Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ахматовская средняя общеобразовательная школа»
«Первый шаг в науку - 2017»
Секция естественнонаучного направления
РОБОТ-СОРТИРОВЩИК
Творческий проект
Автор проекта: Шушарин Александр Николаевич, ученик 6 класса МБОУ «Ахматовская СОШ».
Руководитель проекта: учитель математики и информатики МБОУ «Ахматовская СОШ» Кашкин Александр Валерьевич
с. Ахматово 2017
Введение.
Обоснование выбора темы
Каждый год на уровне Республики проходит олимпиада по робототехнике «РобоФест». В 2017 году в возрасте 11-12 лет проводились соревнования «Сортировщик». Чтобы принять участие в этой олимпиаде, нужно было создать робота и его запрограммировать.
Актуальность
«РобоФест» – крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки. Идея его проведения родилась у Олега Дерипаска в 2007 году при посещении Североамериканских всемирных соревнований роботов FIRST (For Inspiration and Recognition of Science and Technology – «Развитие и поощрение интереса к науке и технике»). В России на тот момент не было единой программы поддержки робототехники и инженерных специальностей. При этом наша страна всегда была знаменита своими физиками, математиками, изобретателями, инженерами. Возродить престиж инженерных профессий в России, привить интерес к ним со школьной скамьи – ключевые задачи «РобоФеста».
XXI век немыслим без роботов. Они работают повсюду: в космосе, военной промышленности, медицине, во всех отраслях производства, в образовании и быту. Для создания механизмов, оживленных компьютерным интеллектом (роботов), необходимо новое поколение инженеров. Один из способов повысить престиж инженерных профессий и поддержать талантливую молодежь – это Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест».
Цель проекта:
Создание робота для соревнований «Сортировщик» на республиканском этапе по робототехнике «РобоФест-2017» в г. Чебоксары для младших школьников (11-12 лет). Формирование культуры конструкторско-исследовательской деятельности и освоение приемов конструирования, программирования и управления робототехническими устройствами (базовый набор конструктора LEGO MINDSTORMS Education NXT).
Задачи проекта:
познакомиться с конструктором LEGO NXT
изучить основы программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
сконструировать модель робота
создать программу для управления роботом
испытать полученного робота
Предмет исследования:
конструктор со средой программирования LEGO MINDSTORMS NXT.
Гипотеза:
Деятельность сортировщика используется во многих сферах, например, сортировка мусора, каких то готовых изделий в пищевом или промышленном производстве .
Ожидаемые результаты
умение программировать в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0,
умение конструировать различные модели роботов,
заинтересованность обучающихся школы в изучении Робототехники.
Методы реализации проекта:
1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др);
2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;
4. Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (компьютерный практикум);
5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);
6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.
Материальные ресурсы:
конструктор с программным обеспечением Lego Mindstorms NXT – 2 набора,
АРМ ученика и учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)
Этапы разработки проекта:
Организационный этап (октябрь, ноябрь 2016г.)
NXT 2.0
Этап реализации проекта ( декабрь 2016 г., январь 2017 г.)
разработка механизма робота на основе конструктора LEGO NXT.
составление программы для управления роботом в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
тестирование модели робота, устранение дефектов и неисправностей.
Заключительный этап (февраль 2017 г.)
Основная часть.
Теоретические положения
В результате изучения конструктора LEGO MINDSTORMS NXT я выяснил, что конструктор состоит из 431 элемента:
2 шт. 4297185 1 шт. 4297187 4 шт. 4297188 3 шт. 4494063 1 шт. 4532371 1 шт. 609326 4 шт. 4297209 2 шт. 4524358 2 шт. 4639695 8 шт. 4121667 6 шт. 370526 4 шт. 370626 2 шт. 370726 2 шт. 370826 2 шт. 373726 36 шт. 655826 2 шт. 4107783 4 шт. 4113805 2 шт. 4119589 60 шт. 4121715 | 8 шт. 4140801 4 шт. 4512363 1 шт. 4520872 2 шт. 471626 4 шт. 4177431 4 шт. 4248204 2 шт. 4255563 4 шт. 281526 4 шт. 6028041 8 шт. 4666579 2 шт. 4514555 2 шт. 6084724 1 шт. 4100758 10 шт. 4206482 36 шт. 4514553 1 шт. 4120158 1 шт. 4156530 1 шт. 4562544 2 шт. 4100396 | 8 шт. 4142865 1 шт. 4651441 2 шт. 70905 2 шт. 4544151 10 шт. 4239601 2 шт. 4210935 2 шт. 4211052 4 шт. 4210638 4 шт. 4210667 4 шт. 4210668 4 шт. 4210686 10 шт. 4210751 8 шт. 4210753 4 шт. 4495931 2 шт. 4522937 4 шт. 4542576 2 шт. 4603472 6 шт. 4645730 2 шт. 4210655 4 шт. | 2 шт. 4508553 4 шт. 4514558 4 шт. 6012451 4 шт. 4239896 1 шт. 4296969 1 шт. 4520887 1 шт. 4565588 1 шт. 4296917 2 шт. 4296929 3 шт. 4297008 1 шт. 4297174 1 шт. 6034375 4 шт. 4211387 8 шт. 4211388 4 шт. 4211440 4 шт. 4211441 4 шт. 4211442 4 шт. 4211443 4 шт. 4211466 4 шт. 4211398 | 4 шт. 4211442 4 шт. 4211443 4 шт. 4211466 4 шт. 4211398 4 шт. 4211445 2 шт. 4211444 2 шт. 4211449 2 шт. 4211542 4 шт. 4297210 2 шт. 4299119 20 шт. 4211775 2 шт. 4225033 6 шт. 4296059 10 шт. 4211622 8 шт. 4211639 14 шт. 4211815 2 шт. 4211434 2 шт. 4211510 4 шт. 4211565 2 шт. 4211635 | 2 шт. 4285634 4 шт. 4640536 4 шт. 4211432 2 шт. 4563045 4 шт. 4494222 1 шт. 306548 1 шт. 306541 1 шт. 306544 1 шт. 4275606 3 шт. 4603220 60 шт. 4121715 |
Конструирование.
Сначала я создал робота теоретически, т.е. я определил, какие операции он будет выполнять: 1) двигаться по чёрной линии (нужно два датчика освещённости, два двигателя), 2) определять объекты (белые и чёрные банки, нужен датчик расстояния), 3) определять цвет банки (я использовал датчик освещённости), 4) забирать банку крюком (нужны балки для изготовления крюка, двигатель для движения крюка). Потом я продумал, как соединить все эти элементы с помощью различных соединительных втулок и балок.
Программирование.
При написании программы я учёл все те действия, которые должен выполнять робот и их последовательность. В результате у меня программа была разбита на части: 1) выезд из зоны старта, 2) движение по чёрной линии, 3) обнаружения банок, 4)захват роботом банок, 5) определения цвета банки, 6) движение робота по чёрной линии, в зависимости от цвета банки.
Все эти действия я запрограммировал с помощью объектного языка программирования NXT 2.0.
Тестирование робота
Для тестирования робота было сделано игровое поле (близкое к настоящему).
В результате тестирования я сделал вывод, что для плавного движения робота по чёрной линии нужно использовать программу, в которой мощность двигателей устанавливается в результате показания датчиков освещённости. Так же я крюк установил с боку, тем самым роботу не нужно было делать поворот для захвата банки.
Реализация проекта
На ступени реализации организационного этапа я изучил:
основные компоненты конструкторов LEGO;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
виды имеющихся датчиков и принцип их работы;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в NXT;
как использовать созданные программы;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Заключение
В ходе реализации проекта у меня сформировались умения и навыки:
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы MINDSTORMS NXT 2.0;
передавать (загружать) программы в NXT;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Вывод
В результате реализации проекта «Робот-сортировщик» у меня получилась модель робота, которую ещё нельзя использовать на соревнованиях по робототехнике. Она не оставляет банки в заданном месте. Я получили первые навыки программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0.
Перспективы развития проекта
создание новых моделей роботов,
участие в различных состязаниях робот,
довести программу до конца.
Библиографический список Список литературы для учителя:
Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов/Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 стр.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011. – 32 стр.
Программное обеспечение MINDSTORMS NXT 2.0 .
Список литературы для школьников:
Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов/ Д.Г.Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010,
Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: рабочая тетрадь/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011
Интернет ресурсы:
5