МАСТЕР- КЛАСС Рисунок «Гжельская роспись» Кружок рисования «Акварелька» Руководитель Акименко Татьяна Александровна
Автор: Акименко Татьяна Александровна, руководитель кружка рисования «Акварелька» ГУДО ЛНР «Дом творчества детей и юношества» города Ровеньки. Описание: данный мастер-класс проводится с детьми 10– 13 лет, также будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного и дошкольного образования. Назначение: использование на занятиях по рисованию с детьми. Цель: Рисование «гжельской росписи», посредством ознакомления детей с гжельским народным промыслом. Задачи: - расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; - знакомство с историей возникновения гжельского народного промысла; - научить рисовать в стиле «гжельской росписи»; - развивать чувство композиции, ритма; - развивать кругозор, творческую фантазию и воображение; - формировать графические умения в рисовании кистью декоративных элементов «гжельской росписи»; - воспитывать эстетичное отношение к бытовой культуре и предметам искусства; - воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, желание приобщаться к прекрасному.
Элементы и узоры гжельской росписи. Начинающие художники думают, что главное в гжели – научиться изящно замешивать два цвета. Но, пожалуй, более сложным будет освоить движение кисти. Научиться делать мазок шире и плотнее, когда нужно, правильно рассчитать толщину краски на каждой части ворса, направление мазка: вот где хитрость. А еще мастерам придется научиться работать со светотеневым пятном: правильный переход от светлого к темному и делает гжель лаконичным и тонким ремеслом, с запоминающимся узором. Основные приемы и элементы гжельской росписи: Ситчик. Берется кисть с длинным тонким ворсом, задействуется в работе только кончик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи. Китайский мазок. На кисть можно набирать сразу два цвета (либо один, но со стягиванием по ворсу). Элементы прорисовываются кистью неотрывно, потому цветовая насыщенность по поверхности плавно угасает. Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, изначально синий с белым берется в нужных, просчитанных пропорциях, регулируется количество краски на ворсе. Синяя область во время движения кисти всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая служит ее ореолом, рассеивает свет.
Искусству знаменитой росписи учатся и сегодня. Существуют специальные курсы гжели для детей, гжели для начинающих и т.д. Это лишь кажется, что ремесло, в котором используются только два цвета, будет простым. И хоть иные начинающие художники считают, что раз крестьяне освоили эту роспись, у них уж точно получится, на практике оказывается, что творчество требует не только терпения и внимательности, но и большого художественного навыка. Тем и интересно сегодня заниматься гжелью: радует сам момент сакрального прикосновения к истокам, а еще возможность отвлечься от суеты и однообразия будней.
Техника выполнения: как расписывают гжель Если вы решили всерьез освоить гжельскую технику, приготовьтесь к тому, что начинать нужно с самых азов. И с усердием первоклашки придется проделывать несложные, элементарные приемы, не спеша переходить к более мудреным изображениям. Для работы понадобятся: плотная бумага; гуашь (но акварель и акрил также допустимы для научения); кисти разных размеров; вода в стакане; палитра; тряпочка. Начинайте с простейшего – капелек, точек, линий, штрихов. С соединением этих базовых элементов и получаются узнаваемые гжельские узоры. Попробуйте провести по бумаге несколько параллельных синих линий. Из линий у вас должны образоваться клетки. Потом внутри этих клеток ставьте точки, они должны быть одноразмерные. А теперь в полученном рисунке найдите способ провести тонкие темные линии.
Обязательная практика – игра с цветом. Вы должны «попробовать на кисть» разные комбинации белого с синим. Вам следует научиться чувствовать кистью соотношение набранных красок, толщину, силу мазка. Главное – увидеть, как распределяется краска, и эти наблюдения перевести в статус подсказки. После такой практики, ваша рука «будет знать», сколько какой краски нужно взять, чтобы получить тот или другой элемент.
Выполнение рисунка «Гжельская роспись». С чего начать? Ребята, вы познакомились с техникой росписи «гжель», с её мотивами и характерными элементами этой росписи. Я выбрала для вас рисунок «гжельской росписи», в которой собраны всевозможные элементы: листочки, завитки, точечки, капельки и конечно же- агашка (гжельская роза). Рисунок слева. Возьмите плотный лист бумаги (А4) и сделайте набросок нашего рисунка простым карандашом. Линии должны быть очень светлыми, лёгкими.
Начинаем работать цветом. Возьмите кисть в форме лопаточки, гуашь тёмно- синюю, голубую и белую. Набираем на кисть (с двух сторон) тёмно- синюю и белую краски. Плавными мазками прорисовываем розу и листочки. Тоненькой кисточкой наносим прожилки на листочки и изогнутую штриховку на бутоне.
Продолжаем работать над нашим рисунком. Прорисуйте плавными мазками и вторую розу. Краску на кисть набираем с двух сторон. Используем глубокий синий и нежно голубой. Смешав синюю и белую краски мы получим голубой цвет. Ваши мазки должны иметь плавный переход от тёмного к светлому. Работайте аккуратно.
Далее тоненькой кистью рисуем вилюшки, точечки. Возьмите кисть среднего размера и нарисуйте капельки, листики. Обязательно соблюдайте плавную растяжку цвета (от тёмного к светлому)- это придаст объём вашим элементам рисунка.
Прорисуйте мелкие элементы тонкой кистью. Наш рисунок «Гжельская роспись» завершён. Сегодня вы познакомились с гжельским промыслом, узнали много интересного. Попробовали себя в роли художника, работающего в стиле «гжельской росписи». Думаю, что у вас получились замечательные работы. Народные промыслы – гжель и хохлома, дымковская роспись и жостовская, городецкая роспись и палехская миниатюра, это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников, которые создают новые изделия в традиционных техниках.