Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | 3 3 3 Беседа. – Бывает так, что на уроках русского языка, чтения, окружающего мира и т.д. вас просят сравнить два явления, персонажа, понятия. Например, на уроке чтения ученица так сравнила сказочных героинь: «Падчерица была скромно одета, ей приходилось выполнять по дому всю чёрную работу. Зато хозяйская дочь имела злой и крутой нрав». – Какую ошибку она допустила? (Нельзя сравнивать одежду одного человека, его обязанности и особенности характера другого.) – Итак, не всегда у нас получается правильное сравнение. Для того чтобы создать сравнительное высказывание, надо знать, в чём заключается сравнение, его основные правила и многое другое. – Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? – Сравнивая разные предметы, явления и т.д., человек постигает мир. Всегда ли получается у нас правильное сравнение? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙI. Открытие новых знаний. | Работа в учебнике. 3 4 2 3 Задание 106. Выделен тот ответ, который наиболее полно и точно раскрывает суть сравнения. Первый ответ нельзя считать правильным, потому что он касается только одного случая сравнения – отличия двух предметов по величине. Третье и четвёртое определения не являются полными. Задание 107. Возможные ответы учеников: Апельсин и мандарин в диалогах ученика и учителя сравниваются по цвету, груша и апельсин тоже сравниваются по этому же признаку. Апельсин и мандарин сходны по форме (оба круглые), по вкусу; но различаются по размеру. Апельсин и груша различаются и по форме, и по вкусу; могут различаться по размеру. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Развитие умений. Применение знаний. | 1 3 2 Работа в учебнике. Задание 108. Вариант ответа: На рисунках изображены две птицы; обе они сидят на сосновых ветках, у них на груди своеобразная манишка из перьев – этим птицы похожи. А во всём остальном они различаются. Птица, изображённая на левом рисунке, сидит с опущенными крыльями, а на правом – с раскрытыми. Одна птица как будто спит, её глаза закрыты, а вторая чем‑то встревожена, за кем-то, возможно, наблюдает. Задание 109. Вариант ответа: Детёныши горихвостки и кукушки разные по виду: кукушонок крупнее детей горихвостки, он весь пёстренький, в серых тонах. А дети горихвостки не похожи на этого малыша: они меньше. Кроме того, они отличаются размером клюва: у кукушонка он длиннее. Задание 110. Возможный ответ: В опросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Рассмотрите схему на с. 104. – Какие две основные задачи сравнения обозначены в ней? – Возможно ли, что при сравнении требуется выявить и сходство, и различие? (Да.) Возможные примеры для сравнения с задачей различения: · товары в магазине (разные зубные щётки, ручки, карандаши, плееры и т.д.); · грибы в лесу (настоящие и ложные опята, лисички, белые и т.д.); · породы собак и кошек (колли и овчарка; персидские и сибирские кошки и т.д.). Возможные примеры для сравнения с задачей сходства: · родственников между собой (детей и родителей, братьев и сестёр и т.д.); · сооружений (разных мостов, домов, дворцов, памятников полководцам и т.д.). | |