СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Робототехника VEX IQ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Робототехника VEX IQ»


1.Пояснительная записка.

Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «РОБОТОТЕХНИКА» технической направленности предназначена для детей 11-16лет.

Программа разработана на основе методических рекомендаций по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (авторы-составители: преподаватели кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО).

Направленность программы: техническая

Новизна программы. В основе обучения по программе лежит технология проектного обучения. Метод проектов развивает познавательные навыки обучающихся, умение самостоятельно систематизировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Актуальность данной программы основана на дополнительной работе в сфере профориентации, так как современное производство широко использует автоматические и полуавтоматические робототизированные системы, работающие по сходным принципам и алгоритмам. Работа обучающихся с программируемым электромеханическим конструктором позволяет не только на практике применить изученное ими на уроках физики, математики и естествознания, но и усвоить основы функционирования и программирования хозяйственных, сельскохозяйственных и производственных роботов. Такое положение позволяет способствовать большей социализации обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при её реализации воспитанникам прививаются навыки предпрофессиональной деятельности в области компьютерных и робототехнических технологий, что позволяет им адаптироваться в современном социуме. Воспитательная деятельность, реализуемая в процессе освоения программы, направлена на развитие творческой и полноценной личности. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по принципу: от простого к сложному. Для реализации программы подготовлена развивающая тематическая среда, включающая в себя: рассказы, загадки, упражнения, соревнования, наглядный материал, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий. Программа носит деятельностный характер. Итогом обучения является выполнение творческих работ с защитой.

Адресат программы

Программа ориентирована на на обучающихся (11-16 лет) с особенностями развития по МКБ-10 из рубрик F7 (F70, F71, “задержка умственного развития лёгкой и средней степени”) Они связаны с появлением вторичных нарушений в виде отсутствия интереса к учебе, плохой программой образования, эмоциональными расстройствами на фоне затруднённости психического развития, поэтому при составлении программы учитывались психологические особенности данных возрастных категорий. А именно, интерес детей средне-школьного возраста к интенсивному изучению внутреннего устройства и взаимодействия предметов окружающей реальности. Потребность в творческой и изобретательской деятельности, потребность в самореализации вкупе с осложнённостью усвоения новой информации. Программа подразумевает использование большего объёма визуальной информации, многократное повторение изученного, постепенный переход от простого к сложному в обучении. Программа способствует приобретению позитивного опыта освоения учащимися сложных технических устройств, помогает в формировании осознанного профессионального выбора.Программа рассчитана Срок реализации программы: 1 год, общий объем 111 часов.

Формы обучения

Для достижения поставленной цели и задач предполагается использование как традиционных, так и инновационных форм и методов работы, таких как лекция, защита проектов, дискуссия, конкурс, презентация, практическое занятие, эвристическая лекция, чемпионат, эксперимент, беседа, викторина, занятие-игра и другие.

Основная форма проведения занятий – практическая работа в объединении.

Цель и задачи программы

Цель: - формирование у учащихся навыков использования современных технологий, использующихся в быту и на производстве. Создание комфортных условий для развития творческих, технических и конструкторских способностей личности и самореализации обучающихся. Развитие самостоятельности, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Воспитание у обучающихся интереса к труду и технике, развитие творческих способностей и формирование конструкторских навыков. Повышение мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла: математики, физики, информатики (программирование и автоматизированные системы управления) как единого целого.

Задачи программы.

Обучающие:

Дать первоначальные знания по устройствам робототехнических систем;

Научить основным приемам сборки и программирования робототехнических систем;

Сформировать технологические навыки конструирования и проектирования;

Познакомить с правилами безопасной работы с материалом и инструментами, необходимыми при конструировании роботов;

Познакомить с основами программирования в компьютерной среде моделирования.

Формировать умение работать по предложенным инструкциям;

Формировать умение творчески подходить к решению задачи.

Воспитывающие:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Формировать умение работать в команде, эффективно распределять обязанности;

Развивающие:

Развивать творческую инициативу и самостоятельность;

Развивать психофизиологические качества обучающихся (память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном).

Для реализации программы используются такие педагогические технологии:

-личностно-ориентированное обучение

-проектная деятельность

-ИКТ – технологии

-Игровые технологии



Планируемые (ожидаемые результаты).

Учащиеся:

  • Будут иметь представление о роли и значении робототехники в жизни;

  • Поймут смысл принципов построения робототехнических систем и смогут объяснять их значение;

  • Овладеют основными терминами робототехники и смогут использовать их при проектировании и конструировании робототехнических систем;

  • Освоят основными принципы и этапы разработки проектов и смогут самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты;

  • Освоят принципы работы механических узлов и смогут понять назначение и принципы работы датчиков различного типа;

  • Смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к решаемым задачам;

  • Смогут использовать визуальный язык для программирования простых робототехнических систем;

  • Смогут отлаживать созданных роботов самостоятельно и/или с помощью учителя.

Учащиеся смогут:

  • Найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы;

  • Получить практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности;

  • Выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;

  • Использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач;

  • Использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач;


2. Содержание учебного плана


  1. 1. Введение в робототехнику.

  2. Теория: Техника безопасности на занятиях. Суть термина робот. Виды роботов. Робот-андроид, области применения роботов. Конструктор EV3, его основные части и их назначение. Способы подключения датчиков, моторов и блока управления. Правила программирования роботов. Модульный принцип для сборки сложных устройств. Конвейерная автоматизированная сборка. Достоинства применения модульного принципа.Современные предприятия и культура производства.

  3. Практика: исследовать основные элементы конструктора VEX и правила подключения основных частей и элементов робота.

  4. 2. Механические передачи

  5. Теория: Общие рекомендации и правила работы над проектом. Механическая передача.

Виды механических передач. Назначение разных видов механических передач и принципы работы.

Практика: выполнение проекта «Стартер для волчка» в соответствии с рекомендациями, проведение исследований с целью улучшения проекта, корректировка и проверка на работоспособность. Выполнение исследовательского проекта, анализ и проверка на работоспособность

  1. 3. «Органы чувств» робота.

  2. Теория:

  3. Способы познания мира человеком: ощущение, восприятие, представление. Робот - модель человека. Электронные датчики - способы получения информации. Датчик-сенсор, назначение и использование сенсоров. Работа со звуком. Рендеринг.

  4. Практика: составление программы для роботов, анализ и проверка её работоспособности. Выполнение проектов.

  5. 4. Импровизация

  6. Теория: Суть понятия «импровизация». Программный блок «Случайное значение». Работа с изображением, графический редактор. Светодиодный блок, вывод информации на СБ. Назначение и функции блока. Настройки блока.

  7. Практика: выполнение исследовательского проекта «Случайное число», с использованием звука, графики или запрограммированных действий.

  8. 5. Ручное управление

  9. Теория: Основные понятия о системах управления. Виды систем управления. Замкнутая и разомкнутая. Характеристика групп систем управления.

  10. Практика: выполнение практической работы. Проект «Двигающееся транспортное средство на радиоуправлении» Проверка работоспособности системы и усовершенствование проекта.

  11. 6. Автоматическое управление

  12. Теория: Основные сведения о теории автоматического управления. Знакомство с основными понятиями. Где используются идеи автоматического управления. Комментарии к проекту «Двигаемся по линии», «Объезжаем препятствия». Уточнение идеи целей, задач, результатов проекта.

  13. Практика: Выполнить задание. Выполнить проект «По чёрной линии» Проверить работоспособность, отладить.

  14. 7. Заключительное занятие.

  15. Теория: Презентация лучших проектов. Какие ошибки возникают при испытаниях роботов.

  16. Практика: Подведение итогов работы объединения за учебный период. Выполнение творческих работ «Автоматическое устройство» Защита работ учащихся. Рекомендации по дальнейшей работе.






3. Формы аттестации

Аттестация учащихся производится путём разработки аппаратной и программной части индивидуального проекта с защитой.

Методы контроля: устный опрос, творческая работа (в т.ч. проект), участие в конкурсах и выступления на воспитательных мероприятиях учреждения.


  • начальная диагностика - проводится в сентябре с целью определения начального, первичного состояния ребенка путем беседы с ним и его родителями, в результате чего оценивается уровень его возможностей;

  • текущая диагностика (промежуточная аттестация) - в течение учебного года проводится мониторинг освоения обучающимися программы по каждой пройденной теме, с целью выявления текущих результатов; причин отклонения от цели и принятие необходимых мер для их ликвидации.

  • итоговая диагностика - с целью определения итоговых результатов на момент окончания обучения проводится в форме оценивания выполнения заключительного творческого проекта.

По результатам итоговой аттестации лучшие учащиеся будут награждаться грамотами за успехи, достигнутые в процессе обучения.чч


4. Оценочные материалы.


Раздел программы

Форма контроля

Критерий оценки

Система оценки

1.

Введение в робототехнику.

Устный опрос.

Выполнение творческой работы

Уровень умений, знаний, навыков:

1 балл – до 40%

2 балла – от 41 до 70%

3 балла – от 71 до 100%

1 балл – низкий уровень освоения программы;

2 балла – средний уровень освоения программы

3 балла – высокий уровень освоения программы.

2.

Механические передачи

3.

«Органы чувств» робота.

4.

Импровизация

5.

Ручное управление.

6.

Автоматическое управление

7.

Заключительное занятие.




Диагностический инструментарий

Система оценки «внешнего результата образовательной деятельности

Критерии и показатели уровня освоения детьми содержания дополнительных общеобразовательных программ


Критерии

Показатели

Индикаторы

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Уровень теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • Овладел менее чем 40% объёма знаний предусмотренных программой

  • Объём знаний более чем 40% предусмотренных программой

  • Освоил весь объём знании, предусмотренных программой за конкретный период

1



2



3

Наблюдение

Устный опрос


Уровень овладения специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования спец.терминологией

  • Не употребляет специальные термины

  • Сочетает специальную терминологию с просторечными обозначениями

  • Специальные термины употребляет соответственно их значения

1


2



3


Практическая подготовка

Уровень умений и навыков предусмотренных программой по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствиепрактических умений и навыков программным требованиям

  • Овладел менее чем 40% умений и навыков предусмотренных программой

  • Объём умений и навыков более чем 40% предусмотренных программой

  • Освоил весь объём умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период

1



2



3

Выполнение творческой работы

Уровень овладения спец.оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании спец.оборудования и оснащения

  • Испытывает серьёзные затруднения при работе

  • Использует с помощью педагога

  • Не испытывает особых трудностей

1


2



3

Выполнение творческой работы

Уровень креативности

Наличие творческого подхода при выполнении практических заданий

  • Выполняет задания на основе образца

  • Выполняет задания с элементами творчества при помощи педагога

  • Выполняет задания с элементами творчества самостоятельно

1


2



3

Выполнение творческой работы






Протокол результатов промежуточной аттестации


Тема (раздел): ________________________________________________________________


Объединение: «Робототехника» Группа: _____________________________

Педагог д\о: __________________________________________________________________


Фамилия, имя

Оценка в баллах

Уровень освоения

1.1

1.2

2.1

2.2

2.3


1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








13








14








15








16








17








18








19








20









Высокий уровень освоения программы (количество человек)

Средний уровень освоения программы (количество человек)

Низкий уровень освоения программы (количество человек)






Вывод: _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата: Подпись:



Условия реализации программы.

  1. − компьютеры с установленным необходимым программным обеспечением (RobotC, обновление встроенного программного обеспечения); − проектор; − интерактивная доска; − робототехнические конструкторы VEX IQ; − источники питания.


Список литературы.


1. Ермишин К.В., Кольин М.А., Каргин Д.Н., Панфилов А.О. – Методические рекомендации для преподавателя: Учебно-методическое пособие. – М., 2015.

2. Занимательная робототехника. Научно-популярный портал [Электронный ресурс].

http://edurobots.ru/2017/06/vex-iq-1/

3. Каширин Д.А. Основы робототехники VEX IQ. Учебнометодическое пособие для учителя. ФГОС/ Д.А. Каширин, Н.Д. Федорова. − М.: Издательство «Экзамен», 2016. − 136 с. ISBN 978-5-377-10806-1 4.

4. Мацаль И.И. Основы робототехники VEX IQ. Учебно-наглядное пособие для ученика. ФГОС/ И.И. Мацаль,

5. А.А. Нагорный. − М.: Издательство «Экзамен», 2016. − 144 с. ISBN 978-5-377-10913-6 6. VEX академия. Образовательный робототехнический проект по изучению основ робототехники на базе робототехнической платформы VEX Robotics [Сайт] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vexacademy.ru/index.html