СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"РОБОТ-СОРТИРОВЩИК" - творческий проект

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание робота для соревнований «Сортировщик»  на республиканском этапе по робототехнике «РобоФест-2017» в г. Чебоксары для младших школьников (11-12 лет).  Формирование культуры конструкторско-исследовательской деятельности и освоение приемов конструирования, программирования и управления робототехническими устройствами (базовый набор конструктора LEGO MINDSTORMS Education NXT).

Просмотр содержимого документа
«"РОБОТ-СОРТИРОВЩИК" - творческий проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ахматовская средняя общеобразовательная школа»

«Первый шаг в науку - 2017»

Секция естественнонаучного направления





РОБОТ-СОРТИРОВЩИК

Творческий проект


Автор проекта: Шушарин Александр Николаевич, ученик 6 класса МБОУ «Ахматовская СОШ».


Руководитель проекта: учитель математики и информатики МБОУ «Ахматовская СОШ» Кашкин Александр Валерьевич








с. Ахматово 2017

Введение.

Обоснование выбора темы

Каждый год на уровне Республики проходит олимпиада по робототехнике «РобоФест». В 2017 году в возрасте 11-12 лет проводились соревнования «Сортировщик». Чтобы принять участие в этой олимпиаде, нужно было создать робота и его запрограммировать.

Актуальность


«РобоФест» – крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки. Идея его проведения родилась у Олега Дерипаска в 2007 году при посещении Североамериканских всемирных соревнований роботов FIRST (For Inspiration and Recognition of Science and Technology – «Развитие и поощрение интереса к науке и технике»). В России на тот момент не было единой программы поддержки робототехники и инженерных специальностей. При этом наша страна всегда была знаменита своими физиками, математиками, изобретателями, инженерами. Возродить престиж инженерных профессий в России, привить интерес к ним со школьной скамьи – ключевые задачи «РобоФеста».

XXI век немыслим без роботов. Они работают повсюду: в космосе, военной промышленности, медицине, во всех отраслях производства, в образовании и быту. Для создания механизмов, оживленных компьютерным интеллектом (роботов), необходимо новое поколение инженеров. Один из способов повысить престиж инженерных профессий и поддержать талантливую молодежь – это Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест».

Цель проекта:

Создание робота для соревнований «Сортировщик» на республиканском этапе по робототехнике «РобоФест-2017» в г. Чебоксары для младших школьников (11-12 лет). Формирование культуры конструкторско-исследовательской деятельности и освоение приемов конструирования, программирования и управления робототехническими устройствами (базовый набор конструктора LEGO MINDSTORMS Education NXT).


Задачи проекта:
  • познакомиться с конструктором LEGO NXT

  • изучить основы программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0

  • сконструировать модель робота

  • создать программу для управления роботом

  • испытать полученного робота

Предмет исследования:

конструктор со средой программирования LEGO MINDSTORMS NXT.

Гипотеза:

Деятельность сортировщика используется во многих сферах, например, сортировка мусора, каких то готовых изделий в пищевом или промышленном производстве .

Ожидаемые результаты
  • умение программировать в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0,

  • умение конструировать различные модели роботов,

  • заинтересованность обучающихся школы в изучении Робототехники.

Методы реализации проекта:

1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др);

2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;

4. Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (компьютерный практикум);

5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);

6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;

7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.

Материальные ресурсы:
  • конструктор с программным обеспечением Lego Mindstorms NXT – 2 набора,

  • АРМ ученика и учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)

Этапы разработки проекта:
  1. Организационный этап (октябрь, ноябрь 2016г.)

  • знакомство с конструктором LEGO NXT

  • изучение основ программирования в среде LEGO MINDSTORMS

NXT 2.0

  1. Этап реализации проекта ( декабрь 2016 г., январь 2017 г.)

  • разработка механизма робота на основе конструктора LEGO NXT.

  • составление программы для управления роботом в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0

  • тестирование модели робота, устранение дефектов и неисправностей.

  1. Заключительный этап (февраль 2017 г.)

  • защита проекта

  • демонстрация модели робота




Основная часть.


Теоретические положения

В результате изучения конструктора LEGO MINDSTORMS NXT я выяснил, что конструктор состоит из 431 элемента:


2 шт.
4297185

1 шт.
4297187

4 шт.
4297188

3 шт.
4494063

1 шт.
4532371

1 шт.
609326

4 шт.
4297209

2 шт.
4524358

2 шт.
4639695

8 шт.
4121667

6 шт.
370526

4 шт.
370626

2 шт.
370726

2 шт.
370826

2 шт.
373726

36 шт.
655826

2 шт.
4107783

4 шт.
4113805

2 шт.
4119589

60 шт.
4121715


8 шт.
4140801

4 шт.
4512363

1 шт.
4520872

2 шт.
471626

4 шт.
4177431

4 шт.
4248204

2 шт.
4255563

4 шт.
281526

4 шт.
6028041

8 шт.
4666579

2 шт.
4514555

2 шт.
6084724

1 шт.
4100758

10 шт.
4206482

36 шт.
4514553

1 шт.
4120158

1 шт.
4156530

1 шт.
4562544

2 шт.
4100396


8 шт.
4142865

1 шт.
4651441

2 шт.
70905

2 шт.
4544151

10 шт.
4239601

2 шт.
4210935

2 шт.
4211052

4 шт.
4210638

4 шт.
4210667

4 шт.
4210668

4 шт.
4210686

10 шт.
4210751

8 шт.
4210753

4 шт.
4495931

2 шт.
4522937

4 шт.
4542576

2 шт.
4603472

6 шт.
4645730

2 шт.
4210655

4 шт.


2 шт.
4508553

4 шт.
4514558

4 шт.
6012451

4 шт.
4239896

1 шт.
4296969

1 шт.
4520887

1 шт.
4565588

1 шт.
4296917

2 шт.
4296929

3 шт.
4297008

1 шт.
4297174

1 шт.
6034375

4 шт.
4211387

8 шт.
4211388

4 шт.
4211440

4 шт.
4211441

4 шт.
4211442

4 шт.
4211443

4 шт.
4211466

4 шт.
4211398


4 шт.
4211442

4 шт.
4211443

4 шт.
4211466

4 шт.
4211398

4 шт.
4211445

2 шт.
4211444

2 шт.
4211449

2 шт.
4211542

4 шт.
4297210

2 шт.
4299119

20 шт.
4211775

2 шт.
4225033

6 шт.
4296059

10 шт.
4211622

8 шт.
4211639

14 шт.
4211815

2 шт.
4211434

2 шт.
4211510

4 шт.
4211565

2 шт.
4211635


2 шт.
4285634

4 шт.
4640536

4 шт.
4211432

2 шт.
4563045

4 шт.
4494222

1 шт.
306548

1 шт.
306541

1 шт.
306544

1 шт.
4275606

3 шт.
4603220

60 шт.
4121715



Конструирование.

Сначала я создал робота теоретически, т.е. я определил, какие операции он будет выполнять: 1) двигаться по чёрной линии (нужно два датчика освещённости, два двигателя), 2) определять объекты (белые и чёрные банки, нужен датчик расстояния), 3) определять цвет банки (я использовал датчик освещённости), 4) забирать банку крюком (нужны балки для изготовления крюка, двигатель для движения крюка). Потом я продумал, как соединить все эти элементы с помощью различных соединительных втулок и балок.

Программирование.

При написании программы я учёл все те действия, которые должен выполнять робот и их последовательность. В результате у меня программа была разбита на части: 1) выезд из зоны старта, 2) движение по чёрной линии, 3) обнаружения банок, 4)захват роботом банок, 5) определения цвета банки, 6) движение робота по чёрной линии, в зависимости от цвета банки.

Все эти действия я запрограммировал с помощью объектного языка программирования NXT 2.0.




Тестирование робота

Для тестирования робота было сделано игровое поле (близкое к настоящему).



В результате тестирования я сделал вывод, что для плавного движения робота по чёрной линии нужно использовать программу, в которой мощность двигателей устанавливается в результате показания датчиков освещённости. Так же я крюк установил с боку, тем самым роботу не нужно было делать поворот для захвата банки.

Реализация проекта


На ступени реализации организационного этапа я изучил:

  • основные компоненты конструкторов LEGO;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

  • виды имеющихся датчиков и принцип их работы;

  • основные приемы конструирования роботов;

  • конструктивные особенности различных роботов;

  • как передавать программы в NXT;

  • как использовать созданные программы;

  • приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).



Заключение

В ходе реализации проекта у меня сформировались умения и навыки:

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;

  • создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы MINDSTORMS NXT 2.0;

  • передавать (загружать) программы в NXT;

  • корректировать программы при необходимости;

  • демонстрировать технические возможности роботов;

  • излагать логически правильно действие своей модели (проекта).

Вывод

В результате реализации проекта «Робот-сортировщик» у меня получилась модель робота, которую ещё нельзя использовать на соревнованиях по робототехнике. Она не оставляет банки в заданном месте. Я получили первые навыки программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0.


Перспективы развития проекта
  • создание новых моделей роботов,

  • участие в различных состязаниях робот,

  • довести программу до конца.

Библиографический список Список литературы для учителя:
  1. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов/Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 стр.

  2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.

  3. Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011. – 32 стр.

  4. Программное обеспечение MINDSTORMS NXT 2.0 .

Список литературы для школьников:
  1. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов/ Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010,

  3. Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: рабочая тетрадь/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011

Интернет ресурсы:
  • http://lego.rkc-74.ru/

  • http://www.lego.com/education/

  • http://www.wroboto.org/

  • http://www.roboclub.ru/

  • http://robosport.ru/

  • http://www.prorobot.ru/

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!