Тема: Род имен существительных
Цель урока:
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
- Настроимся на работу. Наши ушки будут слушать, наши глазки будут внимательно смотреть, наши пальчики будут красиво писать, наши головки будут хорошо думать ( погладить по голове)
III. Установка.
- Сегодня на уроке вы не только покажете свои знания, но и проверите их прочность. Урок у нас сегодня не совсем обычный. На уроке присутствуют гости. Мы должны их поприветствовать. Для начала отгадаем загадки.
Загадки:
-Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)
- Поля стеклянные, межи деревянные. (окно)
- Четыре братца под одной крышей стоят. (стол)
- Кланяется, кланяется, придет домой- растянется (топор)
- Катится бочка, нет в ней сучочка (яйцо)
- Сам худ голова с пуд, на работу вышел, каждый услышал. (молоток)
- Ела- ела дуб- дуб поломала зуб- зуб. (пила)
- В Москве говорят, а у нас слышат ( радио)
- Конь стальной, хвост льняной. (иголка)
- Туловище деревянное, голова железная, по двору шныряет, сено собирает. (вилы)
- Зимой и летом одним цветом. ( ель)
- Идет силач, добывает калач.(трактор)
ГОСТЯМ ПРИВЕТ.
Итак, эпиграф нашего сегодняшнего урока:
« Знания зовут, а дела не ждут»
Мы отправляемся вперед. Нас ждет урок.
Блиц- опрос.
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
-Какие существительные называются одушевленные, а какие- неодушевленные?
- Как пишутся собственные имена существительные?
- Какие существительные пишутся с маленькой буквы?
2.Словарно- орфографическая работа.
- А сейчас прочитайте слово, установив последовательность букв данного слова,
- Какое слово вы прочитали?
- Что такое солнце?
- Для чего он предназначен?
- Охарактеризуйте слово солнце как часть речи:
Имя существительное, так как отвечает на вопрос что?, обозначает предмет, неодушевленное, нарицательное.
Сообщение темы и целей урока.
- С самого начала мы с вами говорим о какой части речи? (сущ.) Сегодня мы с вами продолжим работу над этой части речи и познакомимся с одним из его грамматических признаков.
4. Изучение нового материала.
- О чем вы думаете или что себе представляете, услышав слово солнце?
солнце
небо луч погода свет радость мир счастье
- Что общего в этих словах? Почему?
Разделим имена существительные на три группы. В первую включим слова, к которым можно подставить
Он мой
Луч мир
свет
-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова
Она моя
Погода
- Какие слова можно подставить к оставшимся словам?
Оно мое
счастье
небо
Море
Распределив имена существительные по данным трем группам, мы разделим их по родам.
Род- грамматический признак существительного. В русском языке три рода: м.р, ж.р, ср.р. Каждое слово относится к одному из трех родов.
-Какого рода существительное, к которым можно подставить слово он, мой?
Смотрим.( учебник) – правило.
5. Физминутка.
И.с.- м.р.- сесть
И.с.- ж.р.- хлопок
И.с.- ср.р.- подпрыгнуть
Дождь, трава, небо, океан, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, книга, труд.
6. Закрепление.
Определите род существительного и разнесите в соответствующие колонки.
Женский род | Мужской род | Средний род |
На я, и мягкий согласный | На согласный, редко на а, я | На о,е |
Она мо | Он мой | Оно моё |
Растение, дорога, дуб, стол, папа, дочь, природа, тетя, поле, озеро, кино, конь, Вася, еда, дядя, окно, олень, радость.
- Определение рода имен существительных, в котором надо вычернуть лишние слова в записанных на доске столбиках:
М.р. ж.р. ср. р.
Звезда Башня Дерево
Зал Пальма Бревно
Журавль Ковер Роща
Узор Волна Окно
Ручей Лужа Озеро
Море Сердце Стол
- Выборочное письмо.
Выпишите из стихотворения имена существительные и определите род.
Тарелка, вилка, лодка, нож
И каждый гвоздь
И каждый дом
И каравай хлеба
И всё это создано трудом
А не скатилось с неба.
-Словесная разминка. (можно хором)
Задание: заменить существительные мужского рода на существительное женского рода
1 ряд кот (кошка)
Бык (корова)
Пёс (собака)
Волк (волчица)
Кролик (крольчиха)
Козел (коза)
Ёж (ежиха)
2 ряд подберите наименование детёнышей животных
Ежиха (ежонок)
Тигрица (тигренок)
Овца (ягненок)
Лиса (лисенок)
Гусыня (гусенок)
Собака (щенок)
Лошадь (жеребенок)
Курица (цыпленок)
Игра
"Помоги собрать гостей!"
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать
АН – ЛО – ТИ – ДИ – ПА – КО – ДИЛ
КО – КРО – ШИМ – КО – ЗЕ – ПАН – РИЛ
НА – МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е – ГИ
МУР – ГО – ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ – ЖИ!
Учитель: Вот и подошел у концу наш урок, надеюсь, что вы теперь сможете различать роды существительных. Урок окончен, веем спасибо за участие. А теперь прошу вас дать оценку уроку(карточки красный цвет – 5, зеленый – 4, желтый – 3)