Министерство образования Республики Башкортостан
МКУ « Отдел образования Администрации Муниципального района
Краснокамский район»
Основная общеобразовательная школа с. Кариево -
филиал МБОУ «Школа-интернат С(П)ОО с. Арлан»
Открытый урок на тему:
«Портрет.Старый солдат.»
Подготовила и провела:
учитель ИЗО Башинская С.С
Тема урока: Рисунок «Старый солдат»
Цели и задачи урока:
-
Формирование знаний портретного изображения, совершенствование умений рисования портрета, закрепление знаний о портрете, как жанре изобразительного искусства.
-
Развитие внимания, наблюдательности, восприятия, творческого воображения, умения анализировать пропорции лица, развивать мелкую моторику руки, расширять словарный запас.
-
Воспитывать эстетический вкус, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы, любовь, заботу, чуткость, бережное отношение к родным и близким людям. Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: презентация, фотографии родственников учащихся ( приготовленных заранее), альбом,карандаш, ластик.
-
Организационный этап.
Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».
- Скажите, пожалуйста, о каком времени эта песня? Какому событию она посвящена? Какую великую дату мы отметили в этом году?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Великая Отечественная война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.
Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей.
Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах.
Мы должны помнить тех, кто совершил тот самый подвиг во имя нашей Родины!
Сколько войною задето
Седых и детских голов?!
Мы о войне этой знаем
Лишь по рассказам отцов.
Эту войну видели только наши деды и прадеды, как же рассказать о Великой Отечественной войне вам, как сохранить эти события в памяти? (в произведениях литературы, музыки, изо)
Память о прошлом... Память... Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. Великий русский художник, автор картины «Три богатыря», Виктор Михайлович Васнецов, сказал: «Плох тот народ, который не помнит, не любит, не ценит своей истории».
Ни одну семью, ни один дом не обошла война.
-Поднимите руки, чьи родственники защищали нашу страну от фашистских захватчиков? Чей прадед вернулся домой с победой?
Многие из ушедших на фронт не вернулись назад. Но мы должны помнить о них.
Объявление темы и целей урока.
Ребята, обратите внимание на экран. Вы видите репродукцию картины Бориса Михайловича Неменского «Санинструктор О.И.Будникова»
- В каком жанре написана картина? (портрет)
-А что такое портрет? (портрет- это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей)
-А какой это портрет?( погрудный)
- Какие еще виды портрета вы знаете?
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем рисовать портрет старого солдата по фотографии. У вас на столе фотографии ваших родственников, земляков-участников Великой Отечественной войны.
- Посмотрите внимательно на фотографии. Чем отличается фотография от портрета? (Портрет написан художником с помощью красок, а фотографию делает техника.)
Учитель: Художник изображает людей такими, какие они есть на самом деле: передает овал лица (круглое, овальное или заостренное, худое или полное); форму и цвет глаз, волос, очертания губ и носа. Но это еще не все! Хороший художник-портретист обязательно старается «разгадать» характер человека ,которого он рисует, его настроение.
Сегодня на уроке мы будем рисовать портрет по фотографии
Прежде, чем начать рисовать портрет, вспомним, этапы рисования графического портрета:
НАБРОСОК. Начинаем работу с наброска остро заточенным твёрдым карандашом ТМ. Рисуем тонко без нажима на карандаш овал лица, затем глаза , которые находятся по середине овала головы. затем слегка намечаем черты лица и волосы.
ПРОРИСОВКА. Далее прорисовываем глаза, мягким и ярким карандашом 2М, намечаем ямочки на щёчках. слегка накладываем штриховку. Убедитесь , что черты соответствуют фото.
ШТРИХОВКА.- Боковой стороной карандаша (ТМ) начинаем штриховать лицо, выявляя область света и тени. Заострив мягкий ластик, высветляем блики в зрачках Для передачи тёмной массы волос берём карандаш 2М
РАСТУШОВКА. Делаем рстушовку штриховки с помощью полоски из ватмана или кусочка бумаги. Сглаживаем переходы карандаша, придаём лицу объёмность и реалисти- чность. Далее острозаточенным карандашом рисуем тёмные пряди волос, ресницы, уголки губ, зрачки. Портрет готов.
Главное, рисуя портрет, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).
-
Самостоятельная работа – (30 - 35 мин).
-
Итог урока. Оценка и анализ работ на этапе. Выявление недостатков, для последующего устранения. Выставление отметок на этапе и за работу на уроке.
Сегодня ветеранов Великой Отечественной войны с каждым днем остается все меньше и меньше, все дальше в историю уходит Великая Отечественная Война. Но для всех нас важно, чтобы вы и ваши дети помнили о Великой войне, о том, что сделали для нас деды. Чтобы оживить эту память, надо участвовать в акции "Бессмертный полк". Я думаю, мы в нашей школе заведем свою традицию: создадим галерею «Бессмертный полк»
-
Домашнее задание. Завершить работу
-
Подведение итогов: Таким образом, тема Великой Отечественной войны является чрезвычайно значимой для нашего народа, одной из великих тем его жизни. Война не забыта ещё и не должна быть забыта, чтобы больше не повториться. Та война была для нашего народа подлинно справедливой, героической, подлинной победой над страшным злом – фашизмом.