В кабинете используются:

1. Пильно-фуговальный станок (для распиловки пиломатериала на заготовки требуемого размера и строгания поверхности больших размеров)

2. Сверлильный станок для сверления отверстий и пазов, предусмотренных в конструкции заготовок.

3. Станок лобзиковый.

4. Ручной электрический инструмент:

- электродрель;

- электролобзик.

5. ручной инструмент:

- пилы;

- рубанки;

- напильники;

- резцы для выполнения резьбы;

- выжигатели;

- комплект плакатов с инструкциями по безопасности труда при выполнении технологических операций;

- спецодежда для выполнения практических заданий;

- верстаки для выполнения столярных и слесарных работ.

6. Компьютер, экран, мультимедиапроектор.

2.2. Кадровые.

Учебные занятия проводятся учителем технологии.

Образование: Бурятский государственный университет, специальность: «учитель технологии и предпринимательства» 2001г.

Стаж работы 12 лет.

3.4.

Используемая литература

  1. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год

  2. Электронная версия. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год.

  3. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год.

  4. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год

  5. «Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год

  6. Электронные презентации:

- «Резьба по дереву» Бобрович В. И.

- «Создание оберегов из природных материалов»

- «Художественная обработка древесины» Завьялов С. Э

- «Древесина как природный материал» Воронцов В. В.

- «Породы древесины» Бобрович В. И.

3.5.

Литература для учащихся

  1. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 1 Л. А. Логачёва, И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2004год.

  2. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год

  3. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год.

  4. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год.

  5. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год

  6. «Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год

  7. Сеть Интернет.

Посещаемые сайты:

- www.nsportal.ru/shkola/

- https://infourok.ru

- www.uchportal/ru

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Художественная резьба» представляет собой углублённый материал раздела образовательной программы для 7-8 класса «Художественная обработка древесины».

Резьба по дереву - древний вид народного декоративного ис­кусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров.

В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных из­делий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инст­рументах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами.

1.1. Цели программы:

- сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

- сформировать устойчивую систематическую потребность к саморазвитию в процессе общения со сверстниками в тяге к искусству, истории, культуре.

Задачи программы:

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;

  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

  • Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

  • Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;

Развивающие:

  • Развивать художественно – творческие способности учащихся;

  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить моторику руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

  • Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности

1.2.Направленность программы:

Общеобразовательная дополнительная программа «Художественная резьба» - художественного направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

1.3. Актуальность – обусловлена тем, что современные дети ориентированы на общение в виртуальном пространстве, зациклены на компьютерных играх, находятся постоянно под влиянием различных рекламных акций, которые всё больше заманивают своими обновлёнными программами, гаджетами и виджетами. Учащиеся находятся в своём виртуальном мире и зачастую не замечают, что вокруг них столько прекрасных настоящих вещей, которые можно сделать своими руками. На занятиях кружка «Художественная резьба» ребята изготавливают различные изделия, которые, в отличие от виртуальных вещей, можно реально потрогать, руками ощутить гладкую поверхность изделия, вырезать самостоятельно желаемый узор на разделочной доске или шкатулке. И поэтому ребята проявляют большой интерес к занятиям по резьбе. Ребята знакомятся с профессией столяра, плотника, резчика, может в будущем кто-то из них выберет эту профессию, а для кого-то навыки работы с древесиной пригодятся в будущем.

Изделия, выполненные своими руками, приносят чувство радости, гордости за свой труд. Изготовление многих поделок приурочено к празднику или знаменательной дате, поэтому ребята с удовольствием дарят их на праздники своим родным и близким людям.

1.4. Отличительная особенность программы заключается в том, что ее содержание нацелено на освоение работы не только с шаблонными заготовками из досок, но и сочетанием конструкции изделия совместно с плетёнными элементами из ивого прута. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений смогут создать своё индивидуальное изделие.

Занятия проходят, не только в кабинете учебной мастерской, но сочетаются с выходом в лес на экскурсии, заготовку ивого прута, где происходит знакомство с растительным миром нашего района.

Посещение музея, способствует приобщению учащихся к культуре эвенкийского народа. Ребята выполняют художественную резьбу, отражающую жизнь и быт эвенков: это природа местного края, оленеводство – резьба оленей, животный мир нашего района – волки, медведи, птиц и рыб.

1.5. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать ученикам», а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления, которые способствуют самоутверждению, самовыражению и самореализации детей. Реализация образовательной программы строится с учетом следующих принципов обучения:

Принцип актуальности призван обеспечить обучающихся наиболее важной информацией. Он отражает насущные проблемы, связанные с эстетическим развитием детей, культурными, социальными нормами и ценностями.

Принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объём информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип положительного ориентирования уделяется внимание позитивным, с точки зрения искусства, стилям жизни, их благотворному влиянию на развитие. Реализация принципа, т. е. показ положительных примеров более эффективен, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении искусства и поведения.

Принцип активного обучения способствует устойчивому закреплению знаний и навыков. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования, творчества.

Принцип иллюстративности предполагает сочетание изложения художественной информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствуют доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов, а так же их логическую преемственность.

Принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к творчеству, в виде целостной системы.

Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах художественно-прикладного искусства. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения искусства и стилей жизни.

Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических знаний, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

1.6. Программа рассчитана для обучения учащихся в возрасте 13-14 лет.

Одним из центральных новообразований в личности ребёнка этого возраста является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым – это быть самостоятельным. Учащиеся этого возраста стремятся выполнить своё изделие самостоятельно лучше, красивее своих сверстников. В этом возрасте очень сильно проявляется изобретательность школьника. Формируется личностно-творческое начало их учебного труда.

1.7. Формы занятий. Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, деликатного, искреннего отношения к личности ребёнка. На занятиях применяется как групповая форма работы, так и индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

В работе используются проектные технологии, технологии творческих мастерских. Формы организации занятий – экскурсии в лес в музей, аукционы и виртуальные путешествия.

1.8. Объём программы. Запланированное количество учебных часов, необходимое для освоения программы – 35 часов. Программа рассчитана на один год.


2. Методическое обеспечение и условия реализации программы.

2.1. Материально – технические условия. Программа разработана с учетом возможностей материально-технической базы школьной учебной мастерской. Оснащение кабинета учебной мастерской позволяет полностью удовлетворить требования учебной программы кружка. В кабинете используются:

1. Пильно-фуговальный станок (для распиловки пиломатериала на заготовки требуемого размера и строгания поверхности больших размеров)

2. Сверлильный станок для сверления отверстий и пазов, предусмотренных в конструкции заготовок.

3. Станок лобзиковый.

4. Ручной электрический инструмент:

- электродрель;

- электролобзик.

5. ручной инструмент:

- пилы;

- рубанки;

- напильники;

- резцы для выполнения резьбы;

- выжигатели;

- комплект плакатов с инструкциями по безопасности труда при выполнении технологических операций;

- спецодежда для выполнения практических заданий;

- верстаки для выполнения столярных и слесарных работ.

6. Компьютер, экран, мультимедиа проектор.

2.2. Кадровые.

Учебные занятия проводятся учителем технологии.

Образование: Бурятский государственный университет, специальность: «учитель технологии и предпринимательства» 2001г.

Стаж работы 12 лет.

2.3. Информационно-методические.

  1. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год

  2. Электронная версия. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год.

  3. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год.

  4. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год

  5. «Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год

  6. Электронные презентации:

- «Резьба по дереву» Бобрович В. И.

- «Создание оберегов из природных материалов»

- «Художественная обработка древесины» Завьялов С. Э

- «Древесина как природный материал» Воронцов В. В.

- «Породы древесины» Бобрович В. И.

На занятиях учащиеся получают знания, умения и навыки работы с ручными инструментами (рубанок, нож косяк, напильник, ножовка и другими инструментами), а так же на станках (сверлильный, заточной), приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения, качественной обработке материалов.

Особое внимание уделяется правилам техники безопасности при выполнении технологических операций.

3. Характеристика ожидаемых результатов к концу обучения

В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • физико-механические, технологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика );

  • разные виды резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

4. Порядок и содержание промежуточной аттестации учащихся

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества

  2. Участие детей в районных, республиканских, всероссийских выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.


Мной разработана система оценки работ учащихся. Она заключается в формировании своеобразного рейтинга работ. По окончании каждой темы проводятся итоговое занятие в форме аукциона. В нем принимают участие школьники изготовившие изделия и привлекаются эксперты- учащиеся старших классов. В школе оформляется выставка работ учащихся. Работы оценивают учащиеся школы. Введена условная единица оценивания 1 Ок. Наиболее понравившаяся работа набирает определённое количество оков (1 ок – 1 бал). Ученик, чья работа набирает большее количество балов становится победителем. Критерии оценки: красота, сложность выполненной работы, соответствие тематике.


5. Учебно-тематический план


№п/п

Содержание темы

Количество часов


Всего

Теория

Практические работы

Формы подведения итогов

Раздел I. Резьба по дереву


1

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

1

1


Беседа, опрос

2

Виды резьбы

1

1


Тестирование

3

Материал. Подбор материала.

1

1


Беседа, опрос

4

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

1

1


Опрос

5

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Инструктаж по ТБ.

3

1

2

Беседа, опрос

6

Рельефная и скульптурная резьба. Освоение приемов выполнения резьбы. Инструктаж по ТБ.

3

1

2

Викторина

7

Контурная резьба. Освоение приемов выполнения резьбы. Инструктаж по ТБ

3

1

2

Опрос

8

Изготовление разделочной доски (панно). Подготовка поверхности для выполнения резьбы. Инструктаж по ТБ

2


2

Выставка

9

Выбор и нанесение рисунка.

1


1

Конкурс рисунков

10

Выполнение резьбы. Инструктаж по ТБ.

17

1

16


11

Покрытие лаком. Виды лаков. Подбор цветовой гаммы. Соблюдение правил безопасности при лакировании.

2

1

1


12

Защита, представление изделия, оформление выставки.

1


1

Выставка,

рейтинг


Итого:

35

8

27




Содержание программы «Художественная резьба»

Тема 1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы;

- задачи на год. ( 1 час)

Тема 2. Виды резьбы

Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.

- виды резьбы по дереву;

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. (1 час)

Тема 3. Материал

Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:

- декоративные свойства дерева;

- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;

- отделочные материалы и отделка;

- способы предупреждения и устранения дефектов. ( 1 час)

Тема 4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву(1 час)

Тема 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

-Изготовление ножа-косяка;

- одностороннего прокола;

- двухстороннего прокола;

- подготовка к работе ( 3 часа).

Тема 6. Рельефная и скульптурная резьба по дереву.

Теория: технология выполнения резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы рельефной резьбы;

- сочетание различных элементов;

- способы вычерчивания орнамента;

- материалы, инструменты;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Подготовка к резьбе.

( 3 часа)

Тема 7. Контурная резьба

Теория: Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе

Практическая работа: Выполнение орнамента(3 часа)

Тема 8. Изготовление разделочной доски (панно).

Практическая работа: Подбор материала. Выбор заготовки.

Разметка заготовки по шаблону или своей формы.

Инструменты: ножовка, электролобзик, напильник, шлифовальная бумага.

Подготовка поверхности для выполнения резьбы.

Инструктаж по ТБ

Тема 9. Выбор и нанесение рисунка.

Поиск рисунка в сети Интернет. Подбор композиции из книги.

Выбор рисунка из предложенных вариантов. Копирование рисунка на поверхность.

Практическая работа: нанесение рисунка на поверхность.

- рисунок;

- копировальная бумага;

- карандаш, линейка, лекало, шаблон; ( 1 час)

Тема 10. Выполнение резьбы.

Практическая работа:

Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.. ( 17 часов)

Тема 11. Покрытие лаком.

Виды лаков.

Подбор цветовой гаммы.

Соблюдение правил безопасности при лакировании.

Практическая работа:

отделка изделия;

- безопасность труда при лакировании. (1 час)

Тема 12. Итоговая аттестация .

Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.

Список используемой литературы

Для учителя

  1. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год

  2. Электронная версия. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год.

  3. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год.

  4. Электронная версия. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год

  5. «Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год

  6. Электронные презентации:

- «Резьба по дереву» Бобрович В. И.

- «Создание оберегов из природных материалов»

- «Художественная обработка древесины» Завьялов С. Э

- «Древесина как природный материал» Воронцов В. В.

- «Породы древесины» Бобрович В. И.

Литература для учащихся

  1. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 1 Л. А. Логачёва, И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2004год.

  2. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 2. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год

  3. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов выпуск 7. И. В. Нилова М: «Народное творчество» 2003 год.

  4. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 5. Л. А. Логачёва М: «Народное творчество» 2004год.

  5. Резчикам по дереву Альбом орнаментов выпуск 6. Г. А. Бабурова М: «Народное творчество» 2004год

  6. «Живая старина» учебное пособие по технологии Д. Д. Доржогутапов Улан-Удэ: Бэлиг 2008год

  7. Сеть Интернет.

Посещаемые сайты:

- www.nsportal.ru/shkola/

- https://infourok.ru

- www.uchportal/ru