РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ, ЛЕПКА, КОНСТРУИРОВАНИЕ
К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОСЯТСЯ:
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
(РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ)
- КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ РАЗНОГО МАТЕРИАЛА;
- ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РИСОВАНИЕ
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТНОГО РИСОВАНИЯ
- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
- развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
ЗАДАЧИ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ
- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
- научить передавать взаимодействия между объектами;
- научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ НАЧИНАЮТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
В младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные, но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.
ЗАДАЧИ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ
- развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- развивать чувство цвета;
- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
АППЛИКАЦИЯ
- ДЕКОРАТИВНОЕ — ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ И РАСТИТЕЛЬНЫХ ФОРМ
- ПРЕДМЕТНОЕ — ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ИЛИ СИЛУЭТОВ
- ВЫРЕЗЫВАНИЕ И НАКЛЕИВАНИЕ ФОРМ
- ПРЕДМЕТНОЕ
- СЮЖЕТНОЕ
- ДЕКОРАТИВНОЕ
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ
- различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
- знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
- знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
- развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
- составлять изображение предмета из отдельных частей;
- располагать предметы в сюжетной аппликации.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ
УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ВЫРЕЗЫВАНИЯ:
- а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
- б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;
- в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей;
- г) вырезывание по контуру;
- д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ НАКЛЕИВАНИЯ (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
ЛЕПКА
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕПКЕ
- содействовать формированию у детей интереса к лепке;
- знакомить их со свойствами материала;
- учить правильно пользоваться глиной;
- помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;
- научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки).
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОЙ ЛЕПКЕ
СЮЖЕТНАЯ ЛЕПКА ПРОВОДИТСЯ С ДЕТЬМИ СТАРШИХ ГРУПП
- научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;
- использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке;
- изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКЕ
- познакомить с предметами народного творчества (младшая группа);
- научить украшать предметы;
- научить детей (старшая, подготовительная группы) создавать интересные декоративные изделия;
- использовать различные инструменты для лепки и выполнения узоров;
- закреплять приемы лепки путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, ленточного способа лепки .
КОНСТРУИРОВАНИЕ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАТЕРИАЛА РАЗЛИЧАЮТ:
- конструирование из строительных материалов;
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов (СРЕДНЯЯ ГРУППА) ;
- конструирование из природного материала.
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
ГЛАВНЫМ ПРИНЦИПОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА РИСОВАНИЮ ЯВЛЯЕТСЯ НАГЛЯДНОСТЬ: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ВИДЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ ТОТ ПРЕДМЕТ, ЯВЛЕНИЕ, КОТОРЫЕ ОН СОБИРАЕТСЯ ИЗОБРАЗИТЬ.
Первая младшая группа
- наглядной основой является деятельность воспитателя, ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему;
- активную обучающую роль выполняет подражание ;
- вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу;
- совместное использование показа приемов рисования и словесного объяснения;
- повторное объяснение;
- включение игровых ситуаций;
- возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятии после выполнения учебного задания.
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Вторая младшая группа
- развитие умений изображать различные формы;
- развитие технических навыков в пользовании карандашом и красками и умений изображать различные предметы;
- восприятие окружающей жизни - основа методики обучения;
- все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности;
- словесное сопровождение процесса рисования;
- включение в процесс рисования и различных средств воздействия, например музыку (звучание капель дождя); использование приема художественное слово;
- новые движения, которыми необходимо овладеть детям сначала воспитатель производит рукой в воздухе, затем повторяет это движение вместе с детьми;
- эффективным приемом наглядного обучения является рисунок воспитателя;
- учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы ;
- изображаемый предмет используется в начале занятия для уточнения представлений о форме, цвете, частях предмета или в игровом плане для создания эмоционального настроя и не является натурой ;
- в некоторых случаях для оживления представлений детей можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок;
- просмотр детских работ и несложный анализ;
- индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей.
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Средняя группа
- научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет;
- большое место занимает использование натуры, натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями;
- при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением;
- перечисление всех рассматриваемых признаков предмета должно идти в том порядке, какими они даются в изображении;
- натура должна быть установлена так, чтобы дети видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части;
- включение игровых моментов;
- нельзя знакомить детей с каким-либо приемом рисования на основе картины, она может служить лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете ;
- показ приемов рисования, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.
- в декоративном рисовании может быть использован образец рисунка;
- образец в предметном и сюжетном рисовании не может быть применен;
- использование художественного слова;
- анализ рисунков в конце занятия.
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Старшая группа
- основное внимание уделяется развитию самостоятельного творчества детей;
- игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию;
- в качестве натуры используются более сложные и разнообразные предметы;
- научить изображать несложные движения живых объектов;
- рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям;
- рисование с натуры не требует дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов;
- картина (рисунок воспитателя) не может служить образцом для детского рисунка, после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание копирования детьми;
- образец, изготовленный воспитателем, используется главным образом в декоративном рисовании;
- полный показ способов изображения применяется реже, употребляется частичный показ;
- педагогический рисунок выполняется на отдельном листе;
- использование литературных произведений в качестве метода обучения, способствует развитию творческой инициативы;
- использование словесного художественного образа;
- приобщение детей к анализу рисунков; неудачную работу не следует обсуждать коллективно , ее надо проанализировать индивидуально с ее автором.
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Подготовительная к школе группа
- большое место отводится рисованию с натуры – ведущий метод обучения;
- не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов;
- учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах;
- использование в качестве натуры разнообразных по форме, размеру;
- близкое «индивидуальное» расположение натуры;
- широко используется картина как средство обогащения представлений и знаний детей в предварительной работе перед началом рисования;
- ценным пособием для рисования являются книжки-картинки с игровыми действиями;
- применение образца еще более ограниченное ;
- образец может быть использован при предметном или сюжетном рисовании, но не с целью копирования, а для обогащения рисунков детей разнообразными деталями формы;
- если в этом есть необходимость , то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования;
- использование художественных словесных образов;
- коллективное задание;
- приобщение детей к анализу рисунков.
ОБУЧЕНИЕ ЛЕПКЕ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
В НАЧАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЛУЧШЕ ВСЕГО ОБЪЕДИНЯТЬ ГРУППАМИ ПО 5-6 ЧЕЛОВЕК. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 5-8 МИНУТ С КАЖДОЙ ПОДГРУППОЙ. ПО МЕРЕ ТОГО КАК ДЕТИ ОЗНАКОМЯТСЯ С МАТЕРИАЛОМ, НАУЧАТСЯ ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ, МОЖНО ПЕРЕХОДИТЬ К ФРОНТАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ СО ВСЕЙ ГРУППОЙ.
Младшая группа
- приемы обучения носят наглядно-действенный характер;
- необходимы подобные пояснения;
- непосредственное обучение лепке начинается с обыгрывания того предмета, который надо изобразить;
- при недостаточно скоординированных движениях рук воспитатель может взять руки ребенка в свои и показать нужные движения;
- занятия лепкой должны активизировать детское мышление (наводящие вопросы);
- для развития сообразительности, самостоятельности в решении темы можно каждому ребенку предложить вылепить любой предмет из готовых, знакомых форм;
- большое значение при обучении детей имеют правильно подготовленный материал .
ОБУЧЕНИЕ ЛЕПКЕ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Вторая младшая группа
- освоение различных форм: шар, цилиндр, диск, развитие умения различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки;
- знакомство с формой предмета воспитатель должен проводить группами по 5-6 человек за один или два дня до занятия;
- показ воспитателем приемов изображения и объяснение;
- использование игровых приемов;
- чтение сказок оказывает самое благотворное влияние на развитие фантазии, творческой самостоятельности, пробуждает интерес к изобразительной деятельности.
ОБУЧЕНИЕ ЛЕПКЕ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Средняя группа
- использование природного материала как наглядного пособия;
- обследование предмета – воспитатель сначала определяют форму частей, затем, фиксируя внимание на более мелких частях, проводит по ним пальцем, дети повторяют эти движения;
- образец обычно дается до занятия с той целью, чтобы ребята успели его рассмотреть, и остается перед ними на протяжении всего занятия;
- во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель прибегает к неполному показу ;
- необходим показ способов соединения частей;
- большое внимание уделяется правильной передаче пропорций;
- используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение;
- важно проводить беседы с детьми по их работам (в основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы);
- работа детей со стекой.
ОБУЧЕНИЕ ЛЕПКЕ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Старшая группа
- предоставление детям больше самостоятельности в выборе темы;
- учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений;
- научить понимать и передавать в лепке характер изображаемого, для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами;
- предварительное рассматривание (обследование) предметов;
- воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии;
- задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении;
- указания на недостатки в изображении заключаются в наводящих вопросах воспитателя, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств;
- в конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить.
ОБУЧЕНИЕ ЛЕПКЕ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Подготовительная к школе группа
- большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику, это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности;
- для формирования зрительных восприятий воспитатель показывает детям игрушки, изображающие людей, животных, картинки с изображением отдельных предметов и эпизодов из сказок и рассказов;
- наблюдение и рассматривание разных предметов с целью более детального анализа формы, пропорций, положения частей и действию, фактуры, деталей и дополнительных предметов, усиливающих характеристику образа;
- параллельное овладение изображением предмета в определенном положении, в действии;
- показ детям некоторых средств лепки, которые помогут сделать образ более точным и выразительным;
- индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение;
- фронтальный показ способов лепки используют ограниченно;
- коллективная лепка, предполагает распределение детей на группы (каждой группе дается задание);
- декоративная лепка сопровождается выполнением предварительного эскиза;
- совместна подготовка материала к занятию (глины)
ОБУЧЕНИЕ АППЛИКАЦИИ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ НАЧИНАЮТ ПРОВОДИТЬ СО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ; в первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой
Вторая младшая группа
- большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения;
- готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания ;
- объяснение педагога - формы для наклеивания - дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием - воспитатель проверяет правильность расположения элементов – клей – наклеивание;
- рассматривание предмета на занятиях аппликацией используется для оживления представлений дошкольников об особенностях формы, цвета предмета;
- рассматривание натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных воспитателем, особенно на первых занятиях;
- в процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности;
- образец чаще всего показывают для точного повторения;
- показ воспитателем приемов работы необходим для выработки правильных умений у детей (показ наиболее сложных приемов дается до тех пор, пока воспитатель не убедится, что малыши овладели ими и самостоятельно могут применять в работе.);
- показ последовательности выполнения аппликации (каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением);
- с детьми, которым трудно выполнить задание проводится индивидуальная работа.
ОБУЧЕНИЕ АППЛИКАЦИИ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Средняя группа
- составление аппликаций, с использованием как готовых форм, так и самостоятельно вырезанных;
- более детальное изучение изображаемых предметов;
- при более сложных заданиях материал раздают индивидуально каждому;
- рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов;
- образец бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру;
- нередко используют частичный показ приемов выполнения задания;
- особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами(первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8—10 человек);
- в конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация, аккуратно ли наклеены формы.
ОБУЧЕНИЕ АППЛИКАЦИИ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Старшая группа
- основная задача обучения аппликации — овладение разнообразными приемами вырезывания;
- изображение предметов, имеющих различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения;
- при изучении натуры (или заменяющей ее картинки) проводится анализ строения предмета, вычленяются отдельные части, обрисовывается их форма и отмечаются соотношения их друг с другом.;
- рекомендуется подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей;
- образец используется в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет (образец может быть заменен натурой или картинкой);
- рекомендуется чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции;
- новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя;
- наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое - рекомендуется при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге;
- выполнение коллективных заданий.
ОБУЧЕНИЕ АППЛИКАЦИИ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Подготовительная к школе группа
- новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание;
- при анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем;
- вырезание состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы);
- в некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру (декоративная аппликация);
- знакомство с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги;
- образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи;
- соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм в сюжетной аппликации;
- выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа
ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
НЕОБХОДИМО ВЫЗВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ДЕЙСТВИЯМ С КУБИКАМИ И КИРПИЧИКАМИ, НАУЧИТЬ УЗНАВАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ ИХ, СЛЕДИТЬ ЗА НЕСЛОЖНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ С НИМИ ВЗРОСЛОГО И ВОСПРОИЗВОДИТЬ ЭТИ ДЕЙСТВИЯ: НАКЛАДЫВАТЬ КУБИКИ И КИРПИЧИКИ ДРУГ НА ДРУГА, УКЛАДЫВАТЬ РЯДОМ (ЗАНЯТИЯ С КУБИКАМИ И КИРПИЧИКАМИ ПРОВОДЯТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО С КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ В ТЕЧЕНИЕ 3-6 МИНУТ)
Первая младшая группа
- программа конструктивной деятельности предусматривает и в этой группе только конструирование из строительного материала;
- дети учатся различать материалы по форме и величине, понимать, что устойчивость зависит от положения, учатся правильно называть предметы;
- на занятиях воспитатель организует детей в группы по 4-6, 6-8 человек, позже по 10-12 и занятия с целой группой;
- постройки, с помощью которых дети обучаются способам конструирования, не должны быть сложными;
- желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики - в красные, кирпичики - в желтые и т. д.). следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке ;
- на занятиях нужно использовать образные игрушки, соразмерные с набором строительного материала, вызывать у детей желание поиграть с постройкой.
ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Вторая младшая группа
- для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой;
- основной материал для конструирования – строительный;
- закрепление конструктивных навыков: расположение кирпичиков, пластин на плоскости в 1-2 ряда, вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу;
- в процессе занятий дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены;
- важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек;
- создание условий для выполнения построек по замыслу;
- дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте.
ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Средняя группа
- помимо игры и занятия со строительным материалом, планируется изготовление поделок из бумаги, природного и других материалов.;
- процесс знакомства с предметами (игрушками) необходимо подчинять созданию обобщенных представлений о группе однородных предметов;
- необходимо наблюдать с детьми строящиеся здания, другие сооружения, обращая внимание на дружную работу строителей, рассматривать архитектуру зданий, машины и другие предметы;
- продолжение обучения конструктивным действиям по образцу,;
- определяется последовательность процесса выполнения постройки, рассматривание нескольких образцов, выполненных воспитателем;
- следует обучать детей строить вместе;
- воспитание умения оценивать эстетические качества предметов, необходимо также обращать внимание детей на цвет деталей, учить группировать их так, чтобы отдельные части постройки имели один цвет;
- вводится новый вид занятий - конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов ;
- обучение операциям с бумагой: сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части к основной форме;
- особое внимание уделяется способу наклеивания;
- при изготовлении игрушек из природного материала, необходимо показать детям процесс изготовления и скрепления частей;
- желательно, чтобы поделки нашли применение в игре, в быту.
ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Старшая группа
- программа в этой группе предусматривает следующие виды конструирования: из строительных наборов, бумаги, различных коробок и природного материала;
- анализ образцов готовых поделок, конструкций, выделение в них существенных признаков, группировка их по сходству основных;
- дети должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач;
- большое внимание уделяется играм детей с элементами конструирования;
- выполнение работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию ;
- необходимость учить детей сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии;
- для изготовления поделок используют плотную белую и цветную бумагу, тонкий картон, всевозможные коробки и другие материалы;
- для изготовления игрушек из всевозможных материалов воспитатель должен показать способы скрепления;
- любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх, можно устроить музей, рассматривать и анализировать с детьми их же работы;
- на занятиях конструированием из строительного материала продолжают работу по обучению детей некоторым техническим навыкам;
- комплексные постройки следует выполнять коллективно.
ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЮ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Подготовительная к школе группа
- основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установления связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни;
- время прогулок необходимо знакомить детей с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства;
- обучение детей коллективному труду;
- особое внимание следует уделить воспитанию организованности в работе, трудолюбию (ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы);
- конструирование не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу;
- освоение следующих способов работы: складывать квадратный лист бумаги в 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, делить лист бумаги по диагонали; чертить круг с помощью шнурка и карандаша; делать игрушки, складывая лист бумаги в разных направлениях; готовить бумажные формы, как детали для изготовления объемных игрушек;
- дети продолжают делать игрушки из природного материала;
- конструирование из строительных наборов и конструкторов занимает большое место на занятиях и в играх.
ПРОВЕДЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ЭТАПА:
- Первый этап - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
- Второй этап - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
- Третий этап - анализ выполнения задания и его оценка.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по временному промежутку занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
ОФОРМЛЕНИЕ КОНСПЕКТА НОД ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по (Область)
на тему: «……………..» для детей _________ группы.
Фамилия автора и его должность
Название города, села, поселка
20___год
ОФОРМЛЕНИЕ КОНСПЕКТА НОД
цель - это конечный результат. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами. Задача – то, что требует исполнения, решения.
обучающие
развивающие
воспитывающие
Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д. А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п. цели и задачи занятия заменяют программное содержание.
- Материалы и оборудование
- Словарная работа
- Мотивация к деятельности
- Организация продуктивной деятельности
- Самостоятельная деятельность детей
- Подведение итогов