СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных»

Технологическая карта урока русского языка

по теме: «Род имён существительных»

УМК «Школа России»


Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель

Мельникова Маргарита Викторовна

Тема урока

Род имён существительных

Цель

Создание условий для развития умения определять род имени существительного.

Задачи

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация

- Карточки для работы в группах

-Светофор для рефлекесии.

Формы работы

фронтальная, работа в парах, индивидуальная, работа в группах

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий, использование кластера, как одного из методов критического мышления.













Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент.

- Итак, приступим к делу. Прочитайте слова, записанные на доске.

Терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

 Все ли  из данных качеств вам понадобятся сегодня на уроке?

 Какой частью речи являются данные слова?

Про что же мы продолжим говорить на уроке?





Приветствуют учителя, настраиваются на урок,

проверяют свою готовность к уроку.







Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний.

-Проверим, какие знания у вас имеются по этой теме на данный момент. Я буду читать вам утверждения, если вы согласны с утверждением, то поднимайте хлопаете, если не согласны-топаете


Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные в начальной форме отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Имя существительное «стол» в форме единственного числа? (Да!)

Имя существительное «Москва» пишется со строчной буквы? (Нет!)

Обобщение


Учащиеся работают фронтально




Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять,

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.


3

Чистописание

- Прочитайте цепочку из букв (ОРД).

- Назовите каждую букву грамотно.

- Что вы можете сказать о каждом звуке? (фонетика)

Пропишите буквы в тетради по образцу.

Составьте из данных букв слово. (род)

Учащиеся пишут в тетрадях

4.












5.

Орфографическая работа.








Постановка проблемы.









На доске слова: н…чной, д…ждливые, м…рской, в…селый, л…довый, тр…вяной.

Найдите проверочные слова, вставьте пропущенную букву, подчеркните ее.

Образуйте от имен прилагательных однокоренные слова, чтобы они были именами существительными в начальной форме.

Ночь, дождь, море, веселье, лёд, трава.

На какие группы вы сможете разделить эти слова?

- В чем затруднение?

Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

- Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)-тема на доске

Какие задачи мы перед собой поставим?(на доске)

Вы знаете, а я вспомнила сейчас одну примету: говорят, что если что-то упало – то значит, кто-то непременно должен прийти. Слышали о такой примете? И я вам даже скажу больше - по упавшему предмету определяют пол того, кто должен прийти. Кто из вас знает, как можно определить пол пришедшего?

Например, если упадёт вилка или ложка - говорят, придёт женщина, а если упадёт нож - то придёт мужчина.

А почему так определяют?

- Какая стоит перед нами 1 задача?

- Послушайте сказку. В сказке вы найдете ответ на наш вопрос.

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился

Что нового вы узнали из сказки?

Какого рода бывают имена существительные?

На какие три группы делятся существительные?

Выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?

Какую 2 задачу мы поставили перед собой?. Это наша следующая задача.

А может кто-то догадался, как определить род имён существительных? (памятка у каждого)

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило - моё!

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?

Давайте сделаем вывод.

Учебник (знакомство с правилом),с.25




Фронтальная работа с учащимися

















Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить…  (новое знание при выполнении заданий)













ответы детей












Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

6.

Применение полученных знаний и умений

Давайте вернемся к нашим словам и распределим их в 3 столбика.(работа у доски)

Дети, как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам? По

родам имена существительные не изменяются , т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.



Работа детей


Дети работают у доски и в тетради


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

7.





















8.





Рефлексия учебной деятельности.














Домашнее задание





Ребята , какая была тема урока?

Какие задачи мы ставили с вами в начале уроке? Смогли их достичь? С помощью чего?

Рефлексия «Светофор»








Домашнее задание: на выбор

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

-нарисовать по 3 предмета каждого рода;





Ответы на вопросы.


Сложность- красный смайлик

Понимание-зеленый смайлик

Вопрос- желтый смайлик









Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше,

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,

оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.