Русский язык
3 класс
Минутка чистописания
Ключик бьёт в глуши лесной,
В сказке ключик золотой.
Этот ключ – разгадка тайны –
Шифр диковинный и странный.
Ну, а гаечным ключом
Эту гайку завернём.
Как называются слова, у которых могут быть разные значения?
Р е ка В олга, друз ь я, гор од Си мф е роп о л ь , улы б ка, к о за М илка, об ъ езд, Чё рное море, ёр ши к.
ПЕНАЛ
РУЧКА
МЫЛО
Проверь себя!
Вывод
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Он – м. р. (дядя, картофель)
Она – ж.р. (морковь, фамилия)
Оно – с.р. (имя, варенье)
Урок русского языка в 3 классе
Тема «Род имен существительных»
Учитель начальных классов
Чотчаева Асият Максимовна
Урок № 93 Дата проведения:
Предмет . Русский язык Класс 3
Тема. Род имен существительных С. 25–26 |
Тип урока. открытие новых знаний и способов действий. |
Планируемые результаты: |
Предметные. Научатся определять род имен существительных. Будут осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. |
Метапредметные УУД П – общеучебные: овладевают базовыми предметными понятиями; логические: осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы. Р – овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу. К – проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Личностные результаты выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Оборудование. доска, телевизор, ноутбук, презентация или электронное приложение к учебнику.
Образовательные ресурсы:
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
- Давайте и мы, ребята скажем доброе утро солнцу и птицам, всем, кто нас окружает. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.
- Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение хорошее?
- Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром. (Зима)
- Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?
Чистописание. (слайд 2)
Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания.
Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Запись числа и классной работы.
(письмо чистописания)
2. Актуализация знаний. (слайд 3)
В царство зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес…
В него заходим…
(Запись под диктовку)
Река Волга, друзья, город Симферополь, улыбка, коза Милка, объезд, Чёрное море, ёршик.
Назовите орфограммы в этих словах.
(слайд 4)
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном) (слайд 5)
3. Самоопределение деятельности. (слайд 6)
Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.
Синеют синие дали.
Птицы на склоне холма
Нам слова написали.
- прочитайте слова
ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО
- Что объединяет эти слова? ( Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? Это имена существительные.)
- Чем отличаются эти слова?
(Учитель берёт пенал ученика)
- Чей пенал? Запишите . (Пенал мой)
- Подчеркните слово мой.
- Какой он? Запишите. (Он красивый)
- Подчеркните слово он.
-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.
Это имена существительные мужского рода.
(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).
- Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?
Сформулируйте тему урока. (слайд 7)
4. Физкультминутка для глаз. (слайд 8)
5. Работа по теме урока.
- Работа с правилом (учебник, с. 25).
- Выполнение упр. 39
- Выполнение упр. 40
- Работа с рубрикой «Обратите внимание!»
6. Физкультминутка (музыкальная)
7. Закрепление нового материала.
Работа в парах. Лишнее слово.
- зайчик, грач, гнездо, снег.
- корова, фиалка, зима, берег.
- пальто, озеро, книга, солнце.
- утро, помидор, ветер, стол.
2. Проверка усвоения материала. Картинный диктант. (слайд 10, 11)
Белка, заяц, слон, обезьяна, солнце, облако.
7. Контроль и оценка.
- Ребята, Зима принесла волшебный конверт. Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Какими словами можно заменить слова мужского рода?
- Какими словами можно заменить слова женского рода?
- Какими словами можно заменить слова среднего рода?
8. Рефлексия
А какое задание было наиболее трудным?
-Почему?
Самооценка.
9. Домашнее задание.
Стр. 25 – учить правила, упр. 42.
Минутка релаксации.
- Теперь давайте немного отдохнём. Сядьте удобно, положите руки на парту, закройте глазки. Дыхание спокойное и ровное. (Звучит музыка Э. Грига «Сон»).
Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая
Очень лёгкая, простая
Замедляется движенье.
Исчезает напряженье,
И становиться понятно:
Расслабление приятно.
10. Итог урока.
Мне было очень интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала при общении с вами.