3 класс
Вид урока: комбинированный.
Тема урока: «Родина моя–Россия».
Цель: «Научить рисовать летний пейзаж средней полосы России».
Задачи:
а) Обучающие:
-Познакомить с понятиями: пейзаж, элементы пейзажа, характер пейзажа.
-Познакомить с картинами И. Левитана («Март», «Золотая осень») и И. Шишкина («Рожь», «Корабельная роща»).
-Рассказать о композиционной идее построения, основных объектах и цветовой гамме.
б) Развивающие:
-Развитие словарного запаса.
-Развитие искусствоведческого мышления.
-Развитие композиционного мышления.
-Приобщение к живописной технике.
в) Воспитательные:
-Приобщение познавательного интереса к истории русского искусства и пейзажного жанра.
-Воспитание любви к природе и родному краю.
-Формирование интереса к изучению и практическому применению основных этапов работы над пейзажем в технике живописи.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
Методы:
1.Рассказ.
2.Объяснение.
3.Демонстрация.
Средства:
Белая бумага (формат А 4), графитный карандаш ТМ, резинка, сосуд для воды, краски, кисти (большая, средняя, маленькая), палитра, бумажные салфетки.
Оборудование:
Доска, мел, карточки–задания, карточки–репродукции, лист белой бумаги А3, краски, кисти, сосуд для воды, палитра, бумажные салфетки.
План урока:
1.Организационная часть (2 мин.);
2.Теоретическая часть (10 мин);
3.Практическая часть (25 мин);
4.Подведение итогов (3 минут).
Ход урока:
1.Организационная часть.
1.1.Организация рабочего пространства на столе.
1.2.Приветствие.
2.Теоретическая часть.
2.1.Рассказ.
Слово–РОДИНА имеет один корень с такими словами, как: род, родители, родословная, родственники. Если задуматься о смысле всех этих слов, то в душе у каждого человека возникает чувство любви к своим родным и близким людям, к месту, где родился и вырос.
В изобразительном искусстве изображение родины, в первую очередь, связано с таким жанром, как пейзаж. Французское слово-пейзаж (paysage) и обозначает такие понятия, как: местность, страна, родина.
Почему именно жанр пейзажа ассоциируется у людей с понятием-родина? Может быть потому, что каждый художник изображает на своих полотнах ту местность, где он родился и вырос. Художник рисует то, что ему дорого с детства. Ведь все элементы пейзажа: земля, растительный покров, вода, небо, воздух и свет каждый день окружают человека. Человек, погружаясь в пространственную среду становится частью этого мира.
Пейзаж-жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.
Пейзажем называют также произведение этого жанра.
Пейзаж–традиционный жанр станковой живописи и графики.
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, городской архитектурный (ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии–марина.
Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.
В изобразительном искусстве нет такого определения–русский пейзаж. Но есть большое количество художников, которые внесли в жанр пейзажа русскую самобытность. Россия–огромная страна, с разнообразным ландшафтом и постоянно сменяющимися временами года. Кроме этого у нас много районов, краев, областей, республик, каждая из которых имеет свое неповторимое очарование с характерными особенностями местности. Самыми значимыми пейзажами русской школы живописи являются те, на которых изображена средняя полоса России и русский север. Природа этих мест оказывает сильное энергетическое воздействие на художников, настраивает их на лирический лад.
Великий русский пейзажист И. Левитана изображал пейзаж-настроение. На его картинах воплощались изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передавал объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так, написанные им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменуют высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», 1878, «Корабельная роща», 1898). Сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Бескрайние просторы полей, колышащееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о былинном величии и мощи русской природы.
2.2.Объяснение.
Чтобы изобразить пейзаж родной земли предлагаю вам обратиться к двум символам, которые наиболее характерно подчеркнут композицию пейзажа–хлебное поле и березовая роща. Хлеб созревает во второй половине лета. Страда (уборка хлеба на полях) начинается в июле. Это самый жаркий летний месяц. Люди стараются побыстрее собрать урожай, так как в июле (особенно на севере) выпадает много осадков в виде дождя и града. Небо заполняют облака, которые контрастно смотрятся на голубом небосводе. Если выйти в поле, то перед дождем высоко в небе можно увидеть жаворонков. В июле в лесу появляются первые грибы–подберезовики и подосиновики, если повезет, можно увидеть и белые. Дети любят ходить в лес за грибами. Особенно в березовый лес. Он светлый и приветливый. В лес ходят группами и берут с собой собаку, для того, что бы не заблудиться. В июле в лесу много комаров, поэтому одевают легкую светлую одежду (например, рубашку) с длинными рукавами. Девочки повязывают на голову белый платок, мальчики одевают кепку. Светлая одежда между деревьями легко привлекает внимание. Дети могут видеть друг друга. Это правило помогает не заблудиться в лесу и не потерять друг друга из вида.
3.Практическая часть.
3.1.Демонстрация.
3.1.1.Композиция. Рисунок.
Выбираем формат бумаги А4. Располагаем его вертикально. Для построения композиции используем графитный карандаш.
По вертикали лист делим на три части. В нижней части листа размещаем землю (1/3 часть композиции). В верхней–небо (2/3 части композиции). Проводим линию горизонта и соединяем землю и небо.
Композиция состоит из пяти планов. В каждом из них будут располагаться элементы композиции: дорога, хлебное поле, деревья (березы), роща, дома и небо. Распределяем планы на вертикальном формате композиции и заполняем их элементами пейзажа.
3.1.2.Цвет. Живопись.
Определяем выбор цветовой гаммы. Композиция состоит как из теплых, так и из холодных цветов. Дорогу на переднем плане в жаркий июльский полдень прописываем светло коричневым цветом. Хлебные колосья– охрой золотистой. Лужайки–желто-зеленым цветом. Березы–сине– зеленым. Краски неба–голубым, синим и белым.
На первом этапе лучше прописать небо. На втором-землю. На третьем- можно уделить больше внимания крупным объектам, таким как деревья. Если не умеете правильно смешивать краски, то пишите локальными (чистыми) цветами. После того, как высохнет первый слой, нужно постараться показать объем. Четвертый этап-самый сложный для работы над композицией. Объем появится тогда, когда вы начнете прописывать участки в тени. Для этого нужно использовать холодные цвета (например, синий и фиолетовый). На первых двух этапах работы лучше всего пользоваться широкими кистями. На последнем–пятом этапе работы с цветом, можно использовать тонкую кисть. Этой кистью легко прописываем кору на деревьях, травку на переднем плане, птиц в небе, хлебные колосья и домики вдали.
4.Подведение итогов.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Демонстрация выполненного задания.
Приложение
