СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имен существительных - презентация для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных - презентация для 5 класса»

Урок в 5 классе.  Род имён существительных. Подготовила учитель русского языка : Рыбина Е.Э.

Урок в 5 классе. Род имён существительных.

Подготовила

учитель русского языка :

Рыбина Е.Э.

Пятое марта. Классная работа.
  • Пятое марта.
  • Классная работа.
ДА Имя существительное –самостоятельная часть речи.

ДА

Имя существительное –самостоятельная часть речи.

НЕТ   Имена существительные  отвечают на вопросы Где?Куда?Когда?

НЕТ

Имена существительные

отвечают на вопросы Где?Куда?Когда?

ДА   Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или дополнением.

ДА

Имя существительное

в предложении обычно является подлежащим или дополнением.

ДА   Категория рода имен существительных-постоянный морфологический признак.

ДА

Категория рода имен существительных-постоянный морфологический признак.

НЕТ  Одушевленные существительные  отвечают на вопрос « что?»

НЕТ

Одушевленные существительные

отвечают на вопрос « что?»

- ДА  платочек  грузчик тигренок У данных слов суффиксальный способ словообразования.

-

ДА

платочек

грузчик

тигренок

У данных слов

суффиксальный способ словообразования.

ДА  В художественной литературе широко используется изображение неживых существ как живых.

ДА

В художественной литературе широко используется изображение неживых существ как живых.

Тема урока: Род имён существительных.
  • Тема урока:
  • Род имён существительных.
Повторить известный материал о роде существительных Цели   урока: 2. Выявить основные способы определения рода существительных 3. Научиться правильно определять род существительных
  • Повторить известный материал о роде существительных

Цели

урока:

2. Выявить основные способы определения рода существительных

3. Научиться правильно определять род существительных

Актуализация знаний. «Знаю» «Умею» Женский род  Определять род существительных,  подставляю слова - помощники:  моя, мой, моё.  Мужской род  Средний род  Относится к постоянным признакам.

Актуализация знаний.

«Знаю»

«Умею»

Женский род

Определять род существительных,

подставляю

слова - помощники:

моя, мой, моё.

Мужской род

Средний род

Относится к постоянным признакам.

Мир, няня, голубь, дружба, юноша, гнездо, голубка, степь, предание, Коля, печь.   Повторим определение рода имён существительных, приводя примеры.  Род имён существительных Женский род На  -а(-я) и  мягкий согласный Мужской род На согласный,  редко на –а(-я) Средний род На –о(-е)

Мир, няня, голубь, дружба,

юноша, гнездо, голубка,

степь, предание, Коля,

печь.

Повторим определение рода имён существительных, приводя примеры.

Род имён

существительных

Женский род

На  -а(-я) и

мягкий

согласный

Мужской род

На согласный, 

редко на –а(-я)

Средний род

На –о(-е)

Определите род существительных и распределите их по домикам: собака повидло гуашь озеро плащ дядя путь простыня училище женский род средний род мужской род

Определите род существительных

и распределите их по домикам:

собака

повидло

гуашь

озеро

плащ

дядя

путь

простыня

училище

женский род

средний род

мужской род

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода. солистка Пианист: пианистка = солист - х_______ Грек: гречанка = турок - х__________ Купец: купчиха = пловец – х________ Артист: артистка = машинист – х____ В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему? турчанка  пловчиха – разгов. машинистка  В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог -- геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода.

солистка

  • Пианист: пианистка = солист - х_______
  • Грек: гречанка = турок - х__________
  • Купец: купчиха = пловец – х________
  • Артист: артистка = машинист – х____
  • В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?

турчанка

пловчиха – разгов.

машинистка

В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог -- геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях

Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя? Неясно . Эти слова называются словами общего рода , и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте. Какой мальчик злюка! Какая девочка злюка!

Определите род данных имён существительных?

Он или она? Мой или моя?

Неясно .

Эти слова называются словами общего рода , и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Какой мальчик злюка!

Какая девочка злюка!

Определите род данных существительных. Мозоль, тюль, какао, лебедь, вуаль, повидло, шампунь, туфля, кофе.  Проверь по словарю.

Определите род данных существительных.

  • Мозоль, тюль, какао, лебедь, вуаль, повидло, шампунь, туфля, кофе.
  • Проверь по словарю.
Всегда ли легко определить род? Женский род Мужской род Мозоль вуаль  туфля Средний род Тюль лебедь шампунь кофе Какао повидло Запомните! Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао   – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода , но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде : сгущённое кофе с молоком».

Всегда ли легко определить род?

Женский род

Мужской род

Мозоль

вуаль

туфля

Средний род

Тюль

лебедь шампунь

кофе

Какао повидло

Запомните!

Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао   – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода , но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде : сгущённое кофе с молоком».

Упражнение № 500, 501.

Упражнение № 500, 501.

Род склоняемых имен существительных. Как мы определяем и выражаем род существительного? На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают: а) формы прилагательного: большой  стол , красная  ручка , широкое  окно ; б) формы глагола: мальчик читал книгу ; девочка изучала язык. У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные: а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг ; б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка ; в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце . Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Род склоняемых имен существительных.

Как мы определяем и выражаем род существительного?

На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:

а) формы прилагательного: большой стол , красная ручка , широкое окно ;

б) формы глагола: мальчик читал книгу ; девочка изучала язык.

У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:

а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг ;

б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка ;

в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце .

Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Исправьте ошибки. Подберите пару. Мужской род Женский род Бык Бычиха Петух Петушиха Баран Баранка Слон Волк Слоныня  Волкушка Стул Стулка корова  курица  овца слониха  волчица Табуретка    Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова .

Исправьте ошибки. Подберите пару.

Мужской род

Женский род

Бык

Бычиха

Петух

Петушиха

Баран

Баранка

Слон

Волк

Слоныня

Волкушка

Стул

Стулка

корова

курица

овца

слониха

волчица

Табуретка

Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова .

Работа со словами: Повидло, борщ, салат, яблоко, овощ, вермишель. Группа А:  составить диалог на тему: «меню на  завтрашний обед».  Группа Б:  составить словосочетания.  Группа В:  определить род существительных.

Работа со словами:

Повидло, борщ, салат, яблоко, овощ, вермишель.

Группа А: составить диалог на тему: «меню на завтрашний обед». Группа Б: составить словосочетания. Группа В: определить род существительных.

Задание: Рассмотрите фото и запишите существитель- ные мужского, женского и среднего рода, называющие предметы, изображённые на нём.

Задание:

Рассмотрите фото и запишите существитель-

ные мужского, женского и среднего рода,

называющие предметы, изображённые на нём.

Цели и результаты урока:  Мы должны были:  1 . Повторить  известные сведения о роде существительных. 2. Выявить  основные способы определения рода. 3.  Научиться правильно определять род существительных. . Мы смогли:   На основе известного материала узнать о разных способах определения рода существительных. Научиться правильно определять род .

Цели и результаты урока:

Мы должны были:

1 . Повторить известные сведения о роде существительных.

2. Выявить основные способы определения рода.

3. Научиться правильно определять род существительных.

.

Мы смогли:

  • На основе известного материала узнать о разных способах определения рода существительных.
  • Научиться

правильно определять

род .

полезный интересный урок скучный урок

полезный

интересный

урок

скучный

урок

Оцените свою работу на уроке.   Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то - 1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? 2. Сможешь ли ты  определить род имен существительных? 3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных? 4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками? 5. Сможешь ли ты определить среди имен существительных существительные общего рода? 6. А если трудно будет определить род у некоторых существительных, воспользуешься словарем? - У кого 5 +? Молодцы. У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.

Оцените свою работу на уроке.

  • Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -
  • 1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
  • 2. Сможешь ли ты  определить род имен существительных?
  • 3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
  • 4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
  • 5. Сможешь ли ты определить среди имен существительных существительные общего рода?
  • 6. А если трудно будет определить род у некоторых существительных, воспользуешься словарем?
  • - У кого 5 +? Молодцы.
  • У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
Домашнее задание. Параграф-94,  упражнение № 505.

Домашнее задание.

Параграф-94, упражнение № 505.