СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике

Нажмите, чтобы узнать подробности

´Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Просмотр содержимого документа
«Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике»

Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике

Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
  • Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы: соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков. Средствами фонетической ритмики являются упражнения, игры, сочетающие речь и движения, музыка, которая в совокупности с движениями способствует развитию и речи, и движений.

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;
  • способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

Средствами фонетической ритмики являются упражнения, игры, сочетающие речь и движения, музыка, которая в совокупности с движениями способствует развитию и речи, и движений.

Содержательная сторона фоноритмики включает в себя :  работу над звуками речи (гласными, согласными), их автоматизацию в сочетании с движениями;  работу над регуляцией дыхания и слитности речи (в слоговых упражнениях, словах, коротких предложениях, стихах и текстах); над голосом (силой, высотой, чередованием низкой и высокой тесситуры); над ритмом (одно-, двух-, трех-, четырехсложным), над темпом речи (в слоговых упражнениях, скороговорках, стихах); над интонацией (логическими ударениями, интонацией в коротких словах, словосочетаниях, предложениях, коротких текстах, стихах, играх). В структуре занятий могут быть упражнения, способствующие музыкально-ритмической стимуляции, которые состоят только из движений, а также и упражнения на речевое дыхание, развитие голоса, темпа, ритма, которые проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Содержательная сторона фоноритмики включает в себя :

  • работу над звуками речи (гласными, согласными), их автоматизацию в сочетании с движениями;
  • работу над регуляцией дыхания и слитности речи (в слоговых упражнениях, словах, коротких предложениях, стихах и текстах);
  • над голосом (силой, высотой, чередованием низкой и высокой тесситуры);
  • над ритмом (одно-, двух-, трех-, четырехсложным), над темпом речи (в слоговых упражнениях, скороговорках, стихах);
  • над интонацией (логическими ударениями, интонацией в коротких словах, словосочетаниях, предложениях, коротких текстах, стихах, играх).

В структуре занятий могут быть упражнения, способствующие музыкально-ритмической стимуляции, которые состоят только из движений, а также и упражнения на речевое дыхание, развитие голоса, темпа, ритма, которые проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:   выражать эмоции с помощью разных интонационных средств; нормализовать речевое дыхание, слитность речи; корректно воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и  фразах; воспроизводить звуки в заданном темпе; менять высоту, силу голоса в нормальном темпе, без отклонений от  нормы; воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы; учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью  жестов и звукопроизношения.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

  • выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
  • нормализовать речевое дыхание, слитность речи;
  • корректно воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • менять высоту, силу голоса в нормальном темпе, без отклонений от нормы;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.

  • Когда мы произносим те или иные звуки, то разные груп­пы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика этих движе­ний. При описании движений, сопровождающих произнесе­ние звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
  • Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».
  • Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».
  • С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.
Пример упражнений:

Пример упражнений:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!