СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Просмотр содержимого документа
«Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике»

Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике

Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
  • Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Основной целью фонетической ритмики является развитие у детей с нарушением слуха слухового восприятия, обогащение слухозрительными впечатлениями, активизация голосовых функций, формирование на слухокинестетической основе речевой деятельности, ее ритмоинтонационной и произносительной стороны. Средствами фонетической ритмики являются упражнения, игры, сочетающие речь и движения, музыка, которая в совокупности с движениями способствует развитию и речи, и движений.
  • Основной целью фонетической ритмики является развитие у детей с нарушением слуха слухового восприятия, обогащение слухозрительными впечатлениями, активизация голосовых функций, формирование на слухокинестетической основе речевой деятельности, ее ритмоинтонационной и произносительной стороны.
  • Средствами фонетической ритмики являются упражнения, игры, сочетающие речь и движения, музыка, которая в совокупности с движениями способствует развитию и речи, и движений.
Содержательная сторона фоноритмики включает в себя :  работу над звуками речи (гласными, согласными), их автоматизацию в сочетании с движениями;  работу над регуляцией дыхания и слитности речи (в слоговых упражнениях, словах, коротких предложениях, стихах и текстах); над голосом (силой, высотой, чередованием низкой и высокой тесситуры); над ритмом (одно-, двух-, трех-, четырехсложным), над темпом речи (в слоговых упражнениях, скороговорках, стихах); над интонацией (логическими ударениями, интонацией в коротких словах, словосочетаниях, предложениях, коротких текстах, стихах, играх). В структуре занятий могут быть упражнения, способствующие музыкально-ритмической стимуляции, которые состоят только из движений, а также и упражнения на речевое дыхание, развитие голоса, темпа, ритма, которые проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Содержательная сторона фоноритмики включает в себя :

  • работу над звуками речи (гласными, согласными), их автоматизацию в сочетании с движениями;
  • работу над регуляцией дыхания и слитности речи (в слоговых упражнениях, словах, коротких предложениях, стихах и текстах);
  • над голосом (силой, высотой, чередованием низкой и высокой тесситуры);
  • над ритмом (одно-, двух-, трех-, четырехсложным), над темпом речи (в слоговых упражнениях, скороговорках, стихах);
  • над интонацией (логическими ударениями, интонацией в коротких словах, словосочетаниях, предложениях, коротких текстах, стихах, играх).

В структуре занятий могут быть упражнения, способствующие музыкально-ритмической стимуляции, которые состоят только из движений, а также и упражнения на речевое дыхание, развитие голоса, темпа, ритма, которые проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

  • Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.
  • Когда мы произносим те или иные звуки, то разные груп­пы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика этих движе­ний. При описании движений, сопровождающих произнесе­ние звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
  • Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».
  • Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».
  • С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.
Пример упражнений:

Пример упражнений:

УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцы  сжаты в кулаки. 1 Руки в стороны, затем — вверх. Изменение силы голо­са на гласном а (о, у) - с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию: па__ А__А по__О__О пу__У__У   Примечание. Шрифтами разного кегля (высоты) обозначена сила звучания: па — ти­хое, ПА — среднее, ПА — громкое и т. д.

УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

  • Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки.
  • 1 Руки в стороны, затем — вверх. Изменение силы голо­са на гласном а (о, у) - с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию:
  • па__ А__А
  • по__О__О
  • пу__У__У
  •  
  • Примечание.
  • Шрифтами разного кегля (высоты) обозначена сила звучания: па — ти­хое, ПА — среднее, ПА — громкое и т. д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!