Цели деятельности педагога | Расширить представление обучающихся об одном из жанров изобразительного искусства – натюрморте, его видах, соразмерности изображаемых объектов в композиции; познакомить с произведениями живописи известных художников; учить навыкам анализа произведений живописи, закрепить знания о компоновке рисунка; способствовать формированию первых представлений о пространстве, индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, умения сознательно использовать цвет и форму в творческих работах; развивать наблюдательность, творческий потенциал, самостоятельность, уверенность в своих силах, умение анализировать; содействовать воспитанию интереса к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический методы; индивидуальная, фронтальная форма работы |
Основные понятия | Натюрморт, первый план, второй план, композиционный центр, предметная плоскость, рефлекс |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация по теме, репродукции картин, муляжи фруктов и овощей, драпировка, образец педагогического рисунка |
Оборудование | Бумага, краски |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уточнят представление об одном из жанров изобразительного искусства – натюрморте, соразмерности изображаемых объектов в композиции; познакомятся с произведениями живописи выдающихся художников, терминами «первый» и «второй план», «предметная плоскость», «композиционный центр», «рефлекс»; научатся анализировать произведения живописи, рисовать натюрморт. Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному творчеству, способность воспринимать, понимать и ценить произведения искусства. Метапредметные результаты: познавательные: наблюдают, извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания, анализируют информацию, делают выводы; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют в диалоге с учителем успешность выполнения задания; коммуникативные: рассуждают, формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя; ведут небольшой познавательный диалог по теме урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обу- чающихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Тема сегодняшнего урока – «Натюрморт». Мы познакомимся с понятием «натюрморт» и научимся правильно его рисовать | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Изучение нового материала | Сообщение теоретических сведений. Натюрморт. Просмотр мультимедийной презентации | – Что же такое натюрморт? В переводе с французского языка naturemorte означает «мертвая природа». То есть натюрморт – это изображение неодушевленных предметов: фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. Посмотрите на представленные на слайдах картины. Какие из них мы отнесем к жанру натюрморта? | Слушают учителя, смотрят презентацию, анализируют информацию | Фронтальная | Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации. Коммуникативные: стремятся к координации действий и сотрудничеству, умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному искусству | Устные ответы |
Анализ произведений живописи с целью открытия нового знания. Просмотр мультимедийной презентации или работа с учебником (с. 16–17) | Предлагает рассмотреть натюрморты известных художников и ответить на вопросы: – Какие предметы изображены на кар- тине? – Какие из них расположены ближе к зрителю, какие – дальше? – Как вы это определили? – Как расположены предметы: хаотично или в определенном порядке? – Какой предмет в натюрморте главный? – Почему вы так решили? – Какой цвет имеют изображенные предметы? – Влияет ли цвет одного предмета на цвет другого? | Слушают учителя, смотрят презентацию или рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о просмотренных произведе-ниях | Фронтальная | Познавательные: осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания. Регулятивные: ориентируются в учебном пособии, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов | Устные ответы |
Сообщение теоретических сведений. Постановка натюрморта | – Работа над натюрмортом начинается с постановки предметов. Выбранные предметы раскладываются на столе, поверхность которого называют предметной плоскостью. Обычно самый крупный предмет – главный. В этом случае говорят, что это композиционный центр натюрморта. Далее мы разложим остальные предметы. Некоторые из них будут располагаться ближе (на первом плане), другие – дальше (на втором плане). Они могут загораживать друг друга. Фоном для натюрморта является драпировка. Это третий план рисунка. Этап постановки натюрморта – очень важная часть работы над картиной. Составьте из предложенных предметов композицию и оцените ее выразительность | Слушают учителя, анализируют информацию, выполняют задание, рассуждают, делают вывод | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: умеют наблюдать, извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя, анализировать информацию, делать выводы. Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному творчеству | Выполнение задания. Устные ответы |
Сообщение теоретических сведений. Рефлекс в изобразительном искусстве. Просмотр слайдов | – Каждый предмет имеет свой цвет. Все мы знаем, что помидор красный, яблоко зеленое и т. п. Но посмотрите: если мы положим на фиолетовую скатерть зеленое яблоко, то на нем появляется фиолетовый отсвет. Этот отсвет называется рефлексом. Посмотрите на произведения живописи и найдите предметы, на которых имеется рефлекс от соседних предметов | Слушают учителя, анализируют информацию, смотрят слайды, рассуждают, делают вывод | Фронтальная | Познавательные: умеют наблюдать, извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя, анализировать информацию, делать выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному творчеству | Устные ответы |
Физкульт- минутка | Проводит физкультминутку. Вот помощники мои, Их, как хочешь, поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Дейст-вия согласно инструкции учи-теля |
III. Творческая практическая деятельность | Беседа «Что мы будем рисовать». Рассматривание готового рисунка. Демонстрация приемов ра- боты | Демонстрирует обучающимся приемы работы: определение формы предметов, их цвета; поиск нужных оттенков путем смешивания краски на палитре; расположение листа бумаги (вертикально или горизонтально); анализ готового рисунка, определение соразмерности предметов на нем; составление последовательности работы над рисунком | Слушают учителя, анализируют информацию, проговаривают вслух последовательность производимых действий; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы | Фронтальная | Познавательные: умеют наблюдать, анализировать, находить необходимую информацию. Регулятивные: умеют планировать собственную деятельность. Коммуникативные: коллективно анализируют рисунок, воспринимают чужое мнение, аргументируют свой ответ; умеют формулировать ответы на вопросы, ведут небольшой познавательный диалог по теме урока | Устные ответы |
Выполнение творческого задания (учебник, с. 15) | Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют задание | Индивидуальная | Познавательные: умеют самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: умеют планировать, работать по предложенному плану, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Рисование крас-ками |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ учитель организует их обсуждение, беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Что из перечисленного не может быть изображено на натюрморте: мяч, арбуз, роза, собака, колбаса? Почему? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Что вам понравилось на уроке? | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фрон- тальная | Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы | Оцени- вание обучаю-щихся за работу на уроке. Устные ответы |
V. Домашнее задание | Работа по учеб-нику (с. 14–17). Задание: составить натюрморт из вырезанных из журналов изображений различных предметов и сфотографировать его | Задает домашнее задание | Слушают учителя | Индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения | |