Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике граттаж
«Цветик-многоцветик»
(Открытое занятие совместно с родителями в подготовительной группе).
Цель: познакомить детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования - техникой граттаж.
Программные задачи:
Образовательные: - познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – граттаж. - учить изображать цветы в технике «граттаж» на основе собственных представлений - закрепить технику рисования масляной пастелью и технику нанесения мазков кистью
Развивающие: - развивать у детей воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус. - выделять слова и действия, относящиеся к нетрадиционной технике рисования, обогащать словарный запас, - развивать цветовосприятие и творческие способности. Воспитательные: - формировать положительные взаимоотношения детей и родителей при организации совместного творчества - развивать двигательную активность детей и мелкую моторику рук. - формировать аккуратность при выполнении работы.
Методы и приемы: Словесные, наглядные, поисковые, продуктивные.
План НОД: Создание проблемных ситуаций, объяснение и показ приёмов рисования, самостоятельная деятельность, индивидуальная помощь, анализ работ, рефлексия.
Материалы: Гравюры, приобретенные в магазине. Музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Вальс цветов» и песня «Есть на свете цветок алый-алый» из мультфильма «Шелковая кисточа» (1977). Слова Михаила Пляцковского, композитор Юрий Чичков.
Раздаточный материал: альбомный лист формата А4, гуашь, жидкое мыло, стеки, масляная пастель, салфетки.
Ход занятия:
- Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня я приготовила для вас сюрприз, пригласила ваших родителей не только посмотреть, как вы рисуете, но и принять участие в создании рисунков. Посмотрите, что я принесла, знаете, что это? (показываю магазинные гравюры) Как пользоваться этой заготовкой? (Ответы детей) - Верно, вы дома уже рисовали такие картинки, но что можно на этих листах нарисовать? А если вы захотите нарисовать что – нибудь другое получится? (Ответы детей) - Как вы думаете, как сделаны эти заготовки и можем ли мы сами сделать такие, что бы рисовать что хочется? (Ответы детей) - Может родители помогут ответить на этот вопрос? Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новой техникой рисования под названием «Граттаж». На что похоже это слово? (Ответы детей) «Граттаж» в переводе с французского языка означает – скрести, царапать. Поэтому есть другие названия этой техники – техника царапанья, цап – царапки, воскограффия, графограффия. Для того что бы выполнить эту работу нужно придумать, что будем рисовать и подготовить лист. -Что бы вы хотели нарисовать, давайте придумаем для начала что-нибудь самое простое.(Ответы детей) Или цветок, исполняющий желания, знаете такой? (Ответы детей) -Какие цвета понадобятся? (Ответы детей) -Сначала необходимо полностью, без пробелов закрасить лист пастелью (можно использовать свечу или восковые мелки) разных цветов. Как лучше держать пастель для тонировки листа? (Ответы детей, выполнение работы педагогом) - Пастель нам больше не нужна, поэтому ее убираем, чтобы не испачкать краской. -Затем смешиваем черную гуашь и жидкое мыло в равных пропорциях, и аккуратно наносим тонким слоем полученную смесь на затонированный лист. Как наносить мазки? (Ответы детей, выполнение работы педагогом) - Верно! Слева направо или сверху вниз. - Что делать дальше я покажу, когда лист высохнет, а пока предлагаю вам с родителями договориться, кто каким цветом и какую часть листа будет тонировать, и приступайте к рисованию. (Самостоятельное выполнение работ под музыку. Помощь педагога, при затруднении выполнения тонировки) - Теперь, когда лист готов можно начинать царапать! Я приготовила стеки, а чем еще можно царапать? (Ответы детей) - Какие вы молодцы, столько вариантов придумали! С чего начнем рисовать наш цветок? (Ответы детей) - Да, с середины, ставим точку и начинаем ее раскручивать по спирали, можете нарисовать середину любым другим способом. Теперь процарапываю контуры лепестков и листьев, а потом середину каждого лепестка и можно украсить узорами все свободное пространство на листе. Пока я вам показывала способ рисования, ваши заготовки подсохли, и вы можете нарисовать свой необыкновенный цветок, лепестки могут быть любой формы. Договоритесь со своими родителями, какие лепестки вы будете рисовать, и приступайте к процарапыванию. (Самостоятельное выполнение работ под музыку. Помощь педагога, при затруднении выполнения процарапывания.) Кто закончил работу, можно навести порядок на своем рабочем месте и посмотреть работы других детей, если они не против. (педагог, хвалит детей и родителей, обращая внимание на необычность каждой работы).
- Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- Как называется техника, с которой вы сегодня познакомились?
- Как сделать заготовку для граттажа?
Пусть эти цветы, останутся у вас на память и исполняют ваши желания. А я желаю вам творческих успехов и совместного творчества.