СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РИКО ИП 7 класс "Развитие креативного мышления с помощью головоломок"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РИКО ИП 7 класс "Развитие креативного мышления с помощью головоломок"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»

города Магнитогорска

Информационно-познавательный проект

«Развитие креативного мышления с помощью головоломок»

Автор проекта: обучающийся 7 «А» класса Шеянова Ева

Наставник проекта: преподаватель ЛФК Гаркавенко Екатерина Сергеевна













Магнитогорск 2023

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНОСТИ……………………….

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ГОЛОВОЛОМОК……………………..

2.1 Самые популярные головоломки………………………………….…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...


3

4

5

6

9

10



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современный мир меняется стремительно. Технологии развиваются слишком быстро, и мы не всегда успеваем ко всему приспособиться. Следствием этого является постоянно растущая конкуренция. Поэтому, чтобы стать успешным человеком, добиться высоких результатов, просто необходим креативный подход и открытость ко всему новому. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, поэтому важно дать детям возможность развивать способность мыслить не стандартно и предоставить свободу решения проблем. Все дети креативны, но со временем вырабатывается стереотипность мышления.

Проблема: в школе игры-головоломки могут быть эффективным средством развития креативности детей, а они не используются.

Цель: познакомить с самыми популярными головоломками для развития креативного мышления.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «креативность».

2. Познакомить с определением и видами головоломок.

3. Создать презентацию для ознакомления с головоломками для развития креативного мышления.



1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНОСТИ

Креативность  способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание Креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию. В психологии выделены два основных направления изучения креативности Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.

Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:

1. способность к обнаружению и постановке проблем;

2. способность к генерированию большого количества проблем;

3. семантическая спонтанная гибкость  способность к продуцированию разнообразных идей;

4. оригинальность  способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6. способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.

Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана.



2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ГОЛОВОЛОМОК

Головоломка – непростая задача, для решения которой, как правило требуется сообразительность, а неспециальные знания высокого уровня. Существует огромное количество головоломок различного вида и какой - либо общепринятой классификации нет, поэтому наше разделение будет условно, но поможет нам ориентироваться в мире головоломок.

Виды головоломок.

Устные головоломки – головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести загадки, шарады, парадоксы, игру данетки.

Головоломки с предметами – это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.

Механические головоломки – это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы и др.

Печатные головоломки – это головоломки, для которых необходима бумага и карандаш. Они могут быть напечатаны или нарисованы. К таким головоломкам относятся, самые разнообразные кроссворды, ребусы, головоломка какуро, японские кроссворды, различные геометрические и математические головоломки. С развитием компьютеров стали активно развиваться компьютерные головоломки. В первую очередь туда попали устные и печатные головоломки, а также стали активно создаваться программы головоломки: флеш  головоломки, онлайн – головоломки, пасьянсы и др.



2.1 Самые популярные головоломки

Существует множество головоломок и их видов. Разумеется, обо всех рассказать невозможно, поэтому стоит затронуть только самые популярные.

Ребус.

Ребус (лат. Rebus  при помощи вещей; творческий падеж множественное число от res – вещь) – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками. Такой вид игры не только увлечет красочными яркими иллюстрациями, но и безусловно поможет в развитии. Загадки – ребусы имеют много положительных моментов:

  1. Способствуют развитию мышления.

  2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.

Шарада.

Шарада (фр. charade – загадка) – разновидность загадки. Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего как в загадке, дается описание каждого из этих слов- слогов (например: факт + ура = фактура). Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах. При этом задуманное слово распадается на «шарадные слоги».

Кубик. Рубика

Кубик Рубика (разговорный вариант «Кубик  Рубик», первоначально он был известен как «Магический кубик») – механическая головоломка, изобретена в 1974 году (и запатентованная в 1975) венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрне Рубиком.

Головоломка представляет собой пластмассовый куб, составленный из 26 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой стороне кубика окрашен в один из шести цветов, как правило расположенных парами друг напротив друга: белый  желтый, синий – зеленый, красный – оранжевый. Повороты сторон кубика позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством способов.



Задача игрока заключается в том, чтобы поворачивая стороны куба, вернуть его на такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета («собрать Кубик Рубика»).

Кубик Рубика развивает логику и реакцию. Во время сборки на скорость, нужно буквально за секунды определиться со стратегией и принять решение. Кубик Рубика повышает концентрацию внимания. Как любая логическая задача, он требует усидчивости и сосредоточенности. Важные качества эпоху клипового мышления. Сборка кубика Рубика снимает стресс.

Пятнашки.

Пятнашки – популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чемпэном. Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесенными числами, заключенных в квадратную скобку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15элементов (и в три раза больше для набора в 8 элементов), соответственно в коробке остается незаполненным одно квадратное поле.

Цель игры – перемешать костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений. Ига «Пятнашки»  это головоломка, которая является прекрасным тренажером для развития логического мышления, усидчивости, логики прекрасно развивает способности к анализу.

Судоку.

Судоку – это головоломка – пазл с числами, ставшая в последнее время очень популярной. В переводе японского «су»  «цифра», «доку»  «стоящая отдельно». Иногда судоку называют «магическим квадратом», что в общем-то не верно, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку – популярный вид досуга.

Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9 разделенный на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, все игровое поле не имеет смысла, ведь тогда не будет задана задача. В зависимости от того, сколько клеток уже заполнены, конкретное судоку можно отнести к легким или сложным. Судоку развивает память, логическое мышление, помогает с концентрацией и борется со слабоумием. Полезна в любом возрасте для развития умственных способностей и поддержания их в отличном состоянии.

Друдлы

Друдлы  задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.

Возможно, вы помните с детства эту шуточную картинку-загадку из серии “Что здесь нарисовано?” Вроде бы нарисована ерунда  какие-то линии, треугольники. Однако, стоит лишь узнать ответ, и сразу угадываются в непонятных закорючках очертания реального предмета

Друдлы  (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.

Друдл  это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ  тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать  и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор.

На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по-разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы  (droodle).

Возможно, вы помните с детства эту шуточную картинку-загадку из серии “Что здесь нарисовано?” Вроде бы нарисована ерунда – какие-то линии, треугольники. Однако, стоит лишь узнать ответ, и сразу угадываются в непонятных закорючках очертания реального предмета.

Любители головоломок  друдлов не ограничиваются одним ответом. Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет. Побеждает тот, кто придумает больше интерпретаций или игрок, который придумает наиболее необычный ответ.

Друдлы  головоломка для любого возраста. Начинать игры проще с незамысловатых друдлов, на которых хорошо угадывается знакомый объект. Лучше, если изображение будет иметь минимум деталей. Обратите внимание, что для подстегивания воображения, лучше делать задачки черно-белыми.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект получился очень интересным. Я уверена, что собранная мною информация была интересна и моим одноклассникам. Собирание головоломок увлекательно и очень полезно. Это занятие выступает превосходным тренажером для мозга. Благодаря головоломкам можно обрести способность логически анализировать и креативно мыслить. Я собирала информацию по данной теме и изучив дополнительную литературу и познакомившись с различными источниками, я больше узнала о понятии, видах головоломок, познакомила свих одноклассников с самыми популярными головоломками, узнала важную роль головоломок в нашей жизни. Создала презентацию для ознакомления с очень увлекательной головоломкой для развития креативности «Друдлы». Головоломки развивают не только усидчивость, логику и концентрацию, развивают гибкость ума позволяя мыслить креативно, развивают способность принимать нестандартные решения.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва.: Просвещение, 1991. – 187 с.

2. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд; Под ред. А. М. Матюшкина // Психология мышления. – Москва. – 1965. –324 с.

3. Купер, Л. Креатив на 100%. Как развить творческое мышление [Текст] / Л. Купер. – Москва.: AB Publishing, 2014. – 62 с.