СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Резка металла ножовкой и ножницами

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научиться правильно резать металл слесарными ножницами и слесарной ножовкой.

Просмотр содержимого документа
«Резка металла ножовкой и ножницами»

Утверждаю:ст. мастер.

« » ______________ 201 г.

_______________________


План урока № 1.2

Изучаемая тема по программе ПМ 01: Слесарные работы.

Тема урока: Резка металла.

Цель урока: Научиться правильно резать металл слесарными ножницами и слесарной ножовкой.

Материально техническое оснащение урока: Плакаты, образцы,

технологические карты, заготовки, измерительный и разметочный инструмент, верстаки, тиски, ножницы, ножовки, труборезы, правильная плита, киянки, молотки.


Ход урока: 6 часов

1. Вводный групповой инструктаж 50 мин.

а) Проверка знаний по пройденному материалу 10 мин.

1. Как выбрать красители в зависимости от материала заготовки?

Для окрашивания необработанных поверхностей (отливок, поковок, проката) применяют меловый раствор (молотый мел, разведенный водой). Для предохранения окрашивающего слоя от стирания и быстрого его высыхания в состав красителя вводят клей (6ООг мела + 50г столярного клея + 4л воды).

2 Нанесение рисок.

Выбрать чертилку в зависимости от металла различаемой детали стальные - при разметке грубых и предварительно обработанных деталей; латунные - при разметке отшлифованных поверхностей готовых деталей. Нанести риски чертилкой, располагая ее с наклоном по направлению перемещения и с наклоном в сторону от линейки не должен изменяться в процессе нанесения рисок.

3. Порядок разметки заготовок от центровой линии.

а) Подготовить поверхность заготовки к разметке.

б)На половине ширины заготовки, т.е. на расстоянии 18 мм от кромки провести осевую продольную риску.

в) Отступив от конца заготовки на 74 мм, прочертить перпендикулярно риске.

г) По обе стороны риски на расстоянии 15 мм от нее.

д.) В точке пересечения нанести корневое углубление и из него радиусом R, равным 3 мм, провести полуокружность.

4. Порядок разметки по шаблону.

а)Подготовить поверхность заготовки к разметке.

б) Установить заготовку на разметочную плиту, чтобы она плотно прилегала к
ней.

в) Наложить шаблон на размечаемую заготовку так, чтобы он плотно прилегал к
ней.

г) Пальцами левой руки прижимать шаблон к заготовке, а пальцами правой руки
прочерчивать чертилкой вдоль контура шаблона риски, строго сохраняя
неизменными угол наклона и нажим на чертилку.

5. Кернение разметочных рисок простым кернером.

а) Взять кернер тремя пальцами левой руки и поставить острым концом точно на разметочную риску так, чтобы острее кернера находилось строго на середине риски; наклонив кернер в сторону от себя прижать его к намеченной точке, б)Поставить кернер вертикально, в)Нанести легкий удар молотком.

6. Правильная заточка чертилки.

а) Подготовить станок для заточки инструмента.

б) Взять чертилку левой рукой за середину, а правой – за противоположный затачиваемому концу

в) Расположить чертилку на периферии заточного круга под необходимым углом
наклона и выдерживая этот угол постоянным, с легким нажимом равномерно
вращать чертилку правой рукой; затачивать чертилку следует под углом 15-20°.

7 Заточка ножек циркуля.

а) Свести ножки циркуля так, чтобы они находились в плотном соприкосновении. б)Взять циркуль левой рукой за середину, а правой рукой - за шарнирное соединение 2-х ножек.

в) Расположить ножки циркуля под необходимым углом к абразивному кругу.
д)Заточить сначала конец одной ножки; после этого, изменив положение
ножек, заточить другой конец ножки.

г) Довести на оселке острые концы ножек циркуля и снять заусенцы на
боковых гранях и внутренних плоскостях ножек.

8. Правило безопасности работы при разметке.

а) Осторожно обращаться с концами чертилок, циркулей. б)Надежно устанавливать разметочную плиту на столе.

в) Осторожно обращаться с раствором медного купороса.

г) Не работать на неисправном заточном станке; при отсутствии кожуха,
экрана; неисправном подручнике; зазора между кругом и подручником более 2-3 мм; биении круга.

Как организовать рабочее место ври рубке металла в тисках?

  1. Какие правила необходимо соблюдать при закреплении заготовки из полосового металла рубке по уровню губок тисков?


б) Объяснения учащимся нового материала 30 мин.

Резкой или разрезанием, называют отделение частей (заготовок) от сортового или листового металла.

Резка выполняется как со снятием стружки, так и без ее снятия способы разрезания со снятием стружки: ручной ножовкой, токарно-отрезных станках, газовой и дуговой резкой.

Без снятия стружки материалы разрезают ручными рычажными, и механическими ножницами, кусачками, труборезами, пресс - ножницами, штампами. К резке относится также и надрезание металла

Ручные ножницы применяют для разрезания стальных листов толщиной 0,5-1,0 мм и цветных металлов до 1,5 мм. Ручные ножницы изготавливают с прямыми и кривыми режущими лезвиями.

По расположению режущей кромки лезвия делятся на правые и левые.

Ручные ножницы состоят из двух рычагов шарнирно соединенных между собой. Рычаг имеет режущую кромку и рукоятку.

Виды ножниц - применяют стуловые, рычажные, маховые, ножницы с наклонными ножами (гильотинные).

Процесс резки ножницами заключается в отделении частей металла под давлением пары режущих ножей. Разрезаемый лист помещают между верхним и нижним ножами. Верхний нож, опускаясь, давит на металл и разрезает его. Чем тверже разрезаемый металл, тем больше угол заострения лезвия от 65°- до 85°.

Приемы резки ножницами. Ножницы держат в правой руке, охватывая рукоятки четырьмя пальцами и прижимая их к ладони; мизинец помещают между рукоятками ножниц. Сжатые указательный, безымянный, и средний пальцы разжимают и выпрямляют мизинец, и его усилием отводят нижнюю рукоятку ножниц на необходимый угол. Удерживая лист левой рукой, подают его между режущими кромками, направляя верхнее лезвие точно посередине разметочной линии, которая при резании должна быть видна. Затем зажимая рукоятку всеми пальцами правой руки, кроме мизинца, осуществляют резание, после чего последовательность повторяется.

Ручная слесарная ножовка состоит из станка (рамки) и ножовочной полотна. На одном конце рамки имеется неподвижная головка с хвостовиком и ручкой, а на другом конце - подвижная головка с натяжным винтом и гайкой (барашек) для натяжения полотна.

В головках имеются прорези, в которые вставляют ножовочное полотно и крепят штифтами. Рамки для ножовок изготовляют либо цельными (для ножовочного полотна одной определенной длинный) либо раздвижными, допускающими закрепления.

Ножовочного полотна различной длины. Для раздвигания ножовки колено перегибают, пока заклепка не выйдет из выреза, и смещают. Заклепку вводят в другой вырез, и колено выпрямляют.

Ножовочное полотно - представляет собой тонкую и узкую стальную пластину с двумя отверстиями и зубьями на одном из ребер.

Полотна изготавливают из стали марок У- 10А, Р9. В зависимости от назначения ножовочные полотна разделяются на ручные и машинные. Полотно вставляют в рамку зубьями вперед. Размер (длина) ручного ножовочного полотна определяется по расстоянию между центрами отверстий под штифты. Наиболее часто применяют ножовочные полотна для ручных ножовок длинной L-250-ЗООмм; высотой h-13 и 16 мм

толщиной в - 0,65 и 0,8 мм.

Ножовочное полотно устанавливают в прорези головки так, чтобы зубья были направлены от ручки, а не к ручке. При этом сначала вставляют конец полотна в неподвижную головку и фиксируют положение закладкой штифта, затем вставляют второй конец полотна в прорезь подвижного штыря и закрепляют его штифтом.

Натягивают полотно вручную, без большого усилия (запрещается применение

плоскогубцев, тисков и др.) вращением барашковой гайки. При этом из-за опасения разрыва полотна ножовку держат удаленной от лица. Туго натянутое полотно при незначительной перекосе и слабо натянутое при усиленном нажиме создают перегиб полотна и могут вызвать излом. Степень натяжения полотна проверяют легким нажимом пальца на полотно сбоку: если полотно не прогибается, натяжение достаточное.

Подготовка к работе ножовкой. Перед работой ножовочным станком (ножовкой) прочно закрепляют разрезаемый материал в тисках. Уровень крепления металла в тисках должен соответствовать росту работающего. Затем выбирают ножовочное полотно, согласно твердости и формы и размерами разрезаемого металла. При длинных пропилах берут ножовочные полотна с крупным шагом зубьев, а при коротких с мелким шагом зубьев.

Положение корпуса. При резке металла ручной ножовкой становятся

перед тисками прямо, свободно и устойчиво, вполоборота по отношению к губкам тисков или оси обрабатываемого предмета. Левую ногу несколько выставляют вперед и на нее опирают корпус.

Положение рук (хватка) Поза рабочего считается правильной, если правая рука с ножовкой, установленной на губки тисков (в исходном положение), согнутая в локте,

образует прямой угол между плечевой и локтевой частями руки.

Процесс резки состоит из двух ходов: рабочего, когда ножовка перемещается вперед от работающего и холостого, когда ножовка перемещается назад. При холостом ходе на ножовку не нажимают, а при рабочем ходе обеими руками, создают легкий нажим так, чтобы ножовка двигалась прямолинейно. Работают ножовкой не спеша, плавно без рывков.

Резание ножовкой с поворотом полотна осуществляют при длинных (высоких) или глубоких резах, когда не удается довести рез до конца из-за того, что рамка ножовки упирается в торец заготовки и мешает дальнейшему пропиливанию. При этом меняют положение заготовки и, врезавшись в нее с другого конца, заканчивают резку или другой способ, когда полотно переставляют на 90° и продолжают резку.

Резка круглого металла круглый металл небольших сечений режут ручными ножовками, а больших диаметров на отрезных станках дисковых пилах и т.д. На заготовку предварительно наносят разметочную риску, затем заготовку зажимают в тисках в горизонтальном положении и на риски трех гран напильником делают неглубокий пропил.

Безопасность труда при резке металла.

  1. Оберегать руки от ранения о режущие кромки ножовки и ножниц или заусенцы на металле.

  1. Следить за положением пальцев левой руки, поддерживая лист снизу.

  1. Не сдувать опилки и не удалять их руками во избежание засорения глаз или ранения рук.

  1. Не загромождать рабочее место ненужными инструментами и деталями.

  1. Не снимать и не смазывать движущиеся и вращающиеся части ножовки переводить ремень при работе, стайка.

Ручная ножовка (пила) инструмент, предназначенный для разрезания толстых листов полосового, круглого и профильного металла, а также про резания шлицев, обрезки и вырезки заготовок по контору и др.

6) При работе оберегать руки от ранения об заусенец. Работу проводить в рукавицах.

7) При работе электроинструментами:

а) работу производить в резиновых перчатках и на резиновом коврике;

б) корпус электроинструмента, работающего под напряжением свыше 36 В, должен быть заземлён.

в) электропровод к электроинструменту должен имен, защиту от механические повреждений (проволочная оплётка, резиновые трубки и пр.)

8) При работе на приводных ножовочных станках:

а) не касаться руками ножовочного полотна при работе на станке;

б) не оставлять подключенным при перерывах.



в) Закрепление материала по вводному инструктажу. 10 мин.

Каковы причины поломки ножовочного полотна.

  1. Как исправить ножовочное полотно со сломанными зубьями.

  2. Какими должны быть условия нажима при резании ножовкой.

  3. Для чего и когда применяют охлаждение при резке ножовкой.

  4. Для чего и как делается разводка зубьев ножовочного полотна.

  5. Как нужно выбирать ножовочные полотна при резке разных металлов.

  6. Назовите основные размеры, характеризующие ручное ножовочное полотно.

  7. Напишите в тетради, какое влияние оказывают углы зубьев на процесс резания и какие их них рациональнее.

  8. Каковы причины поломки ножовочного полотна.

  9. Как исправить ножовочное полотно со сломанными зубьями.

  10. Как собрать, слесарную ножовку?

  11. Для чего гайку - барашек ножовки делают с лопастями (объяснить на основе законов физики)?

  12. Почему ножовочное полотно после закрепления его в рамку ножовки все время находится в натянутом состоянии?

  13. Как стоять у тисков при резании металла ножовкой?

  14. Как держать ножовку правой и левой руками?

  15. Как организовать рабочее место при резании металла и труб ножовкой и труборезом?

  16. В чем особенности закрепления в тиски для резания ножовкой:

а) пруткового металла (квадратный, круглый)?

б) полосового металла?

в) листового металла?
г) труб?

  1. Какие правила необходимо соблюдать при резании металла ножовкой?

  2. Как резать трубу слесарной ножовкой?

  3. В каких случаях производят резание металла ножовкой с полотном, повернутым па 90°'?

  4. Каковы причины поломки полотна ножовки? Как избежать поломок полотна?

  5. Как закрепить трубу в трубном прижиме?

  6. В какой последовательности разрезан, трубу труборезом?

  7. Почему труборез имеет три, а не два л не четыре режущих ролика?

  8. Какие правила безопасности труда нужно соблюдать при резании металла и труб слесарной ножовкой и труборезом?



г) Задание на день

1. Резка металла слесарными ножницами по разметке треугольной, четырехугольной и круглой формы, резка ножовкой полосового металла.


2. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж 4 ч. 40 мин.

( целевые обходы рабочих мест )

1) Проверить организацию рабочих мест учащихся

  1. Соблюдение правил Т.Б.

  2. Проверить качество выполняемых работ

  3. Указывать на допускаемые ошибки учащихся и их исправлении.


3. Уборка рабочих мест. 10 мин.

1. Учащиеся производят уборку рабочих места, сдают инструменты и свои работы.


4. Заключительный инструктаж. Анализ рабочего дня. 15 мин.

  1. Отметить работы лучших учащихся.

  2. Отметить недостатки учащихся.

  3. Отметить на вопросы учащихся.

4) Выставить оценки в журнал.

5. Задание на дом. 5 мин.

Ознакомление с материалом следующего урока, повторить тему «Резка металла. Правка и гибка металла». Учебник «Слесарное дело» автор Скакун В.А.



Мастер производственного обучения Гончаров Роман Владимирович


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!