СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал очень интересный

Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных»

ТЕМА: «Род имен существительных»

ЦЕЛИ:  РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.  

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.

ЗАДАЧИ:  Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме.  Продолжение знакомства учащихся с существительными разного рода.  Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.

ТИП УРОКА:  урок совершенствования и углубления знаний.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:  технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.

СРЕДСТВА: опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.

ХОД УРОКА.

1.  Орг. Момент.

- Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. (СЛАЙД1)

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

2.Проверка домашнего задания.

-Какие трудности были при выполнении домашнего задания?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. (СЛАЙД 2) 

3.Актуализация опорных знаний.

-На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои предложения: (СЛАЙД3)

-Существительное-это…

-Существительное бывает…

-Существительные изменяются по…

-Существительное в предложении может быть…

(ответы детей)

4.Орфографическая пятиминутка. (СЛАЙД 4, )

Спишите с доски слова, вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните их. (СЛАЙД 5)

Б..рёза, заря..ка, в..сна, с..рока, со..нце, л..пить, гн..здо, комн..та, сер..це, сне.., лоша..ь, тр..ва, бр..вно.

-Проверим работу. (СЛАЙД 6).

-Объясняем выбор той или иной орфограммы.

- Кто не согласен с ответом?

- Какие правила необходимо было применить, чтобы правильно написать эту работу?  

5.Сообщение темы урока.

Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.

Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”

- Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)

- Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)

Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока. (СЛАЙД 7)

- Запишите тему в тетрадь – «Род имён существительных»

- Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Мы должны знать, как определять род имён существительных.

- Как определить род? Можем посмотреть на окончание существительных (СЛАЙД 8)

Какие слова -  помощники применяем, определяя род?  (он мой, она моя, оно моё) (СЛАЙД 9)

Вывод: (СЛАЙД 10-11)

         Имена существительные имеет род. Но не изменяется по родам. Существительные относятся к одному из трёх родов:  
мужскому, женскому и среднему. Категория рода-это постоянный признак.
-Но есть слова в русском языке, в которых мы можем сомневаться при определении рода. Значит, всегда можем обратиться к словарю и запомнить их род.

Запомните:  (СЛАЙД 12)

мужской род — тюль, лебедь, шампунь, толь;  
женский род — мозоль, вуаль, бандероль;  

средний род — какао, повидло.    

-А как вы будете определять род у существительных во множественном числе? (ставим в единственное число).

- А как же определить род существительных, которые имеют форму только множественного числа? (сутки, ножницы, грабли, очки, сумерки)
    Внимание!     У существительных, имеющих только форму  множественного числа, род не определяется.(СЛАЙД 13)

 6.Самостоятельная работа (СЛАЙД 14)

-На столе карточки. Ваша задача - вставить пропущенные окончания. Над существительными обозначить их род. При затруднении обратиться к словарю.
Горяч.. кофе, сладк.. какао, красн.. тюль, прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок.. тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знаменит.. фамилия.

-Проверим работу.

7.Физкультминутка.

-Проведем физминутку. (СЛАЙД 15)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем, мы руки подаем.



8. Закрепление материала.

Работа по учебнику. (СЛАЙД 16)

Упр.502-устно

- проверим выполненное задание.

 упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прошедшем времени).

9.Итог урока.

- Подведем итог урока. (СЛАЙД 17)

- Чему учились на уроке? –

- Какие слова помогали определять род существительных?

-Вы хорошо поработали, я вами довольна. Молодцы.

10.Домашнее задание: §92, упр.507 (СЛАЙД 18)

Спасибо за работу.(СЛАЙД 19)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!