ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 471 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Робототехника»
разработчик:
Котельников Сергей Александрович,
Воспитатель ГПД
педагог дополнительного образования
- Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. На занятиях осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms; для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab.
- Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование
- Новизна программы в том, что изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов, тем самым знакомятся с профессией инженера.
- Актуальность программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.
- В педагогической целесообразности этой темы не приходиться сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Условия реализации программы
Сроки реализации: программа ориентирована на детей 9-12 лет без специальной подготовки, рассчитана на один год обучения.
Наполняемость групп: 15 человек
Режим занятий: Занятия групповые. Проводятся: 1 раз в неделю по 2 часа (72 часа в год).
Формы занятий: практическое, соревнование, выездное в форме экскурсии
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, индивидуально-групповая .
Методы обучения : словесные, наглядные, практические, эвристические, поисковые.
Ожидаемые результаты :
- к концу обучения воспитанники будут иметь представления о порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
- приобретут знания теоретические основы создания робототехнических устройств;
- разовьют глазомер, координацию движений;
- разовьют образное мышление;
- будут уметь составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд;
- правильно подключать к блоку RCX внешние устройства, передавать программу с помощью инфракрасного передатчика;
- правильно подключать к блоку NXT внешние устройства, передавать программу с помощью
- будут знать основные компоненты управляющей системы роботов-исполнителей: входы, выходы и программу;
- научатся основные команды визуального языка программирования в средах «Robolab» и LEGO Mindstorms Eduсation NXT;
- Способы проверки результатов: предметная диагностика проводится в форме опросов; творческих заданий; педагогическая диагностика предполагает: анкетирование, личные беседы с детьми и их родителями.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
часы
1
2
всего
Вводное занятие
1
3
Техника безопасности при работе с компьютером, его периферийными устройствами, с конструкторами LEGO.
теория
практ.
1
Робототехника для начинающих, базовый уровень.
4
1
5
-
1
Технология NXT.
4
-
6
Знакомство с конструктором.
5
2
2
2
Начало работы с конструктором.
7
6
3
2
8
8
Программное обеспечение NXT.
Первая модель робота.
10
4
4
9
3
8
4
10
Модели с датчиками.
7
2
9
Составление программ.
11
6
4
12
9
Алгоритмизация.
13
5
День показательных соревнований.
9
4
4
5
Итоговое занятие.
ИТОГО
1
5
-
1
1
1
72
-
29
43
Календарно-тематический план
№
дата
1
план
Тема занятия
1.09
факт
2
Содержание учебного материала
3
всего
Робототехника для начинающих, базовый уровень.
теория
часов
Технология NXT.
Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России.
практика
Показ видео роликов о роботах и роботостроении.
Знакомство с конструктором
- О технологии NXT.
2
Формы контроля
2
Твой конструктор (состав, возможности).
2
Правила техники безопасности.
- Установка батарей.
- Основные детали (название и назначение).
- Главное меню.
2
4
-
- Основы робототехники.
- Сенсор цвета и цветная подсветка.
текущий
2
- Датчики (назначение, единицы измерения).
-
- Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.
- Двигатели.
текущий
2
- Микрокомпьютер NXT.
текущий
- Аккумулятор (зарядка, использование)
- Как правильно разложить детали в наборе.
4
5
Начало работы с конструктором.
Программное обеспечение NXT.
- Включение \ выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение).
- Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики NXT).
- Требования к системе.
6
- Тестирование
- Установка программного обеспечения.
2
7
- Мотор.
- Интерфейс программного обеспечения.
4
2
- Датчик освещенности.
- Палитра программирования.
текущий
5
- Панель настроек.
текущий
- Датчик звука.
- Датчик касания.
- Контроллер.
- Редактор звука.
- Ультразвуковой датчик.
- Редактор изображения.
- Структура меню NXT.
- Дистанционное управление.
- Снятие показаний с датчиков (view).
- Структура языка программирования NXT
- Установка связи с NXT.
- USB.
- BT.
- Загрузка программы.
- Запуск программы на NXT.
- Память NXT: просмотр и очистка.
6
7
8
9
Первая модель робота.
Инструкция в комплекте с комплектующими
Модели с датчиками.
9
- Датчик звука.
Составление программ.
5
- Датчик касания.
10
При конструировании робота из данного набора существует множество вариантов его изготовления и программирования, начинаем с программ, предложенных в инструкции и описании конструктора.
Алгоритмизация.
3
9
Датчики цвета (сенсоры) являются одним из двух датчиков, которые заменяют роботу зрение (другой датчик - ультразвуковой). У этого датчика совмещаются три функции. Датчик цвета позволяет роботу различать цвета и отличать свет от темноты. Он может различать 6 цветов, считывать интенсивность света в помещении, а также измерять цветовую интенсивность окрашенных поверхностей.
4
- Датчик света.
4
9
текущий
Датчик нажатия позволяет роботу осуществлять прикосновения. Датчик нажатия может определить момент нажатия на него чего-либо, а так же момент освобождения.
- Датчик касания.
7
4
текущий
5
- Подключение лампочки.
Ультразвуковой датчик позволяет роботу видеть и обнаруживать объекты. Его также можно использовать для того, чтобы робот мог обойти препятствие, оценить и измерить рас стояние, а также зафиксировать движение объекта.
текущий
В каждый серво мотор встроен датчик вращения. Он позволяет точнее вести управление движениями робота.
5
текущий
10
11
Дни показательных соревнований
День показательных соревнований по категориям
Итоговое занятие.
11
Подведение итогов образовательной деятельности объединения «Робототехника».
3
72
11
3
текущий
-
29
43
текущий
Курс «Робототехника» условно разделен на две части:
- основы конструирования;
- основы автоматического управления (программирование).
- Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Цель первой части курса заключается в том, чтобы познакомить учащихся с профессией инженера: изучение понятий конструкции и ее основных свойствах, элементов механики.
- Вторая часть курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Цель второй половины курса состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:
- математика – учащиеся учатся алгоритмическому мышлению и навыкам работы с цифровой информацией;
- физика – учащиеся знакомятся и закрепляют знания из раздела физики «Механика»;
- технология – учащиеся развивают конструкторское мышление, фантазию.