МБОУ Лицей №1
Конспект урока
на тему:
«Робот Fischertechnik – исполнитель алгоритма с ветвлением»
учитель информатики и ИКТ
Ничипорова О.Н.,
первая квалификационная категория
Cургут, 2019
Конспект урока на тему: «Робот Fischertechnik – исполнитель алгоритма с ветвлением»
Урок из курса информатики, раздел «Алгоритмы и начала программирования». Делаю небольшой обзор по пройденным урокам. На предыдущих уроках учащиеся 6-х классов уже познакомились со следующими темами данного раздела: «Алгоритм», «Исполнители вокруг нас» (учащимся демонстрировались роботы Fischertechnik: лифт, стиральная машина, подъемник, светофор), «Формы записи алгоритмов» (делаю акцент на блок-схемах в программе RoboPRO), «Линейный алгоритм» (учащиеся собирали робота и программировали его).
На данном же уроке дети строят робота из конструктора Fischertechnik. Затем составляют в среде программирования RoboPRO программу с ветвлением, загружают ее в робота и демонстрируют выполнение алгоритма.
Цели:
ознакомление с робототехникой с помощью конструктора Fischertechnik; систематизация знаний по теме «Алгоритмы и начала программирования» (на примере работы Роботов Fischertechnik.);
усвоение понятий алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма, дать представление о составлении простейших алгоритмов в среде RoboPRO.
В ходе занятия обучающиеся должны продемонстрировать следующие результаты в виде универсальных учебных действий:
Регулятивные:
систематизировать и обобщить знания по теме «Алгоритмы и начала программирования» для успешной реализации алгоритма работы собранного робота;
Научиться программировать роботов с помощью среды программирования RoboPRO.
Познавательные:
Изучение робототехники, создание собственного робота, умение программировать с помощью среды программирования RoboPRO;
экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
Коммуникативные: развить коммуникативные умения при работе в группе или команде.
Личностные: развитие памяти и мышления, возможность изучения робототехники в старших классах.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практическая работа
Оборудование: мультимедиа проектор, конструктор Fischertechnik (5 шт.), в набор которого входят вентилятор, лампа, датчик света, а также программируемый Controller.
План урока:
Организационный момент (2 мин)
Повторение теоретического материала предыдущего урока (10 мин)
Практическая работа: разработка алгоритма для робота (23 мин)
Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)
Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! На прошлом уроке вы познакомились с важной темой информатики. Какой? Сегодня мы продолжим изучение темы «Алгоритмы и начала программирования», познакомимся с одним из самых распространенных исполнителей алгоритмов «вживую» - настоящим роботом, который будет выполнять те действия, которые мы ему запрограммируем.
II. Повторение теоретического материала предыдущего урока.
Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.
Что это будут за действия и какой их порядок?
Учащиеся составляют правило заваривания чая.
Вскипятить воду.
Окатить заварочный чайник кипятком.
Засыпать заварку в чайник.
Залить кипятком.
Закрыть крышечкой.
Накрыть полотенцем.
Теперь давайте ответим на следующие вопросы:
Что такое алгоритм?
Для чего нужны алгоритмы?
Какими свойствами обладают алгоритмы?
Кто такой исполнитель?
Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы, а учитель демонстрирует правильные ответы на слайдах.
III. Практическая работа: разработка алгоритма для робота
Теперь давайте обратимся к нашему роботу, который мы соберем сами и запрограммируем.
Задание. Сушилка для рук запрограммирована так, что, как только срабатывает световой барьер, включается вентилятор. Он отключается через 5 секунд после включения.
Соберем данного робота по инструкции и попробуем в программе RoboPRO составить алгоритм c ветвлением, который робот будет исполнять.
Сначала определим, какие команды нам понадобятся, в какую сторону в каждом случае должны вращаться сервомоторы и, какое время, а также последовательность выполнения команд.
Правильный вариант (демонстрирую на экране):
Учащиеся в парах собирают по инструкции, программируют и демонстрируют работу собранных роботов.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, ребята, давайте подведем итоги нашей работы.
Какой вид алгоритмов мы с вами сегодня рассмотрели на практике?
V. Этап информации о домашнем задании.
Запишите домашнее задание: подумать и изобразить схематично пример собственного робота-исполнителя и написать алгоритм его работы на естественном языке.
Задание обязательно будет оценено!
Спасибо за урок! До свидания, ребята.
Список использованных текстовых и графических источников:
Инструкция для работы с комплектом ROBO TX Training Lab
Изображения из среды программирования RoboPRO и фото роботов авторские
5