СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Риторические подходы к созданию письменных текстов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по программе повышения квалификации "Методики обучения обучающихся написанию сочинений в контексте проведения Всероссийского конкурса сочинений Минпросвещеня России для учителей русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Риторические подходы к созданию письменных текстов»

1. Риторические подходы к созданию письменных текстов

 

  1. Риторический канон.

 

1.1. Инвенция (изобретение речи).

Принципы отбора содержания: необходимость, новизна, контекстность, актуальность, доступность, диалогичность, вариативность. Оценка содержания: тема, целесообразность, интерес, контекстность, полнота, объем, адекватность, убедительность, перспективность, оригинальность. Суждение – установление взаимоотношений между предметами по каким-либо признакам. Риторический период – относительно завершенное суждение. Умозаключение – выведение суждения из других суждений. Общие места риторические» - закономерности соотнесения фактов по каким-либо признакам (топосы).

Топосы по Аристотелю:

  то, что произошло и чего не было;

  то, что будет и чего не будет;

  то, что может или не может (должно или не должно) произойти;

  мера существующих вещей. Топосы в современной риторике:

  Род и вид

  Целое и часть

  Свойства материальные

  Свойства жизненные

  Имя

  Действия

  Место

  Время

  Причина

  Предыдущее и последующее

  Признаки

  Обстоятельства

  Подобия

  Противоположности

  Уравнения

  Происхождение

  Способы изобретения речи с помощью вопросов.

Типология вопросов (по Блуму):

  Простые (фактические) вопросы (Что…? Кто...? Когда…?).

  Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?).

  Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?).

  Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?).

  Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?).

  Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).

  Цитата как источник суждений. Составление «цитатника» как одна их форм работы над изобретением речи.

 

1.2. Диспозиция (расположение речи)

  1. Логические законы построения речи:

  Закон тождества: всякая мысль должна быть тождественна самой себе, иметь устойчивое содержание, в какой бы форме она ни выражалась.

  Закон непротиворечия: два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно истинными.

  Закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

  1. «Квант» речи как смысловая единица текста и единица внимания слушателя.

  1. Хрия – (от греч. hreia – потребность, необходимость) – лексико-стилистическая единица текста, рассуждение на заданную тему, построенное по определенным правилам.

1.3. Элокуция (украшение речи)

  1. Качества «образцовой» речи: Правильность (нормативность). Точность (конгруэнтность мысли, смыслу). Выразительность (способность вызывать и поддерживать внимание). Чистота (отсутствие чуждых литературному языку элементов). Уместность (адекватность языковых средств целям и условиям коммуникации). Ясность (отсутствие двусмысленности). Доступность (понятность). Логичность (подчинение логике замысла и развития мысли, восприятия). Связность (единство). Эмоциональность. Красота. Оценка словесного выражения: грамотность, конкретность, адекватность, избыточность или недостаточность, стройность, орнаментальность.

  1. Изобразительно-выразительные средства языка (по Л.К. Граудиной)

Тропы (изобразительно-выразительные средства языка, основанные на образности, переносе значения):

   компаративные: олицетворение, метафора, аллегория;

   по смежности: сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, антомазия;

   по противоположности: оксюморон, катахреза.

Стилистические фигуры (изобразительно-выразительные средства языка, представляющие собой протяженные фонетические, лексические или синтаксические конструкции):

   суггестивные (звуковые): аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, повторы, парономазия, хиазм;

   эмфатические (выразительные): антитеза, градация, литота, гипербола;

   изобразительные: риторический вопрос, риторическое определение, риторическое обращение, именительный темы, афоризм, пословицы и поговорки, фигура умолчания.

  1. К практическим занятиям. Риторические законы создания текста.

Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь или действие какого великого человека, и посему разделяется на действительную, словесную и смешанную. 

В первой части (приступ) похвален или описан тот, кто оную речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии.

Во второй части (парафразис) изъясняется предложенная тема через распространение. В третьей части присовокупляется довольная к доказательству темы причина. 

В четвертой предлагается противное, то есть, что предложенному в теме учению в противность бывает, тому противное действие последует. 

Пятую часть составляет подобие, которым тема изъясняется купно и подтверждается. Шестая часть доказывает примером историческим справедливость рассуждения. 

Седьмая утверждает мнением или учением древних авторов, которое сходствует с предложенною темою. 

Восьмая часть кратко заключает все слово. 

Когда в хрии части по предписанному порядку расположены, то такая хрия называется порядочной (строгой). Хрия непорядочная (обратная или искусственная) вначале имеет доказательства, затем выводится главная мысль речи. 

 

Примеры хрии 

Из книги П. Гаврилова «Стилистические задачи». СПб, 1885. 

Раздел «Периоды и хрии». 

Строгая хрия «Корень учения горек, но плоды его сладки» 

  1. Приступ. Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом. 

  1. Парафразис. Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, тот, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогая все это, он приобретет желаемые выгоды и преимущества. 

  1. Причина. Корень, то есть начало учения, сопряжен с некоторыми неприятностями, потому что: 

Во-первых, способности начинающего еще не развернулись, ум не привык быстро и верно схватывать, а память крепко и прочно удерживать все преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и удерживать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет понят и усвоен; 

Во-вторых, учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью не интересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при усвоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений; 

В-третьих, учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением. 

Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится в главном – плоды, то есть последствия учения, приятны, ибо: 

Во-первых, знание, умение, образование сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение, просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу. 

Во-вторых, доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве. 

  1. Противное. Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающееся учености, искусству и образованию в награду за труд. 

  1. Подобие. Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая. И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия. 

  1. Примеры. Примеров того, какими последствиями увенчаются прилежные добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный безызвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу. Вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных. 

  1. Свидетельство. То же самое, что Исократ, говорил и Гезиод, утверждая, что дорога к добродетелям в начале утесиста и крута, но, когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. 

«Наука сокращает нам опыты быстро текущей жизни» (Пушкин). 

  1. Заключение. О вы, которых ожидает отечество от недр своих…дерзайте…раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» (Ломоносов).

 

Развитие текстовой рефлексии в процессе совершенствования письменной речи учащихся

Общая черта во всех стратегиях самооценки – наличие определенных критериев. Четкие критерии оценки могут быть использованы в качестве основы, на которую учащиеся будут опираться при разработке своих собственных схем оценивания, разрабатывая собственные вопросы и оценивая ответы на них. Необходимость четких критериев самооценки и взаимооценки обусловлена следующими потребностями:

  осмысления того, что подвергается проверке;

  предоставления возможности ученикам пересматривать свою работу;

  оказания помощи ученикам в определении своих собственных целей и того, что они намерены сделать для улучшения своей работы.

Применение взаимооценки не означает, что учитель не будет выставлять отметки в журнал; конечно, учитель просматривает работу, которую выполняют ученики, и дает свои комментарии. Но в некоторых случаях учащиеся могут оценить работу друг друга прежде, чем это сделает учитель, а иногда взаимооценка может полностью заменить оценивание работы учителем. Цель состоит не в том, чтобы заменить учителя – необходимо помочь ученикам самим понять, как достичь хорошего результата.

 Можно предложить вариант бланка самооценки, который разработан для урока развития речи в 5 классе:

Имя   

Класс   

Название темы Описание помещения 

Устная речь: 

Я могу описать помещение, задать вопросы и ответить на вопросы о своем доме и месте, в котором я живу. Я могу понять описания, включающие следующие сведения:

мой дом / квартира;

размер помещения;

количество комнат;

что находится в комнате, как расположены предметы;

кто живет со мной (члены семьи, домашние животные и т.д.);

где находится дом / квартира (в городе, в поселке и т.д.). 

Чтение 

Я могу понять уведомления, сообщения, письма, которые содержат вышеперечисленные сведения. 

Письменная речь 

Я могу написать о своем доме и о том, где я живу. 

Я могу правильно написать ключевые слова и словосочетания по теме. 

Я могу использовать письмо-образец и изменять информацию в соответствии с моей ситуацией. 

Я могу создать связный текст по теме. 

Над чем мне необходимо поработать: 

Устная речь     Чтение   Письменная речь   Комментарии ученика 

Что мне понравилось. Что мне показалось сложным.

 

Комментарии учителя/других учеников

При самооценке сочинения и в 5-9, и в 10-11 классах можно предложить ученикам следующее задание:

  1. Оцените свою работу по предложенным критериям (в качестве основы для критериальной оценки можно взять критерии оценки сочинения ЕГЭ по литературе).

  1. Сопоставьте свою оценку с той, которую дал учитель по тем же критериям.

  1. Обсудите причины несовпадения оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!