Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»
города Магнитогорска
Информационно-познавательный проект
«Развитие креативного мышления с помощью головоломок»
Автор проекта: обучающийся 7 «А» класса Шеянова Ева |
Наставник проекта: преподаватель ЛФК Гаркавенко Екатерина Сергеевна |
Магнитогорск 2023
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНОСТИ………………………. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ГОЛОВОЛОМОК…………………….. 2.1 Самые популярные головоломки………………………………….… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... | 3 4 5 6 9 10 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный мир меняется стремительно. Технологии развиваются слишком быстро, и мы не всегда успеваем ко всему приспособиться. Следствием этого является постоянно растущая конкуренция. Поэтому, чтобы стать успешным человеком, добиться высоких результатов, просто необходим креативный подход и открытость ко всему новому. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, поэтому важно дать детям возможность развивать способность мыслить не стандартно и предоставить свободу решения проблем. Все дети креативны, но со временем вырабатывается стереотипность мышления.
Проблема: в школе игры-головоломки могут быть эффективным средством развития креативности детей, а они не используются.
Цель: познакомить с самыми популярными головоломками для развития креативного мышления.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «креативность».
2. Познакомить с определением и видами головоломок.
3. Создать презентацию для ознакомления с головоломками для развития креативного мышления.
1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
Креативность способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание Креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию. В психологии выделены два основных направления изучения креативности Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.
Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:
1. способность к обнаружению и постановке проблем;
2. способность к генерированию большого количества проблем;
3. семантическая спонтанная гибкость способность к продуцированию разнообразных идей;
4. оригинальность способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6. способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.
Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ГОЛОВОЛОМОК
Головоломка – непростая задача, для решения которой, как правило требуется сообразительность, а неспециальные знания высокого уровня. Существует огромное количество головоломок различного вида и какой - либо общепринятой классификации нет, поэтому наше разделение будет условно, но поможет нам ориентироваться в мире головоломок.
Виды головоломок.
Устные головоломки – головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести загадки, шарады, парадоксы, игру данетки.
Головоломки с предметами – это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.
Механические головоломки – это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы и др.
Печатные головоломки – это головоломки, для которых необходима бумага и карандаш. Они могут быть напечатаны или нарисованы. К таким головоломкам относятся, самые разнообразные кроссворды, ребусы, головоломка какуро, японские кроссворды, различные геометрические и математические головоломки. С развитием компьютеров стали активно развиваться компьютерные головоломки. В первую очередь туда попали устные и печатные головоломки, а также стали активно создаваться программы головоломки: флеш головоломки, онлайн – головоломки, пасьянсы и др.
2.1 Самые популярные головоломки
Существует множество головоломок и их видов. Разумеется, обо всех рассказать невозможно, поэтому стоит затронуть только самые популярные.
Ребус.
Ребус (лат. Rebus при помощи вещей; творческий падеж множественное число от res – вещь) – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками. Такой вид игры не только увлечет красочными яркими иллюстрациями, но и безусловно поможет в развитии. Загадки – ребусы имеют много положительных моментов:
Способствуют развитию мышления.
Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
Шарада.
Шарада (фр. charade – загадка) – разновидность загадки. Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего как в загадке, дается описание каждого из этих слов- слогов (например: факт + ура = фактура). Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.
Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах. При этом задуманное слово распадается на «шарадные слоги».
Кубик. Рубика
Кубик Рубика (разговорный вариант «Кубик Рубик», первоначально он был известен как «Магический кубик») – механическая головоломка, изобретена в 1974 году (и запатентованная в 1975) венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрне Рубиком.
Головоломка представляет собой пластмассовый куб, составленный из 26 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой стороне кубика окрашен в один из шести цветов, как правило расположенных парами друг напротив друга: белый желтый, синий – зеленый, красный – оранжевый. Повороты сторон кубика позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством способов.
Задача игрока заключается в том, чтобы поворачивая стороны куба, вернуть его на такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета («собрать Кубик Рубика»).
Кубик Рубика развивает логику и реакцию. Во время сборки на скорость, нужно буквально за секунды определиться со стратегией и принять решение. Кубик Рубика повышает концентрацию внимания. Как любая логическая задача, он требует усидчивости и сосредоточенности. Важные качества эпоху клипового мышления. Сборка кубика Рубика снимает стресс.
Пятнашки.
Пятнашки – популярная головоломка, придуманная в 1878 году Ноем Чемпэном. Представляет собой набор одинаковых квадратных костяшек с нанесенными числами, заключенных в квадратную скобку. Длина стороны коробки в четыре раза больше длины стороны костяшек для набора из 15элементов (и в три раза больше для набора в 8 элементов), соответственно в коробке остается незаполненным одно квадратное поле.
Цель игры – перемешать костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений. Ига «Пятнашки» это головоломка, которая является прекрасным тренажером для развития логического мышления, усидчивости, логики прекрасно развивает способности к анализу.
Судоку.
Судоку – это головоломка – пазл с числами, ставшая в последнее время очень популярной. В переводе японского «су» «цифра», «доку» «стоящая отдельно». Иногда судоку называют «магическим квадратом», что в общем-то не верно, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку – популярный вид досуга.
Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9 разделенный на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, все игровое поле не имеет смысла, ведь тогда не будет задана задача. В зависимости от того, сколько клеток уже заполнены, конкретное судоку можно отнести к легким или сложным. Судоку развивает память, логическое мышление, помогает с концентрацией и борется со слабоумием. Полезна в любом возрасте для развития умственных способностей и поддержания их в отличном состоянии.
Друдлы
Друдлы задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.
Возможно, вы помните с детства эту шуточную картинку-загадку из серии “Что здесь нарисовано?” Вроде бы нарисована ерунда какие-то линии, треугольники. Однако, стоит лишь узнать ответ, и сразу угадываются в непонятных закорючках очертания реального предмета
Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы.
Друдл это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор.
На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по-разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle).
Возможно, вы помните с детства эту шуточную картинку-загадку из серии “Что здесь нарисовано?” Вроде бы нарисована ерунда – какие-то линии, треугольники. Однако, стоит лишь узнать ответ, и сразу угадываются в непонятных закорючках очертания реального предмета.
Любители головоломок друдлов не ограничиваются одним ответом. Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет. Побеждает тот, кто придумает больше интерпретаций или игрок, который придумает наиболее необычный ответ.
Друдлы головоломка для любого возраста. Начинать игры проще с незамысловатых друдлов, на которых хорошо угадывается знакомый объект. Лучше, если изображение будет иметь минимум деталей. Обратите внимание, что для подстегивания воображения, лучше делать задачки черно-белыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект получился очень интересным. Я уверена, что собранная мною информация была интересна и моим одноклассникам. Собирание головоломок увлекательно и очень полезно. Это занятие выступает превосходным тренажером для мозга. Благодаря головоломкам можно обрести способность логически анализировать и креативно мыслить. Я собирала информацию по данной теме и изучив дополнительную литературу и познакомившись с различными источниками, я больше узнала о понятии, видах головоломок, познакомила свих одноклассников с самыми популярными головоломками, узнала важную роль головоломок в нашей жизни. Создала презентацию для ознакомления с очень увлекательной головоломкой для развития креативности «Друдлы». Головоломки развивают не только усидчивость, логику и концентрацию, развивают гибкость ума позволяя мыслить креативно, развивают способность принимать нестандартные решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва.: Просвещение, 1991. – 187 с.
2. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд; Под ред. А. М. Матюшкина // Психология мышления. – Москва. – 1965. –324 с.
3. Купер, Л. Креатив на 100%. Как развить творческое мышление [Текст] / Л. Купер. – Москва.: AB Publishing, 2014. – 62 с.