СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результативность воспитательной деятельности классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результативность воспитательной деятельности классного руководителя

Просмотр содержимого документа
«Результативность воспитательной деятельности классного руководителя»

Результативность воспитательной деятельности классного руководителя в 8 классе ГБОУ ЛНР «Брянковской гимназии»

Получение обратной информации о результативности воспитательной деятельности классного руководителя имеет важнейшее значение для осуществления дальнейшей воспитательной деятельности. Эти действия считаются факторами достижения воспитательной цели и задач.

В начале учебного года мною были поставлены следующие воспитательные цели в 8 классе:

- создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе;

- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина своей страны.

Задачи воспитательной работы:

- обеспечить системно-деятельностный подход к воспитанию и социализации учащихся, через разработку воспитательных программ (проектов);

- использовать новые подходы к организации воспитательного процесса, через применение современных технологий, проектной деятельности, программ превентивного характера;

- организовать совместную деятельность ОУ, семьи и громады по воспитанию и социализации учащихся;

- вовлечь учащихся в активную жизнь ОУ и социума через проведение внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне, создание традиций внеклассной работы в ОУ с учетом культурно-исторических, этнических, социально – экономических, демографических особенностей Республики;

- формировать ученическое самоуправление и создать условия для проявления лидерства учащихся в классах, их участия в детских объединениях, спортивных, творческих клубах;

- использовать методы диагностики для оценки воспитанности учащихся и результативности воспитательной работы ОУ.

Для достижения выше перечисленных целей и задач были определены формы и методы воспитательной работы (работа с ученическим коллективом, работа с родителями, семьёй, работа с педагогами, психологом, общественностью; беседы, классные часы, часы общения, творческие конкурсы, праздники, акции, тренинги, лектории, анкетирование, выпуск стенгазет, боевых листов, дискуссии, викторины, практические занятия, интеллектуальные игры; методики диагностики воспитанности учащихся), задействованы условия и средства (благоприятные организационные, кадровые, программно-методические, социально-психологические условия; использование ИКТ, других ТС), отраженные мною в плане воспитательной работы с классным коллективом.

Приоритетным направлением воспитания является гражданско-патриотическое воспитание, которому я уделяю достаточно много внимания, так как на сегодняшний день данное направление является достаточно актуальным в Республике. Данное направление подразумевает воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание гражданственности, патриотизма; формирование ценностных представлений о любви к Родине, народам своей страны, к своей малой Родине.

Также следует отметить, что не остаются в стороне и другие немаловажные направления воспитания, такие как: воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Вся воспитательная работа в классе в I полугодии была направлена, прежде всего, на сплочение классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития каждого ученика. В классе 11 человек (5 девочек и 6 мальчиков). Между ребятами в классе складываются товарищеские отношения. Они активно общаются между собой, помогают друг другу.

Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам I четверти 4 человек окончили учебный год на «хорошо». Абсолютная успеваемость класса составляла – 90%, качественная успеваемость – 50 %. Захарченко Евгений в I четверти имел отметку «неудовлетворительно» по нескольким учебным дисциплинам. Учащийся не заинтересован в учёбе, систематически нарушает дисциплину на уроках, не соблюдает внутренний распорядок и Устав школы.

По итогам II четверти наблюдается положительная динамика в классе –4 учащихся окончили четверть на отметку «хорошо». Абсолютная успеваемость – 90%, а качественная –54,5%.

Учащиеся принимали активное участие в классных и общешкольных мероприятиях, в результате чего заняли I место по гимназии (в конкурсах рисунков принимали участие Колесникова С., Калинин А.; в концертах, посвященных праздникам, принимали участие все учащиеся класса; в творческих конкурсах – Зибура Г., Рубанова Я., Захарченко Е.), предметных олимпиадах (Белимова Анна заняла 7 призовых мест, участвуя в 9 олимпиадах, что является лучшим показателем по гимназии), предметных неделях, спортивных мероприятиях (Головина А. заняла III командное место в городской Спартакиаде школьников по настольному теннису, I и III места в Республиканских соревнованиях по легкой атлетике, II место в городских соревнованиях «Брянковская верста»). На классных часах рассматривали вопросы культуры поведения, правил поведения в школе, общественных местах, по итогам чего класс показал достаточно высокий результат по гимназии.

В ходе анализа успешности своей работы было проведено анонимное анкетирование родителей «Искусство жить с детьми» с целью выявления удовлетворенности родителей жизнедеятельностью детей в классе и результатами классного руководства; анкетирование учащихся класса «Моё отношение к учебе» с целью формирования позитивного отношения к обучению, побуждения к самовоспитанию и самообразованию, расширения объема знаний о формах и методах умственного труда, анкетирование «Классный руководитель глазами воспитанников», целью которого было выявить отношение учащихся класса к классному руководителю и учебе в целом, проанализировать их мнение о сплоченности классного коллектива.

Большая роль была отведена формированию органов самоуправления. Учитывая особенности развития каждого ученика, интересов и наклонностей, был определен план работы классного органа самоуправления, основная цель которого - расширение пространства для проявления активности каждого ребенка. Все запланированные мероприятия классного органа самоуправления реализованы в полной мере.

Самоуправление – это неотъемлемый признак коллектива, чем совершенней самоуправление, тем совершенней коллектив. Само самоуправление даёт детям опыт поведения в социуме.

Главное содержание работы органов самоуправления – это заседания, во время которых заслушиваются отчеты об организации и проведении мероприятий и проведенной работе.

Главное в работе самоуправления – это деятельность самих детей, направленная на усовершенствование.

Ученическое самоуправление не предполагает предоставления детей самим себе. Это высшая ступень педагогического управления коллективом. При этом прямые педагогические действия, открытая воспитательная позиция уступает место органам самоуправления и нуждается в более тонкой педагогической технике.

Самоуправление в Брянковской гимназии существует с 1990 года.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, направленных, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда, как самоуправление и ученическое самоуправление, в частности, должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемо в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто это принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения - наравне с единоначалием принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образова­тельным учреждением.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Детская общественная организация (объединение) - добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.

Творческое объединение обучающихся по интересам - форма организации творческой деятельности (секции, студии, кружки, клубы и т.д.) в системе дополнительного образования детей. Сегодня в учреждениях дополнительного образования детей создано более 500 тыс. творческих объединений по интересам (художественное и техническое творчество, физическая культура и спорт, туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность и др.). Кроме того, такие объединения сегодня развиваются и на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев). Любое творческое объединение в системе дополнительного образования детей осуществляет свою деятельность на основе образовательной программы.

Органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения), создаваемые на базе образовательного учреждения, различаются по своему правовому статусу, функциям и задачам.

Целью работы органов самоуправления является содействие развитию гражданских качеств ребенка в системе демократических отношений воспитательного коллектива на принципах самореализации, самодеятельности личности. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, подготовить к действенному участию в демократическом управлении обществом. Обеспечивать и защищать права и интересы учащихся на основе соблюдения правил и устава гимназии. Стремиться согласованности и баланса интересов между учащимися и взрослыми.

Основными задачами органов самоуправления являются:

- самостоятельное планирование и координирование усилий разных отраслей самоуправления;

- постоянно совершать самоконтроль;

- учитывать, регулировать свою деятельность, объективно её оценивать;

- постоянно находить эффективные формы и методы деятельности органов самоуправления;

- обратить внимание на связь с органами ученического самоуправления совета гимназии с классными коллективами;

- квалифицированная, тактическая помощь ученическому самоуправлению (закрепить за каждым центром учителя-консультанта);

- целеустремленное обучение учащихся организации жизни ученического коллектива;

- повышение доверия педагогов ко взглядам и решениям ученического коллектива.

Функции самоуправления:

1. Обеспечение порядка в гимназии, организация дежурства по гимназии, в классах.

2. Организация досуга на переменах.

3. Проведение общегимназических линеек, собраний, конференций, выставок.

4. Организация самообслуживания в классах, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

5. Организация работы по сбережению гимназического имущества, воды, электроэнергии, учебников.

6. Организация работы по благоустройству территории гимназии.

7. Подготовка и проведение конкурсов, творческих праздников, соревнований.

8. Контроль посещения учащимися гимназии.

9. Заслушивание отчетов органов ученического самоуправления.

10. Организация трудовых отрядов старшеклассников.

11. Оказание помощи в организации оздоровительных лагерей для младших гимназистов.

13. Проведение социологических исследований по проблеме жизнедеятельности ученических коллективов.

14. Участие в разработке плана работы гимназии на новый учебный год.

15. Участие в проведении педагогических советов, на которых рассматриваются вопросы жизнедеятельности ученических коллективов.

Возможности ученического самоуправления:

  1. Органы ученического самоуправления поддерживают дружественные отношения и сотрудничают с различными общественными организациями на принципах взаимоуважения и независимости; сотрудничают с учителями и родителями.

  2. Разносторонне развиваться, самосовершенствоваться, самореализовываться на благо учащихся гимназии, Луганщины.

  3. Обеспечивать и защищать права и интересы учащихся на основе выполнения правил и законов гимназии.

  4. Формировать у учащихся чувство ответственности, сознательное отношение к участию в решении важных проблем гимназической жизни, овладевать наукой управления.

  5. Способствовать реализации интересов, возможностей, желаний учащихся.

  6. Обеспечивать согласованность интересов учащихся и взрослых.

Структура гимназического самоуправления:













































































  1. Центр «Знатоки»

  2. Центр создается в каждом классе, начиная с 5-го. Для проявления инициативы, творчества, самодеятельности учеников в учебно-познавательном процессе.

  3. Центр организовывает:

  • проведение индивидуальных консультаций;

  • проведение предметных недель, олимпиад;

  • помощь «отстающим»;

  • проведение недели книги;

  • книжные выставки и осмотр учебников;

  • контроль ведения дневников, выполнение домашних заданий, подготовки к уроку.

  1. Заседание центра проводится 2 раза в месяц.

  2. Лидер центра входит в Совет самоуправления и периодически даёт отчет о работе центра.

  3. Центр «Порядок»

  4. Центр создается в каждом классе, начиная с 5-го.

  5. Центр организовывает:

  • дежурство в классах и по школе;

  • проведение активных перемен;

  • контроль посещения учебных занятий;

  • борьбу с опозданиями;

  • правовую пропаганду;

  • принимает участие в работе Совета родителей.

  1. Заседание центра проводится 2 раза в месяц.

  2. Лидер центра входит в Совет самоуправления и периодически даёт отчет о работе центра.

  3. Центр «Милосердие»

  4. Центр создается в каждом классе, начиная с 5-го. Он занимается попечительством о младших школьниках, помощью ветеранам, людям пожилого возраста.

  5. Центр организовывает:

  • волонтёрскую работу в микрорайоне школы;

  • принимает участие в городских, республиканских актах милосердия;

  • работу ремонтных бригад;

  • проведение операций «Живи, книга»;

  • проведение рейдов-проверок школьного имущества;

  • проведение трудовых операций.

  1. Заседание центра проводится 2 раза в месяц.

  2. Лидер центра входит в Совет самоуправления и периодически даёт отчет о работе центра.

  3. Центр «Досуг»

  4. Центр создается в каждом классе, начиная с 5-го. Он занимается организацией содержательного досуга детей и молодежи, учитывая их интересы.

  5. Центр организовывает:

  • привлечение детей и подростков на основе инициативы и самодеятельности к подготовке и проведению творческих дел, развлекательных программ;

  • проведение тематических периодов: фольклорный фестиваль, фестиваль народной песни и т. д.;

  • подготовку и проведение дискотек, тематических вечеров, литературные чтения для старшеклассников;

  • контроль посещения учениками внешкольных мероприятий, кружков, спортивных секций;

  • подготовку поздравлений для учителей, шефов, родителей ветеранов, ученикам со знаменательными датами.

  1. Заседание центра проводится 2 раза в месяц.

  2. Лидер центра входит в Совет самоуправления и периодически даёт отчет о работе центра.

  3. Центр «Возрождение»

  4. Центр создается в каждом классе, начиная с 5-го. Он занимается возрождением традиций, обрядов Луганщины.

  5. Центр организовывает:

  • воспитание учеников на традициях родного края, их изучение и возрождение;

  • работу кружков, секций;

  • работу школьного музея;

  • участие в экспедициях по Луганщине;

  • проведение праздников в соответствии с народным календарем.

  1. Заседание центра проводится 2 раза в месяц.

  2. Лидер центра входит в Совет самоуправления и периодически даёт отчет о работе центра.

  3. Центр «Здоровье»

  4. Центр создается в каждом классе, начиная с 5-го.

  5. Центр организовывает:

  • пропаганду физкультуры и спорта среди учеников и в школьном микрорайоне;

  • спортивные соревнования, туристические походы, Дни здоровья;

  • военно-спортивные праздники и соревнования;

  • посещение спортивных секций;

  • подготовку судей по спорту.

  1. Заседание центра проводится 1 раз в месяц.

  2. Лидер центра входит в Совет самоуправления и периодически даёт отчет о работе центра.

  3. «Пресс-центр»

  4. Центр создается в каждом классе, начиная с 5-го.

  5. Центр организовывает:

  • выпуск молний, газет, стенгазет и т. д.;

  • викторины, праздники;

  • проведение бесед;

  • проведение индивидуальных консультаций.

  1. Заседание центра проводится 2 раза в месяц.

  2. Лидер центра входит в Совет самоуправления и периодически даёт отчет о работе центра.

  3. Я являюсь куратором центра «Порядок». Наш центр организовывает: дежурство в классах и по школе; проведение активных перемен; контроль посещения учебных занятий; борьбу с опозданиями; правовую пропаганду; принимает участие в работе Совета родителей. Мы проводим заседание центра 2 раза в месяц.

  4. За 1 семестр наш центр провел такие мероприятия: конкурс на лучшую классную комнату, рейд-проверка классных уголков, трудовой десант «Чистый двор», рейд «Школьный учебник», рейд-проверка «Озеленение класса», беседы о гигиенических нормах.

  5. Необходимые условия для успешной деятельности ученического самоуправления в классе:

  1. Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.

  2. Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.

  3. Деятельностный подход в организации ученического самоуправления.

  4. Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.

  5. Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.

  6. Стимулирование выполнения общественных поручений.

  7. Педагогическая поддержка ученического самоуправления.

  1. Функции педагогов в гимназии по развитию ученического самоуправления:

  2. Развитие ученического самоуправления в гимназии в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, к их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы са­моуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса.

  3. Директор гимназии отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

  4. Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

  5. Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в гимназии. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

  6. Большой вклад в создание условий для развития ученического са­моуправления призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в Различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т.д.).

  7. Особую роль в развитии ученического самоуправления призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

  8. Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие учени­ческого самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т.п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление гимназии в качестве обычного участника.

  9. Таким образом, в эффективной системе самоуправления в гимназии, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

  10. Выбор эффективной модели самоуправления:

  11. При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

  12. - свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

  13. - ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности,
    способности всех участников образовательного процесса (обучающихся,
    педагогов, родителей);

  14. - деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

  15. - тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

  16. Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления в Брянковской гимназии, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики, признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

  17. При разработке модели организации ученического самоуправления необходимо включить следующие основные разделы.

  18. Раздел I. Требования к качеству разработки модели Система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эф­фективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования, научная обоснованность, четкость структуры модели, качество нормативно-регламентирующей базы, наличие педагогически целесообразной деятельности, технологичность модели, учет условий данного общеобразовательного учреждения, положительное отношение к данной модели со стороны участников образовательного процесса, творческий вклад авторского коллектива.

  19. Раздел П. Структура модели Система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность и специфику.

  20. Блок целеполагания - принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

  21. Позиционный блок - общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.

  22. Организационный блок - выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

  23. Нормативный блок - перечень и краткая характеристика основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность.

  24. Содержательный блок - позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

  25. Технологический блок - раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.

  26. Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей. Описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

  27. Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели. Описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива; стиль педагогического управления; учет внешних условий и перспектив развития; постоянное обучение и самообучение актива; совершенствование нормативной базы и т.д.

  28. Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели. Система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в том числе накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социумом; характер изменений отношения к данной модели.

  29. Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

  30. В соответствии с представленными выше принципами и подходами существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в само­управление можно сгруппировать следующим образом.

  31. 1. Административная модель (условное название «Школьный совет») - это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

  32. 2. Игровая модель (условное название «Ньюландия») - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества     (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

  33. Сильные стороны: 1) максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии; 2) ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

  34. Слабые стороны: 1) несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением; 2) излишнее увлечение игровой стороной процесса; 3) возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

  35. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера») - это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

  36. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Де­мократическая республика») - это сочетание двух первых моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

  37. В нашем учебном заведении совмещенная административно-игровая модель самоуправления.

  38. Чтобы достичь успешной деятельность ученического самоуправления, нужно придерживаться следующих направлений:

  39. 1. Методическое обеспечение развития детского движения.
    • Организация системы видеосеминаров, видеомастер-классов, видеоконференций по современным технологиям работы детских общественных объединений и ученического самоуправления;
    • проведение научно-практических и практико-ориентированных конференций, «круглых столов», дискуссий, форумов по проблематике ученического самоуправления и детских общественных объединений для педагогов и учащихся;
    • разработка критериев оценки деятельности ученического;
    • систематизация работы по исследованию развития ученического самоуправления;
    • издание научно-методических, практических пособий для лидеров, руководителей, родителей участников ученического самоуправления. 

  40. 2. Внедрение социально-значимых проектов в практику деятельности ученического самоуправления.
    • разработка и тиражирование инновационных социально-образовательных технологий, способствующих социализации, формированию основ здорового, активного образа жизни, позитивных ценностных ориентаций, моделей активного гражданского поведения, положительной мотивации к обучению и общественной деятельности;
    • проведение ежегодного фестиваля социально-значимых проектов и социальных инициатив детских объединений и ученического самоуправления;
    • проведение открытых мероприятий, мастер-классов, презентаций успешного опыта деятельности;
    • создание электронного сборника лучших социальных проектов, инновационных технологий деятельности ученического самоуправления;
    • активизация межрегионального и международного сотрудничества ученического самоуправления (через Интернет-ресурсы, межрегиональные и интернациональные лидерские лагерные смены).

  41. 3. Выстраивание системы взаимодействия с вузами и колледжами.
    • осуществление на постоянной основе взаимодействия с советами студенческого самоуправления (разработка единого портфолио активиста самоуправления (от ученического к студенческому), проведение профориентационных встреч со студентами-активистами выпускниками ученического самоуправления образовательных организаций);
    • вовлечение активистов студенческих педагогических отрядов в исследовательскую работу по проблематике детского и молодежного движения;

  42. 4. Информационное обеспечение и позитивное позиционирование детского движения.
    • развитие информационных ресурсов ученического самоуправления образовательных организаций;
    • активное использование популярных молодежных социальных сетей для информационного сопровождения деятельности ученического самоуправления;
    • создание условий для проведения открытых дискуссий, проблемных публикаций в муниципальных и региональных СМИ, организация специализированных пресс-конференций;
    • персонификация детского движения: активная реклама достижений конкретных лидеров ученического самоуправления;
    • проведение и позитивное позиционирование ярких массовых публичных событий.

  43. 5. Содействие развитию социально одаренных учащихся.
    • проведение системы олимпиад по детскому движению, конкурсов социальных проектов с их дальнейшей реализацией и правом гарантированного поступления на бюджетные места в вузы; 
    • организация семинаров, встреч для обучающихся;
    • проведение проблемных круглых столов для педагогов по работе с социально одаренными детьми.

  44. 6. Конкурсная система.
    • разработка полугодичных и годичных конкурсных программ, нацеленных на оценку и развитие определенных направлений деятельности ученического самоуправления;
    • включение в конкурс «Педагог года» номинации для кураторов ученического самоуправления.

  45. Механизмы реализации условий для успешной деятельности ученического самоуправления:

  46. Реализация данных направлений предполагает создание многоуровневой и многофункциональной системы содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений. 
    Многоуровневость системы подразумевает содействие развитию ученического самоуправления классного, школьного, районного, окружного, городского уровня; школьных, межшкольных, районных, окружных, городских, федеральных, региональных детских общественных объединений.
    Многофункциональность системы обеспечит оказание поддержки активистам входящим в состав ученического самоуправления и детских общественных объединений, педагогам их курирующим, родителям.
    Реализация положений данной концепции предполагает формирование комплексной методической поддержки детско-взрослых общностей структур ученического самоуправления и детских общественных объединений через методическое сопровождение деятельности, разработку и реализацию модульных программ обучения, проведение семинаров (в том числе выездных), круглых слолов, конференций, форумов, вебинаров, видеоконференций; введение вместо разрозненных конкурсов годичных и полугодичных конкурсных программ; разработку и внедрение системы мониторинга эффективности работы структур ученического самоуправления и детских общественных объединений.

  47. Реализация данной программы включает в себя:

  1. Работу с ученическим коллективом.

  2. Работу с педагогическим коллективом.

  3. Работу с коллективом родителей.

  1. Ожидаемые результаты

  2. 1. Развитие структур ученического самоуправления, информационная открытость их деятельности.

  3. 2. Появление эффективных моделей взаимодействия в интересах детей и созданных ими объединений.

  4. 3. Расширение масштабов участия детей и подростков в решении социально-экономических проблем города, создание благоприятных условий для их массового вовлечения в общественно-значимую деятельность.

  5. 4. Снижение роста негативных проявлений в детской и подростковой среде, усиление противостояния экстремистским движениям.

  6. 5. Укрепление позитивного имиджа детского движения, повышение информированности горожан о вкладе детских общественных формирований в решение социальных проблем города.

  7. 6. Создание городской системы мониторинга эффективности работы ученического самоуправления и детских общественных объединений.

  8. 7. Обновление содержания, форм и методов деятельности ученического самоуправления.

  9. Методика выявления уровня развития ученического самоуправления:

  10. Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

  11. Проведение. Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 — «да», 3 — «скорее да, чем. нет». 2 — «трудно сказать», 1 — «скорее нет, чем да», 0 ~ «нет».

    1. 1

    1. 5

    1. 9

    1. 13

    1. 17

    1. 21

    1. 2

    1. 6

    1. 10  

    1. 14

    1. 18

    1. 22

    1. 3

    1. 7

    1. 11

    1. 15

    1. 19

    1. 23

    1. 4

    1. 8

    1. 12

    1. 16

    1. 20

    1. 24

  12.  

  13. 1.Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

  14. 2.Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

  15. 3.Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.

  16. 4.Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

  17. 5.Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

  18. 6.У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

  19. 7.Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

  20. 8.Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

  21. 9.Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

  22. 10.Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

  23. 11.Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.

  24. 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы

  25. своих товарищей.                                                                                          

  26. 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.

  27. 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных

  28. мероприятий для всей школы.

  29. 15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в

  30. органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед ними.

  31. 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем,

  32. стоящих перед школой.

  33. 17.Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих переел школой, с другими классами и объединениями.

  34. 18.Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов.

  35. 19.Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.

  36. 20.Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

  37. 21.Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.

  38. 22.Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

  39. 23.Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.

  40. 24.Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.

  41. Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп ( блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  42. Г). Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4); 2). Организованность классного коллектива (предл. 5, 6, 7, 8); 3). Ответственность за результаты совместной работы в классе (предл. 9,10,11,12); 4).   Участие класса в управлении делами школы (предл. 13,14,15,16); 5). Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предл. 17,18,19,20);

  43. 6). Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предл.21,22,23,24).

  44. В целом воспитательная работа в I семестре 2015-2016 уч. г. способствовала созданию в классе благоприятного психологического климата, обеспечению занятости детей во внеурочное время, внедрению новых технологий в воспитательный процесс, совершенствованию работы с учащимися и их родителями.

  45. Воспитательные задачи, которые предстоит решать во втором полугодии, такие:

  46. Это воспитание в ребятах ответственности и коллективизма при выполнении классных и школьных дел.

  47. Другой воспитательной задачей является повышение ответственности ребят за свою учебу. Воспитание общей культуры поведения, тактичного отношения друг к другу также актуально для ребят класса.

  48. Развитие организаторских способностей и навыков самоуправления – одна из основных воспитательных задач, которую предстоит решать.