СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Робототехника внеурочная деятельность 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Робототехника внеурочная деятельность 9 класс»

СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение

3

2. Пояснительная записка

4

3. Требования к уровню подготовки учащихся

5

4. Методика преподавания курса

6

5. Учебный план

8

6. Содержание программы

9

7. Календарно-тематическое планирование

11

8. Учебно-методический комплекс

13

9. Материально-техническое обеспечение курса.

14


Пояснительная записка.

Введение.

За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Сегодня промышленные, обслуживающие и домашние роботы широко используются на благо экономик ведущих мировых держав: выполняют работы более дёшево, с большей точностью и надёжностью, чем люди, используются на вредных для здоровья и опасных для жизни производствах. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Роботы играют всё более важную роль в жизни, служа людям и выполняя каждодневные задачи. Интенсивная экспансия искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит быстро развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные и роботизированные системы.

В последнее десятилетие значительно увеличился интерес к образовательной робототехнике. В школы закупаются новое учебное оборудование. Робототехника в образовании — это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело, математику (Science Technology Engineering Mathematics = STEM), основанные на активном обучении учащихся. Во многих ведущих странах есть национальные программы по развитию именно STEM образования. Робототехника представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. Такую стратегию обучения помогает реализовать образовательная среда Lego.

Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и программы по робототехнике полностью удовлетворяют эти требования.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относится к технической направленности.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одно целое, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого учащегося.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что учащиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным в процессе конструирования и программирования. Кроме этого - учащиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Цель программы: овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики и навыков взаимодействия в группе.

Задачи программы.

Личностные:

- формировать новаторское отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; научить детей общению в группе, мотивированной на достижение результата;

- способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, дисциплинированности, трудолюбия;

- воспитывать творческое отношение к выполняемой работе;

- формировать навыки здорового образа жизни.

Метапредметные:

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- развивать ответственность, аккуратность, внимание, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

- развивать психофизиологические качества учащихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

- развивать способность осознанно ставить перед собой конкретные задачи и добиваться их выполнения.

Предметные:

- стимулировать познавательную активность учащихся посредством включения их в различные виды проектной и конструкторской деятельности;

- развивать познавательный интерес учащихся к различным областям радиотехники и роботостроения;

- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;

- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.

Отличительные особенности программы заключаются в создании условий, благодаря которым во время занятий ребята научаться проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.

В распоряжении детей будут предоставлены LEGO-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью учащийся может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.

Адресат программы.

Программа «Робототехника» предназначена для учащихся 13-15 лет.

Особенности возраста.

Подростковый возраст открывает период взросления. Кризисность этого возраста определяется социально-культурными условиями, а также радикальными биологическими. Психологическими, социальными и правовыми изменениями, в целом промежуточностью этого возраста в онтогенезе. (М.Мид, К. Леви-Брюль, Ст. Холл, Л.С.Выготский, В.И. Слободчиков и др.) Происходит бурный рост и половое созревание. С этим могут быть связаны особенности состояния и поведения подростков: раздражительность, плаксивость, негативизм, трудности координации, нарушение дисциплины. Оценка поступков сверстников идёт более эмоционально и категорично чем у взрослых «максимализм».

Особенности психических функций:

- мышление: теоретическое, способность к абстрагированию, рефлексии;

- воображение оказывает терапевтическое воздействие на личность, эмоционально-волевую сферу, влияет на развитие познавательной активности и самосознание;

- внимание является произвольным;

- память становится опосредованной, логической. Вспоминать в подростковом возрасте значит размышлять;

- речь развивается за счёт расширения словаря; варьируется в зависимости от стиля общения, личности собеседника, социальной группы. Речь саркастична, иронична, много сокращений, сленг.

Ведущая деятельность:

- интимно-личностное общение со сверстниками;

- учебная (успешность во многом зависит от мотивации обучения, от личностного смысла, который подросток вкладывает в обучение);

- общественно-значимая деятельность;

- досугово-образовательная;

- начало профессиональной ориентации.

Группы интересов (доминанты):

- интерес к собственной личности (эгоцентрическая);

- установка на большие масштабы (доминанта дали);

- тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (домината усилия);

- стремление к риску, героизму, к неизвестному (доминанта романтики).

Специфические поведенческие характеристики:

- реакция эмансипации (попытка освободиться из-под опеки взрослых; крайний вариант – бродяжничество);

- реакция группирования со сверстниками (повышенный интерес в общении со сверстниками, формирование собственной субкультуры);

- реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности, и интересы подростка).

Объём и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения - 34 часа. Уровень освоения программы – стартовый. Он предполагает развитие познавательных интересов учащихся, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Количество детей в группе –15 человек. Группы комплектуются в начале учебного года. Состав групп – постоянный, разновозрастной.

Набор учащихся - свободный. Большое внимание уделяется поисково-творческой, практической работе учащихся.

Режим занятий.

Занятия проводятся в соответствии с СаНПиН, 2 раза в неделю по 2 академических часа с десятиминутным перерывом (каждый час по 45 минут).

Планируемые результаты:

У учащихся будет:

Личностные:

- сформировано новаторское отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека;

- сформирована культура труда и трудовые навыки;

- обучены общению в группе;

- воспитаны настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, трудолюбие;

- воспитано творческое отношение к выполняемой работе;

- сформированы навыки здорового образа жизни.

Метапредметные:

- развиты творческая инициатива и самостоятельность;

- развиты ответственность, аккуратность, внимание, способность работать руками, приучены к точным движениям пальцев;

- развиты психофизиологические качества учащихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

- развита способность осознанно ставить перед собой конкретные задачи и добиваться их выполнения.

Предметные:

- стимулирована познавательная активность посредством включения в различные виды проектной и конструкторской деятельности;

- развит познавательный интерес к различным областям радиотехники и роботостроения;

- даны первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;

- обучены приемам сборки и программирования робототехнических устройств;

- сформированы общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- ознакомлены с правилами безопасной работы с инструментами.

Формы аттестации: тестирование, практическая работа, опрос, обмен мнениями, творческая работа, творческий проект, зачет.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал тестирования, фото, видеозапись, отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовая работа, конкурс, открытое занятие, отчет итоговый.

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет, соответствующий санитарным нормам (Сан ПиН 2.2.2.542-96) с индивидуальными рабочими местами учащихся, с доступом в Интернет;

- шкафы для литературы, конструкторов;

- мультимедийный проектор, экран;

- комплекты lego mindstorms;

- комплекты Lego;

- персональные компьютеры;

- программное обеспечение Robolab;

- фотоаппарат.

Информационное обеспечение:

- цифровые разработки педагога к занятиям (презентации, тесты), раздаточный материал;

- справочники, методическая литература, чертежи, схемы сборки.

Интернет-ресурсы:

- http://smps.h18.ru/robot.html

- http://edurobots.ru/

- http://www.mindstorms.su/

- http://www.prorobot.ru/lego.php

- http://www.servodroid.ru/

- http://arduino.ru/

- educatalog.ru - каталог образовательных сайтов

- http://www.russianrobofest.ru/

- http://wiki.amperka.ru/

Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеразвивающую программу «Робототехника».





Учебный план

(первый год обучения, стартовый уровень)


п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

0Введение в робототехнику

1

1


Тестирование,

обмен мнениями

2

Робот это...?

1

1


Опрос,

обмен мнениями.

3

Название деталей

1

1


Творческая работа

4

Механическая передача

2

1

1

Практическая работа, обмен мнениями

5

Элетродвигатели

2

1

1

Зачет

6

Силовые механизмы

2

1

1

Практическая работа, обмен мнениями

7

Робот-автогонщик

2

1

1

Практическая работа, обмен мнениями

8

Возвратно-поступательное движение

2

1

1

Практическая работа, обмен мнениями

9

Маятник Капицы

2

1

1

Зачет

10

Робот-клавиатура

2

1

1

Практическая работа, обмен мнениями

11

Бамперный робот

2

1

1

Зачет

12

Базовые комады действия и ожидания

2

1

1

Творческая работа

13

Использование датчиков

2

1

1

Зачет

14

Применение алгоритмических структур

2

1

1

Зачет

15

Релейные регулятор

2

1

1

Зачет

16

Пропорциональный регулятор

2

1

1

Зачет

17

Разработка итогового проекта

2

1

1

Обмен мнениями.


18

Итоговое занятие.

Защита итогового проекта

3

1

2

Зачет

Итого:

34

18

16







Содержание учебного плана.

Раздел 1. Введение в робототехнику

Теория: Введение в робототехнику. Предыстория робототехники. Возникновение и развитие современной робототехники. Развитие отечественной робототехники. Социально-экономическое значение робототехники.

Раздел 2. Робот это...?

Теория: Устройство робота. Мир робота.

Раздел 3. Название деталей.

Теория: Правила техники использования элементов конструктора.

Практика: Назвать детали и собрать механизм из известных деталей .

Раздел 4. Механическая передача.

Теория: Понятие механической передачи.

Практика: Сборка модели.

Раздел 5. Электродвигатели.

Теория: Что такое электродвигатель.

Практика: Сборка электродвигателя.

Раздел 6. Силовые механизмы.

Теория: Знакомство с силовыми механизмами.

Практика: Сборка готовой модели.

Раздел 7. Робот-автогонщик.

Теория: Знакомство с электромотором и принципом его действия.

практика: Сборка готовой модели и написание программы к ней.

Раздел 8. Возвратно-поступательное движение.

Теория: Знакомство с возвратно-поступательным движением.

Практика: Сборка готовой модели.

Раздел 9. Маятник Капицы.

Теория: Знакомство с маятником Капицы.

Практика: Сборка готовой модели.

Раздел 10. Робот-клавиатура.

Теория: RS232C-кабель.

Практика: Сборка готовой модели и написание программы к ней.

Раздел 11. Бамперный робот.

Теория: Роботы, использующие бамперы.

Практика: Сборка готовой модели и написание программы к ней.

Раздел 12. Базовые команды действия и ожидания.

Теория: Знакомство с базовыми командами.

Практика: Сборка готовой модели.

Раздел 13. Использование датчиков.

Теория: Понятие «Датчик». Принципы работы с датчиками.

Практика: Сборка готовой модели и написание программы к ней.

Раздел 14. Применение алгоритмических структур.

Практика: Сборка готовой модели и написание программы к ней.

Раздел 15. Правила дорожного движения.

Теория: Дорожные знаки. Правила перехода дороги. Правила дорожного движения. Правила поведения пассажиров в транспорте.

Практика: Викторины, игры на дорожно-транспортную тематику. Разыгрывание ситуаций поведения пассажиров в транспорте.

Раздел 16. Пропорциональный регулятор.

Теория: Что такое регулятор? Типы проектов. Основные этапы разработки проекта.

Раздел 17. Разработка итогового проекта.

Теория: Примерные темы проектов: Мой робот будущего. Робототехника: проблемы и перспективы. Создание программы для готовой модели робота. Электрические платы и их взаимодействия. Программирование в среде Robolab.

Раздел 18. Итоговое занятие. Защита итогового проекта.

Практика: Защита итогового проекта.
































По окончанию первого года обучения учащиеся должны знать:


- правила безопасной работы;

- основные компоненты конструкторов;

- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- основные приемы конструирования роботов;

- конструктивные особенности различных роботов;

- порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;

- как использовать созданные программы.


По окончанию первого года обучения учащиеся должны уметь:

- решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме;

- создавать программы на компьютере для различных роботов;

- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;

- проводить сборку робототехнических средств, с применением конструкторов.



















Методическое обеспечение программы.


Все занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО предусматривают, что учебный процесс состоит из четырех составляющих:

• установление взаимосвязей;

• конструирование;

• рефлексия;

• развитие.

Обучение в процессе практической деятельности предлагает создание моделей и реализацию идей путем конструирования. Занятия с образовательными конструкторами ЛЕГО знакомят учащихся с различными видами конструирования:

- свободное, неограниченное жесткими рамками, исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого учащиеся строят модель, используемую для получения и обработки данных, создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определенной совокупности идей, а впоследствии делают модели по собственным проектам;

- проектная деятельность подразумевает организацию образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные задачи, а педагог сопровождает самостоятельную деятельность учащегося.

Возможность обдумать то, что они построили и запрограммировали, помогает учащимся более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, учащиеся устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом. На этом этапе в каждом задании детям предлагается некоторый набор вопросов. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы побудить учащихся установить взаимосвязи между опытом, который они получают в процессе работы над заданием, и тем, что они знают о реальном мире.

Для эффективной работы педагог использует следующие способы организации занятий и оценки деятельности учащихся:

  1. наблюдение за учащимися в процессе их индивидуальной и групповой работы;

  2. просмотр тетрадей;

2. оценка степени участия каждого в построение и программировании моделей, в обсуждениях и в других видах коллективной деятельности.

Очень важна периодическая оценка своих успехов самими учащимися. Она поможет им приобрести столь необходимые навыки самообразования. Оценка своей собственной работы является составной частью выполнения проектов.

Для эффективной самооценки полезно вести тетради с текстовыми описаниями, эскизами, записями программ и фотографиями, создаваемыми в процессе разработки моделей. Регулярное заполнение тетради не только способствует развитию навыков письменного общения, но и стимулирует участие в дискуссиях, позволяет лучше подготовиться и к дискуссиям, и к возникающим проблемам.

Занятия на этапе Рефлексия практически полностью нацелены на поддержку самооценки и обдумывания выполненной работы. Для записи своих мыслей каждый учащийся должен иметь тетрадь или доступ к компьютеру.

Занятия на этапе Развитие обеспечивают возможность применить, полученные знания в новых условиях - при постройке других моделей или при решении других, связанных с компьютером задач. Самооценку своей деятельности можно сделать составной частью этих занятий.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);

- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Педагогические технологии.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Предполагают активное участие самого учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Обучения осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко – Технология коллективного взаимообучения).

Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин и др.) – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.

Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов). В основе технологии лежат организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Информационно-коммуникационные технологии – технологии, использующие специальные технические информационные средства (Интернет, аудио, кино, видео).


















Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

  • Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.

2006 №06-1844).

  • Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

  • Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях.

  • Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  • Устав МУ ДО ЦДТ (Приказ комитета по образованию Администрации города Подольска от 14.04.2015 г. №412).


Список литературы для педагогов:

  • Артамкин, Е.Ю. Классификация роботов и области их применения [Электронный ресурс] / Е.Ю. Артамкин // Наука и техника.– Электронный журнал.– М.: DOCTUS2006-2011.– Режим доступа: http://www.doctus.ru (Дата обращения: 30.09.2012)

  • Злаказов А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе» метод.пособие, Под ред. А.С.Злаказов, Г.А.Горшков, С.Г.Шевалдина. Изд.Бином 2011.

  • Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – 304с.

  • Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2012.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).

  • Кегельринг [Электронный ресурс] : Как сделать робота и участвовать в соревнованиях // Мой робот.– Электронный журнал.– М.: 2005-2011.– Режим доступа:http://myrobot.ru/articles/sport_kegelring.php (Дата обращения: 12.10.2011)

  • Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 720с.

  • Накано, Э. Введение в робототехнику [Текст] / Эйдзи Накано ; пер.с яп. канд. техн. наук А.М. Филатова.– М.: Мир, 1998.–334 с., ил.

  • Парфенова Г.Л. Путь к самому себе. Программа развития социальной компетентности личности одаренных старшеклассников: учебно-методическое пособие.- Барнаул:БГПУ, 2006.

  • Предко, М. 123 эксперимента по робототехнике [Текст] / М. Предко ; пер. с англ. В.П. Попова.– М.: НТ Пресс, 2007.– 544 с.

  • Симонович С. «Занимательное программирование Visual Basic». / Под ред. С. Симоновича и Т. Евсеева. – М.: «АСТ-Пресс Книга», 2001. [электронный ресурс] http://www.twirpx.com/file/711098/ 15.

  • Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских Е.И., Афонина М.В. Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе: - методическое пособие/ -Барнаул:БГПУ, 2009.

  • Ушаков, А.А. Задачи для факультатива робототехники: Сборник задач. - Демонстрационный вариант [Текст]/ А.А.Ушаков.– Барнаул: Гимназия №42, 2009.- 12 с.

  • Филлипов, С.А. Робототехника для детей и родителей [Текст] / С.А Филип­пов; под ред. А.Л. Фрадкова.– СПб.: Наука, 2010.– 195 с.

  • Юревич, Е.И. Основы робототехники [Текст] / Е.И. Юревич.– Издание 2-е.– СПб.: БХВ-Петербург, 2005.– 416 с.



Список литературы для учащихся:

  • Барсуков А. Кто есть кто в робототехнике. – М., 2005г. – 125с.

  • Крайнев А.Ф.. Первое путешествие в царство машин. – М., 2007 г.   173с.

  • Макаров И.М., Ю.И. Топчеев. Робототехника. История и перспективы. – М., 2003. - 349с.

  • Шель А.Х. Программирование: теоремы и задачи. Для факультативов по информатике в старших классах общеобразовательных школ. Изд. Московскнй центр непрерывного математического образования , 2005.

  • ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998.-150 с.

  • Персональный компьютер. Школьная энциклопедия. М.: Дрофа, 2008.

  • Lego Mindstorms NXT [Электронный ресурс] : Второе поколение роботов // Pro robot.– Электронный журнал.– М.: Робототехник-любитель 2006-2011.– Режим доступа:http://www.prorobot.ru (Дата обращения: 12.10.2011).

  • Филипов С.А. «Робототехника для детей и родителей», изд. «Наука», 2013.

  • «Электроника для начинающих» – Чарльз Платт: БХВ-Петербург, 2012.













Приложение 1.

Оценочные материалы

Баллы

Изготовление робота по заданному проекту

Программирование робота по заданному проекту

5

* Полностью отвечает заданию.

* Высокая техника исполнения.

* Полностью отвечает заданию.

* Незначительные недостатки при сборке.

*Полностью отвечает заданию.

*Робот выполняет все предусмотренные заданием действия

4

* Полностью отвечает заданию.

* Незначительные недостатки при сборке.

*Полностью отвечает заданию.

*Незначительные недостатки по программированию (робот не выполняет одно из предусмотренных действий).

3

* Полностью отвечает заданию.

*Имеет один или несколько

незначительных недостатков по сборке, которые можно быстро устранить.

*Отвечает заданию.

*Имеет незначительные недостатки по

программированию (робот не выполняет одно из предусмотренных действий).

2

*Частично не соответствует

заданию.

*Имеет несколько серьезных

недостатков по сборке, которые нельзя исправить без разборки отдельных узлов.

*Частично не соответствует заданию.

*Имеет значительные недостатки по программированию (робот не выполняет поставленные задачи, или выполняет с перебоями, выполняет не предусмотренные заданием действия).

1

Задание не выполнено.

Задание не выполнено.



Дополнительные баллы

+0,5

* за наблюдательность (умение подметить интересные моменты в привычных ситуациях или интересные элементы в обычных вещах).

+1

*за очень удачный пойманный момент при репортажной съемке.

*за удачное применение известных решений.

*за придумывание механического узла ( даже если он не нов).

*за нестандартное решение технической задачи.


Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программ «Робототехника»

(стартовый уровень)

год обучения: 1

группа: 1


П/П

Число

месяц


Форма занятия

Кол-во час.


Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроль.

1

03.09-07.09

Беседа


Вводное занятие: введение в робототехнику.

Каб.№ 203

Тестирование

Обмен мнениями

2

10.09-14.09

Беседа


Робот это...?

Каб.№ 203

Педагогическое наблюдение

3

17.09-21.09

Практическое занятие


Название деталей

Каб.№ 203

Практическая работа

4

24.09-28.09

Беседа


Механическая передача

Каб.№ 203

Обмен мнениями

5

01.10 – 05.10

Практическое занятие


Сборка готовой модели.

Каб.№ 203

Практическая работа

6

08.10-12.10

Лекция с элементами беседы


Силовые механизмы

Каб.№ 203

Опрос Педагогическое наблюдение

7

15.10-19.10

Практическое занятие


Силовые механизмы


Каб.№ 203

Практическая работа

8

22.10-26.10

Беседа


Робо-автогонщик

Каб.№ 203


9

05.11-09.11

Практическое занятие


Сборка готовой модели .

Каб.№ 203

Практическая работа

10

12.11-16.11

Лекция с элементами беседы


Возвратно-поступательное движение

Каб.№ 203

Опрос Педагогическое наблюдение

11

19.11-23.11

Практическое занятие


Возвратно-поступательное движение

Каб.№ 203

Практическая работа

12

26.11-30.11

Практическое занятие


Маятник Капицы

Каб.№ 203

Практическая работа

13

03.12-07.12

Практическое занятие


Маятник Капицы

Каб.№ 203

Педагогическое наблюдение, опрос

14

10.12-14.12

Практическое занятие


Робот-клавиатура

Каб.№ 203

Практическая работа

15

17.12-21.12

Беседа


Робот-клавиатура

Каб.№ 203

Обмен мнениями

16

24.12-28.12

Практическое занятие


Бамперный робот

Каб.№ 203

Практическая работа

17

14.01-18.01

Лекция с элементами беседы


Бамперный робот

Каб.№ 203

Педагогическое наблюдение

18

21.01-25.01

Практическое занятие


Базовые команды действия и ожидания

Каб.№ 203

Практическая работа

19

28.01-01.02

Лекция с элементами беседы


Базовые команды действия и ожидания

Каб.№ 203

Опрос

20

04.02-08.02

Практическое занятие


Использование датчиков

Каб.№ 203

Практическая работа

21

11.02-15.02

Лекция с элементами беседы


Использование датчиков

Каб.№ 203

Педагогическое наблюдение, обмен мнениями

22

18.02-22.02

Практическое занятие


Применение алгоритмических структур

Каб.№ 203

Игра

23

25.02-01.03

Беседа с элементами презентации


Применение алгоритмических структур

Каб.№ 203

Игра

24

04.03-08.03

Практическое занятие


Сборка готовой модели и написание программы к ней.

Каб.№ 203

Практическая работа

25

11.03-15.03

Практическое занятие


Пропорциональный регулятор

Каб.№ 203

Опрос

26

18.03-22.03

Практическое занятие


Пропорциональный регулятор

Каб.№ 203

Игра

27

01.04-05.04

Практическое занятие


Проект и основные этапы его разработки.

Каб.№ 203

Практическая работа

28

08.04-12.04

Практическое занятие


Проект и основные этапы его разработки.

Каб.№ 203

Практическая работа

29

15.04-19.04

Практическое занятие33


Работа над итоговым проектом.

Каб.№ 203

Творческая работа

30

22.04-26.04

Практическое занятие


Работа над итоговым проектом.

Каб.№ 203

Творческая работа

31

29.04-03.05

Практическое занятие


Подготовка к защите проектов, консультации по проектам.

Каб.№ 203

Творческая работа

32

06.05-10.05

Практическое занятие


Презентация и защита проектов.

Каб.№ 203

Зачет

33

13.05-17.05

Практическое занятие


Презентация и защита проектов.

Каб.№ 203

Зачет

34

20.05-24.05

Практическое занятие


Презентация и защита проектов.

Каб.№ 203

Зачет

Список литературы.


  1. Бабич А.В., Баранов А.Г., Калабин И.В. и др. Промышленная робототехника: Под редакцией Шифрина Я.А. – М.: Машиностроение, 2012.

  2. Богатырев А.Н. Электрорадиотехника. Учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

  3. Гордин А.Б. Занимательная кибернетика. – М.: Радио и связь, 2007.

  4. Перышкин А.В. Физика. учебник для учащихся общеобразовательной школы. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.

  5. Громов СВ., Родина Н.А. Физика. учебник для учащихся общеобразовательной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012.

  6. Фу К., Гансалес Ф., Лик К. Робототехника: Перевод с англ. – М. Мир, 2010.

  7. Шахинпур М. Курс робототехники: Пер. с англ. – М.; Мир, 2010.

  8. Ф.Жимарши Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях – М., НТ Пресс, 2008 г.

  9. Д. Вильямс Программированный робот, управляемый с КПК – М., НТ Пресс, 2006 г.

  10. Д. Вильямс Программируемые роботы – М., НТ Пресс, 2006 г.

  11. Интеллектуальная школа робота RoboRobo.

  12. www.myrobot.ru

  13. www.easyelectronics.ru

  14. www.roboforum.ru

  15. http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.

  16. http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.

  17. http://learning.9151394.ru

  18. http://mon.gov.ru/pro/fgos/ - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты:

  19. http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792

  20. www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html

  21. http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc

  22. http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792

  23. http://pedagogical_dictionary.academic.ru

  24. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17









МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.


  1. Комплекты Lego migndstorms

  2. Комплекты Lego

  3. Персональные компьютеры

  4. Программное обеспечение Robolab


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!