СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Робот Fischertechnik – исполнитель алгоритма с ветвлением»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из курса информатики, раздел «Алгоритмы и начала программирования». Делаю небольшой обзор по пройденным урокам. На предыдущих уроках учащиеся 6-х классов уже познакомились со следующими темами данного раздела: «Алгоритм», «Исполнители вокруг нас» (учащимся демонстрировались роботы Fischertechnik: лифт, стиральная машина, подъемник, светофор), «Формы записи алгоритмов» (делаю акцент на блок-схемах в программе RoboPRO), «Линейный алгоритм» (учащиеся собирали робота и программировали его). 

На данном же уроке дети строят робота из конструктора Fischertechnik. Затем составляют в среде программирования RoboPRO программу с ветвлением, загружают ее в робота и демонстрируют выполнение алгоритма.

Просмотр содержимого документа
««Робот Fischertechnik – исполнитель алгоритма с ветвлением»»


МБОУ Лицей №1


Конспект урока

на тему:


«Робот Fischertechnik – исполнитель алгоритма с ветвлением»






учитель информатики и ИКТ

Ничипорова О.Н.,

первая квалификационная категория





Cургут, 2019




Конспект урока на тему: «Робот Fischertechnik – исполнитель алгоритма с ветвлением»


Урок из курса информатики, раздел «Алгоритмы и начала программирования». Делаю небольшой обзор по пройденным урокам. На предыдущих уроках учащиеся 6-х классов уже познакомились со следующими темами данного раздела: «Алгоритм», «Исполнители вокруг нас» (учащимся демонстрировались роботы Fischertechnik: лифт, стиральная машина, подъемник, светофор), «Формы записи алгоритмов» (делаю акцент на блок-схемах в программе RoboPRO), «Линейный алгоритм» (учащиеся собирали робота и программировали его).

На данном же уроке дети строят робота из конструктора Fischertechnik. Затем составляют в среде программирования RoboPRO программу с ветвлением, загружают ее в робота и демонстрируют выполнение алгоритма.

Цели:

  • ознакомление с робототехникой с помощью конструктора Fischertechnik; систематизация знаний по теме «Алгоритмы и начала программирования» (на примере работы Роботов Fischertechnik.);

  • усвоение понятий алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма, дать представление о составлении простейших алгоритмов в среде RoboPRO.

В ходе занятия обучающиеся должны продемонстрировать следующие результаты в виде универсальных учебных действий:

  • Регулятивные: 

  • систематизировать и обобщить знания по теме «Алгоритмы и начала программирования» для успешной реализации алгоритма работы собранного робота;

  • Научиться программировать роботов с помощью среды программирования RoboPRO.

  • Познавательные: 

  • Изучение робототехники, создание собственного робота, умение программировать с помощью среды программирования RoboPRO;

  • экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

  • Коммуникативные: развить коммуникативные умения при работе в группе или команде.

  • Личностные: развитие памяти и мышления, возможность изучения робототехники в старших классах.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практическая работа

Оборудование: мультимедиа проектор, конструктор Fischertechnik (5 шт.), в набор которого входят вентилятор, лампа, датчик света, а также программируемый Controller.


План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Повторение теоретического материала предыдущего урока (10 мин)

  3. Практическая работа: разработка алгоритма для робота (23 мин)

  4. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)

  5. Домашнее задание (2 мин)


Ход урока:

    1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! На прошлом уроке вы познакомились с важной темой информатики. Какой? Сегодня мы продолжим изучение темы «Алгоритмы и начала программирования», познакомимся с одним из самых распространенных исполнителей алгоритмов «вживую» - настоящим роботом, который будет выполнять те действия, которые мы ему запрограммируем.


II. Повторение теоретического материала предыдущего урока.

Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.

Что это будут за действия и какой их порядок?  

Учащиеся составляют правило заваривания чая.

  1. Вскипятить воду.

  2. Окатить заварочный чайник кипятком.

  3. Засыпать заварку в чайник.

  4. Залить кипятком.

  5. Закрыть крышечкой.

  6. Накрыть полотенцем.

Теперь давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Что такое алгоритм?

  2. Для чего нужны алгоритмы?

  3. Какими свойствами обладают алгоритмы?

  4. Кто такой исполнитель?

Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы, а учитель демонстрирует правильные ответы на слайдах.


III. Практическая работа: разработка алгоритма для робота


Теперь давайте обратимся к нашему роботу, который мы соберем сами и запрограммируем.

Задание. Сушилка для рук запрограммирована так, что, как только срабатывает световой барьер, включается вентилятор. Он отключается через 5 секунд после включения.

Соберем данного робота по инструкции и попробуем в программе RoboPRO составить алгоритм c ветвлением, который робот будет исполнять.

Сначала определим, какие команды нам понадобятся, в какую сторону в каждом случае должны вращаться сервомоторы и, какое время, а также последовательность выполнения команд.

Правильный вариант (демонстрирую на экране):

Учащиеся в парах собирают по инструкции, программируют и демонстрируют работу собранных роботов.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, ребята, давайте подведем итоги нашей работы.

Какой вид алгоритмов мы с вами сегодня рассмотрели на практике?


V. Этап информации о домашнем задании.

Запишите домашнее задание: подумать и изобразить схематично пример собственного робота-исполнителя и написать алгоритм его работы на естественном языке.

Задание обязательно будет оценено!

Спасибо за урок! До свидания, ребята.


Список использованных текстовых и графических источников:


  1. Инструкция для работы с комплектом ROBO TX Training Lab

  2. Изображения из среды программирования RoboPRO и фото роботов авторские

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!